Семейные тайны

«Серебряные колокольчики» в Театре армии

 
«Вся моя жизнь, по сути, оказалась подготовкой к этому спектаклю. Это спектакль-реквием, спектакль-некролог нашей иллюзии и наивности, спектакль-разочарование многих поколений, который я наиболее остро пропустил через себя, генетически осознавая себя родным внуком Иосифа Сталина» (режиссер Александр Бурдонский).
Спектакль «Серебряные колокольчики», поставленный им на сцене Театра Российской армии по пьесе Генрика Ибсена «Йон Габриель Боркман», посвящена теме, популярной уже во времена Эсхила: рока, родового проклятия, неминуемой кары. С тех пор в каждой уважающей себя семье есть свой «скелет в шкафу». А если нет, его следовало бы выдумать.

Пьеса «Йон Габриель Боркман» была написана в 1896 году. Это уже поздний Ибсен, окончательно потерявший интерес к героям и монстрам норвежского фольклора и национального романтизма, предпочтя им безжалостное препарирование современной ему реальности, вскрытие социальных язв, психологических и философских противоречий. Что ж, в среде городских обывателей XIX века оказалось не меньше духов, приведений и погребенных в дубовых гардеробов скелетов, чем троллей и демонов в скандинавских горах.

Бывший директор банка Боркман (Антон Морозов) был разоблачен в растрате доверенных ему финансов. Эти деньги он намеревался вложить в создание собственной промышленной империи, доходы от которой должны были с лихвой покрыть недостаток, однако его план провалился из-за предательства друга и партнера. После громкого скандала и разорения Боркман на много лет уединился в своем кабинете, предаваясь мечтам о реванше. Его жена Гунхильд (Анна Глазкова) отказалась от всякого общения с мужем, не простив ему постигшего семью позора. Гунхильд исступленно и фанатично привязана к своему сыну Эрхарду. Мечта о том, что некими великими свершениями и успехами Эрхард (Сергей Смирнов) смоет с семьи позор, – единственное, что поддерживает в Гунхильд желание жить, удерживая от бездны отчаяния. Много лет одинаковые в своей пустоте и бессмысленности дни сменяли друг друга, и бледный туман несбыточных фантазий клубился над мутной заводью затяжной депрессии. Но в один прекрасный день мирную жизнь этой семьи нарушает неожиданный приезд Эллы Рентхейм (Ольга Герасимова), сестры Гунхильд.

Александр Бурдонский не случайно отказался от авторского названия пьесы: режиссер смещает акценты, и главному герою приходится сойти с котурн. У Ибсена это «больной волк», вернее, поверженный сверхчеловек. Вера в свое призвание, стремление к творчеству и дерзанию оказались сильнее нравственного чувства, и, чтобы реализовать свои помыслы, Боркман предал любовь, пошел на обман. Но даже карающий рок в виде предательства и разоблачения не сломал гордость Боркмана. Главный герой пьесы трагичен, но главный герой спектакля – смешон. Персонаж Антона Морозова – всего лишь рыхлый, самовлюбленный мелкий буржуа. Он слишком слаб для того, чтобы осознать в полной мере отчаянную безнадежность своего бытия, необратимость краха. Он прячется от этой пугающей истины, не выходя из своего кабинета и предаваясь инфантильным мечтам. Может быть, и его «великое призвание» было столь же иллюзорным, и лишь безнравственные поступки оказались единственной реальностью?

В отличие от убегающего от реальности Боркмана, его жена Гунхильд живет, упиваясь горем и жаждой мести. Анна Глазкова играет утрированно и эксцентрично: сдавленный, лишенный тонких интонаций и полутонов голос, размашистые, нарочито неуклюжие, как у механический куклы или ожившего мертвеца, движения… Закосневшая в своей обиде, Гунхильд словно теряет человеческий облик, заживо превращаясь в тот самый семейный «скелет в шкафу», требующий жертв от молодых поколений.

Аскетичная сценография Валерия Фомина точно передает ощущение холодного, безвоздушного мира, в который погрузился дом Боркманов после своего краха. Холодные фактуры, острые углы, неуютные и словно бы ненадежные металлоконструкции, освещенные холодным, бледным светом или овеянные мутным туманом. Эта жизнь кажется глубоко безнадежной и вместе с тем хрупкой: призраки прошлого, скрывающиеся в темных углах, способны прогнать лишь одно дуновение свежего ветра, смелое, правдивое слово. И звон дорожного колокольчика, зовущего в далекий, но свой, собственный путь.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на Малой Бронной открывает программу «Большие режиссеры маленьким зрителям»

    На фото: режиссер Олег Долин  Театр на Малой Бронной запускает новую программу «Большие режиссеры маленьким зрителям», цель которой – сделать спектакли для семейного просмотра художественным событием. Первой премьерой в рамках программы станет спектакль Олега Долина «Женщина-Змея» по сказке Карло Гоцци. ...
  • Московский театр кукол представит премьеру «Кэрролл без Алисы»

    Премьера спектакля «Кэрролл без Алисы» режиссера Натальи Пахомовой состоится 10 декабря в Московском театре кукол. Это заключительная работа первой актерской Лаборатории МТК.NEXT, в рамках которой создаются спектакли для подростков по произведениям современных авторов. ...
  • Декабрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах первого зимнего номера (см. подписка) вы прочтете: - Что ценит Александр Калягин в «Театрале»: письмо к 15-летию журнала; - Чем Владимир Сорокин заинтересовал Максима Диденко; - Как в Санкт-Петербурге создают единое культурное пространство: интервью с замглавы Комитета по культуре Александром Воронко; - Какой будет жизнь Театра им. ...
  • Атлантида советского быта

    Последние годы можно наблюдать довольно бурную экспансию советских пьес на современную сцену. Режиссеры снимают с полки забытые сборники, воспроизводят давно забытый стиль «советского спектакля (возвращаются даже писанные задники и платформы). ...
Читайте также