Новая «боевая единица»

Курс брусникинцев завоевал право стать театром

 
Мастерская Дмитрия Брусникина – больше чем просто курс. Это стало понятно, когда их самый первый экзамен в Школе-студии МХАТ оформился в спектакль и попал в афишу театра «Практика». Первокурсники вдруг выдали продукт, способный составить конкуренцию театральным коллективам «высшей лиги». На «Это тоже я» сегодня ломятся, как в 1964 году ломились на «Таганку».
«Это тоже я» – больше чем просто вербатим. Интервью, которые брусникинцы полгода собирали на улицах Москвы, стали «тестером» общества «нулевых», не менее точным, чем книга Натальи Ключарёвой «Россия: общий вагон». По ней составлялся опросник для представителей всех социальных групп, от нищих до богемы, – и все они активно шли на контакт, потому что время было стихийное – год Болотной, попытки заявить о своей позиции, стать «главным действующим лицом». Получилась очень честная работа – не поверхностный, не равнодушный взгляд на всех нас, на то, как по-разному мы «аккумулируем» в себе общественные настроения и вообще наше время.

Дмитрий Брусникин:

– Когда мы решили взять вербатим как предмет обучения, то соединяли это, на самом деле, с системой Станиславского: актеры не только собирали материал, они узнавали человека и как можно более подробно. Это большой труд. Понять, прочувствовать уникальность каждого – это и есть наша актерская задача.

Результат удовлетворил и самых продвинутых зрителей, и самых консервативных педагогов Школы-студии МХАТ. Дмитрий Брусникин преподает уже лет тридцать, но только с этим курсом начал пересматривать учебную программу, ломать стереотипы. В педагогике могут и должны быть «бунты» – Кирилл Серебренников доказал это на экспериментах со своей Мастерской – и коллег подтолкнул к «революционным» подходам. Брусникинцы по-своему соревновались с «Седьмой студией», и по сумме технологий, освоенных за четыре года, похоже, обошли.

Вербатим они попытались соединить даже с «Бесами»: разобрали роман, составили опросник и снова «пошли в народ» – искать по улицам Петербурга современных представителей территории Достоевского. Документальные материалы пошли на 8-часовой экзамен и новый спектакль – «Бесов» брусникинцы играют в «Боярских палатах» СТД. В Театре.doc «получила прописку» их работа по шести пьесам современного драматурга Максима Курочкина, «Выключатель», а это – игра в «четвертом измерении». Здесь мужчина может попасть в зрачок любимой женщины и узнать ее «бывших», а ангел, сворачивающий небо, попросить всех зрителей (а заодно все 6 млрд.) на выход: «Сворачиваемся!»

Дмитрий Брусникин:

– Непонимание современной драматур-гии – а в Школе-студии МХАТ никто ей серьезно не занимался, честно говоря, – отделяет от театра, делает территорию педагогики замкнутой: «форточки» не просто закрыты, а еще и гвоздями забиты, – но надо их открывать. Чтобы не чувствовалась «затхлость» и на экзамене, где молодые люди играют Островского, не возникало ощущение, что вы попали на 30 или 40 лет назад.

Ни картонного разбора ролей, ни ужасно запоздавших текстов у брусникинцев нет в принципе. С каждой работой они без разбега берут новую «высоту», и каждый раз пробуют другой, еще не знакомый театральный язык.

Спектакль-экскурсию «Второе видение» Мастерская Брусникина запустила, когда никто и не думал, что театральные «бродилки» станут трендом сезона. Картины авангардистов Ларионова и Гончаровой они переводили то в пластический этюд, то в инсталляцию, то в бытовую зарисовку: в каждом зале – свои театральные методы, свои ключи. Интегральное развитие, «спекторное зрение», умение разбираться в разных направлениях искусства – это брусникинцам прививала и команда молодых педагогов: Юрий Квятковский, Алексей Розин, Сергей Щедрин – все с прошлого выпуска Дмитрия Брусникина. Они же культивировали «внутреннюю свободу» – качество, которое отличает это поколение.

