Родина рок-н-ролла

Город – Екатеринбург, Население – 1 миллион 336 тысяч 500 человек, Театров – 22

 
Екатеринбург претендует на то, чтобы слыть третьей или четвертой столицей России, и это дает его жителям и власти больше поводов для куража и дерзости. Последние годы он и вправду развивался бурными темпами, похоже, балансируя на «творческом» конфликте между городской и областной властями, бравшими ту или иную отрасль под свой авторитетный контроль.
Бывавшим не раз в городе бросается существенная разница между Екатеринбургом 1990-х и Екатеринбургом 2000-х. Сегодня это город с ухоженным центром – комфортным пространством для жизни с променадами и набережными, шедеврами конструктивизма, дворянской и промышленной архитектуры XIX века. Сердце города – Плотинка, где в узкое жерло с бешеной скоростью, захлебываясь, устремляется поток воды с Исетского пруда; плотина, мотор, перпетуум мобиле, аппарат-метафора урбанизма, укротившего девственную суровую природу.

Екатеринбург – заводская столица России, где началась индустриализация патриархальной империи и окончилась жизнь царской династии, – был обречен стать столицей культурной альтернативы. Здесь в 1980-е расцвел феномен «свердловского рока» с резко социальными, депрессивными, порой суицидно-отчаянными интонациями. Также в 1980-е Свердловский ТЮЗ начал всероссийское «тюзовское» движение – преобразование театров юного зрителя, законсервированных и изолированных благодаря своей узкой специализации трупп, в активных участников «большой» театральной жизни, чему весьма способствовало административное раскрепощение театра и возникший при Свердловском ТЮЗе крупнейший всероссийский фестиваль «Реальный театр», доживший до сегодняшнего дня. Екатеринбург стал одной из важнейших столиц современной хореографии в России – здесь началась карьера главных пассионариев жанра, «Провинциальных танцев» Татьяны Багановой. Вслед за ними стали востребованными «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова и «Киплинг» Натальи Левченко. Здесь впервые в России открылся факультет современного танца, возглавляемый Геннадием Абрамовым, – до той поры высшее балетное образование в России было только классическим. Здесь до последнего времени работало контркультурное, анархическое издательство Ильи Кормильцева «Ультра.Культура».

Екатеринбург – один из важнейших центров новой драматургии, здесь работает авторская школа Николая Коляды. Это целая фабрика пьес – и сам Коляда, и его ученики (Олег Богаев, Василий Сигарев, Александр Архипов и др.) активно включены в процесс обновления репертуара российских театров. Каждое лето итоги драматургической жизни подводятся на финале конкурса «Евразия», где не только драматургам со всей России вручаются премии, но и случается театральный марафон, где пьесы читают 12 часов подряд сперва в театре, а затем в деревне Логиново, на даче Николая Коляды.

Принципы современного театра и драматургии можно увидеть в самой оригинальной екатеринбургской труппе «Коляда-театра», занявшей помещение деревянного особняка на улице Тургенева. За пять лет существования «Коляда-театр» собрал лучшие актерские силы из различных трупп Екатеринбурга и живет теперь в независимом, негосударственном формате. Маленький уютный зал, гостеприимные интерьеры с имитацией домашнего уюта, пронзительные, кричащие, в чем-то резковатые и ранящие спектакли, большей частью основанные на текстах Николая Коляды о жизни русской провинции. Совершенно особая линия репертуара «Коляда-театра» – классика, в которой труппа достигает своего апогея, – сегодня это «Гамлет» и готовящаяся гоголевская «Женитьба».

У Екатеринбургского ТЮЗа огромная и славная история. Это, прежде всего, театр Анатолия Праудина – одного из важнейших режиссеров России. Когда-то его радикалистская авангардистская постановка в жанре театра абсурда «Алиса в стране чудес» получила Государственную премию, что стало едва ли не большим событием для истории Госпремии, чем для самого театра. В Екатеринбургском ТЮЗе работает первая артистка Екатеринбурга и звезда всей театральной России Светлана Замараева. Сегодня театр остается местом, где продолжается художественный эксперимент (регулярно проводятся лаборатории современной пьесы и молодой режиссуры), но отсутствие художественного руководителя сказывается на не слишком интенсивной работе театра. Последняя яркая премьера ТЮЗа – «Жак и его господин» в режиссуре Олега Рыбкина.

Еще в городе есть два небольших театрика. Яркий, активный «Театрон» Игоря Турышева, совсем недавно претерпевший немало трудностей (вплоть до угрозы закрытия), пока взял паузу и собирается с силами. А доселе не слишком успешный театр «Волхонка», напротив, пытается сегодня всеми силами выйти на поверхность и заявить о себе всерьез. Последние постановки у «Волхонки» были эффектными и заметными, как «Арт» и «Момо», получивших немало премий.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также