Марк Захаров как «Герой нашего времени»

 
Большинству грамотного населения Российской Федерации известно, что Марк Анатольевич ЗАХАРОВ:
– главный режиссер театра «Ленком»;

– первооткрыватель жанра отечественной рок-оперы («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось»);

– режиссер культовых фильмов «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен»;

– друг Андрея Миронова и Григория Горина и отец Александры Захаровой;

– автор писем товарища Сухова к Катерине Матвевне (фильм «Белое солнце пустыни»);

– бывший депутат;

– бывший коммунист (прилюдно сжег свой партбилет в прямом телеэфире);

– в политике склонен к демократизму и либерализму;

– любит мрачно шутить.

Это почти вся правда о Марке Захарове, но вряд ли она бы его удовлетворила, ведь за каждой строчкой – конкретное время, конкретные люди, конкретные нервы. Сегодняшние фанаты «Ленкома» уверены, что Захаров здесь был всегда, а о происхождении названия и вовсе не задумываются. Между тем, на внешней стене театра на Малой Дмитровке (еще недавно – улице Чехова) до сих пор висит мемориальная дощечка, извещающая любопытствующих о том, что в этом здании вождь мирового пролетариата Владимир Ленин произнес свои знаменитые слова «Учиться, учиться и учиться», выступая на третьем съезде комсомола. Так ТРАМ (Театр Рабочей Молодежи) превратился в театр им. Ленинского комсомола, который для краткости москвичи окрестили «Ленкомом», так что под своим нынешним именем театр существует уже несколько десятилетий.

До прихода в «Ленком» Марк Захаров уже совершил несколько героических поступков – он поработал артистом в Пермском драмтеатре, поставил несколько шумных спектаклей в Студенческом театре МГУ и сильно напугал идеологический отдел ЦК «Доходным местом» в Театре сатиры. «Доходное место» выдержало 40 представлений и благополучно было запрещено к показу. С тех пор прошло 40 лет, а очевидцы – участники и немногочисленные зрители – помнят этот спектакль в мельчайших подробностях, цитируют наизусть целые сцены и почти полностью – тот легендарный монолог Жадова (Андрея Миронова), который, видимо, и стал главной идеологической «бомбой», до смерти перепугавшей весь тогдашний партхозактив. Вот с таким «багажом» пришел Марк Захаров в театр Ленинского комсомола. Где и продолжил свою подрывную деятельность до полного и, казалось, окончательного разгрома коммунизма.

«Ленком» Захарова начался с… Горина. С «Тиля» – уникальнейшего соединения трагедии и музыки, неприглядной правды и зрелищной театральной условности, открытости и простодушия уличного комедианта и невероятной глубины переживаний. В «Тиле» еще не было оперы, но уже была музыка, были зонги, были солисты и кордебалет, было живое звучание живых актерских голосов и музыкальных инструментов. С «Тиля» началась биография современного «Ленкома»: легендарная «захаровская» команда сложилась и родилась тогда, в 1974 году, под звуки «Тили-тили-тили-Тиль!...». И если в «Доходном месте» режиссер протаскивал драматурга сквозь время, пытаясь обучить Островского современному языку, добиться от него современного звучания, что и было главной победой, то в «Тиле» новый язык был найден благодаря Григорию Горину.

Умение собрать команду, окружить себя единомышленниками (тем самым существенно облегчив себе жизнь, избавив себя от необходимости орать, требовать и по сто раз объяснять, что тебе надо), причем единомышленниками талантливыми, амбициозными, неуправляемыми – еще один героический дар Марка Захарова. Ведь театр – это не только набор артистов, но и драматург (Горин), и художник (Шейнцис), и композитор (Рыбников), и музыканты (группа «Аракс», Рудницкий)), и, наконец, директор (Варшавер). Только с такой мощной командой можно было с легкостью брать любые вершины, экспериментировать с формой, с драматургией, с жанрами. С такой командой можно было даже ошибаться, даже рисковать. С такой командой не то что «телефонную книгу» – любую советскую дребедень можно сделать «хитом» сезона и при этом не изменить своим принципам, оставляя за собой право на двусмысленность, на иронию.

Нет, до «Сталеваров» дело, конечно, не дошло, но «ткачихи» по сцене ходили, было! И какие «ткачихи» – во главе с Татьяной Пельтцер! На «производственные» драмы Марка Захарова «лом» был не меньший, чем на «Юнону и Авось» – режиссер приучил нас читать «между строк», избаловал нас подтекстами и намеками, и мы вправе были требовать от него неустанного «междустрочья».

Попытка заняться на сцене театральной публицистикой, а потом и вовсе окунуться в политику с головой была для Захарова вполне закономерной. Как настоящий русский пассионарий, скрытый диссидент и язвительный антисоветчик, он не мог остаться в стороне в эпоху неожиданно грянувшей демократии. И тогда его герои взяли микрофон и впервые шагнули в зал, властным жестом отодвинув пресловутую «четвертую стену». Не время было для стен. В смысле кончилось их время вместе с крушением главной Берлинской стены. Тогда, как и во многих его ровесниках, в нем проснулся романтический дух шестидесятничества. Можно было говорить правду в зал, демонстративно сжигать свое прошлое, как сжигают мосты, не допуская даже мысли о возможном возвращении назад.

Сегодня «Ленком», как и вся страна, переживает эпоху стабильности – планка, задранная когда-то главным режиссером, стоит как влитая, не шелохнется. Марк Анатольевич Захаров растерял в боях здоровье и близких друзей. Нет рядом Горина, нет Леонова и Шейнциса, не в состоянии пока выходить на сцену любимые Караченцов и Абдулов. В высказываниях мастер стал более осторожен – поводов для романтического оптимизма все меньше, он сторонится власти и политики, красные ковровые дорожки кремлевских коридоров больше не прельщают его своей доступностью.

Ровно так, как и предупреждал незабвенный товарищ Сухов: «Еще хочу сообщить вам – дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем – напрасное это занятие.»


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
  • Сергей Голомазов набирает актерский курс в Риге

    Экс-худрук Театра на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов открывает в Латвийской академии культуры мастерскую и набирает актерский курс на базе Рижского русского театра им. Михаила Чехова, которым Сергей Анатольевич руководит с 1 октября 2018 года. ...
  • Владимир Словохотов: «Я решил собирать таланты по стране»

    Основатель и художественный руководитель Театра на Васильевском Владимир СЛОВОХОТОВ говорит: «Мы не завидуем чужим успехам, не впадаем в отчаяние от неудач. Мы еще можем позволить себе роскошь проб и ошибок». На этом методе построена вся история коллектива, которому в этом году исполняется 30 лет. ...
Читайте также