Мощным антивоенным высказыванием стала «Конармия» (на фото). Дипломный спектакль – по рассказам Бабеля о Гражданской войне – сделан как «балет-оратория»: бесконтрольное движение «многоногой армии», революционной «биомассы». Ее несет в «потоке» насилия, как в горной реке. «Коллективное тело» брусникинцев трансформируется под электронные перкуссии вперемешку с украинскими народными песнями, хоралами, военными маршами – и коллективным воплем. «Марширующая хореография» распадается на сцены самоистребления человечества и собирается в аллегорические картины, в которых угадывается и «Пьета» (иконографическое изображение Богоматери с мертвым Христом, лежащим у нее на коленях). Но христианские образы здесь снижаются до предела, до представлений безбожников о «жертве» и свидетельствуют, на самом деле, о бессмысленности страдания, о смертях, которые никого не спасают и не оправдывают.

«Конармия» окончательно убедила московские власти в том, что курс Дмитрия Брусникина надо сохранить как боевую единицу, и с нового сезона брусникинцев подселят к Театру Романа Виктюка, в реконструированный «Дом Мельникова».

Дмитрий Брусникин:

– Я убежден, что просто созрела потребность в обществе, чтобы это поколение смогло высказываться как поколение. Они более свободны. Они родились во времена, когда слово «свобода» уже было не новым, им не пришлось перешагнуть из одной эпохи в другую. Сейчас период наступает непростой, и они набирают тот возраст, когда могут осмысливать себя с точки зрения того, как соотносить себя со временем.

У Мастерской Дмитрия Брусникина – большие планы. Уже «зарядили» три спектакля. «Волоколамское шоссе» по Хайнеру Мюллеру показали в Международном доме музыки вместе с оркестром Башмета и с Евгением Мироновым. Из акции к 70-летию Победы «растят» постановку, потому что материал очень мощный, делает его Марина Брусникина вместе с художником Ксенией Перетрухиной. Вторая работа называется «СЛОН» – Соловецкий лагерь особого назначения. Андрей Стадников, который входил в «Группу юбилейного года» и сотрудничает c брусникинцами с первого курса, занимается проектом как режиссер и драматург. Он компонует первую часть из пьес, которые шли в лагерях, вторую – из фрагментов культовых фильмов последнего десятилетия и находит созвучие между удаленными друг от друга пластами времени. «СЛОН» будет идти в пространстве завода «Кристалл». И еще один спектакль будет делать Юрий Квятковский, «Проект «Сван», по пьесе в стихах Андрея Родионова.

Если все три работы «произойдут», у Мастерской Дмитрия Брусникина сложится репертуар из десяти названий, замешенный на современной драматургии и современной поэзии, а главное – на познании разных театральных путей.

  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • 27 апреля 90 лет со дня рождения Евгения Моргунова

    Актер родился 1927 года в Москве. Его  детство артиста пришлось на военные годы, когда он делал болванки для снарядов на заводе «Фрезеор». После окончания курса Сергея Герасимова в ГИТИСе, он был зачислен в труппу Театра киноактера. ...
  • Александру Лазареву-младшему исполнилось 50!

    В четверг, 27 апреля, свой полувековой юбилей отмечает  Александр Лазарев-младший. В связи с юбилеем поздравление ведущему актеру «Ленкома» направил его педагог, председатель СТД РФ Александр Калягин.   Дорогой Саша! Не знаю, был ли я хорошим педагогом, но то, что ты был хорошим учеником, которым я по праву горжусь, это правда, - говорится в сообщении. ...
  • Барбра Стрейзанд отмечает 75-летие

    Американская актриса, режиссер, продюсер и певица Барбра Стрейзанд в понедельник, 24 апреля отмечает юбилей. Барбара Джоан Стрейзанд родилась 24 апреля 1942 года в Нью-Йорке. В 1959 году, будучи школьницей, она дебютировала как актриса в театре. ...
  • 100-летие Юрия Любимова отметят в «Иллюзионе»

    В московском кинотеатре «Иллюзион» в рамках юбилейной программы «Век Юрия Любимова» пройдет ретроспектива «Юрий Любимов. Киносеанс с Мастером», где будут показаны редкие фильмы с его участием. «Несмотря на то, что для Юрия Любимова театральные подмостки всегда были ближе, за свою долгую творческую жизнь он снялся почти в 30 киноработах, большая часть которых пришлась на 40-е - 60-е годы XX века», -  цитирует ТАСС слова вдовы режиссера Каталин Любимовой. ...
Читайте также