Место, к которому прирастают душой

В Звенигороде открылась Международная летняя театральная школа СТД

 
Чему можно научиться за месяц? Массе совершенно конкретных вещей: понимать свое тело, слышать ритм роли, держать пластику сценического боя, правильно говорить по-русски, обнаруживать душу в неодушевленных предметах, наконец-то разобраться, чем система Станиславского отличается от школы Михаила Чехова. Эти счастливчики еще не понимают, какие билеты им повезло вытянуть в лотерейном барабане Судьбы. Осознание придет не сразу. Не после аплодисментов на «выпускном» спектакле. И даже не в тот момент, когда восемьдесят воздушных шариков взмоют в подмосковное небо в день закрытия Школы. Но когда-нибудь каждый из них поймет, что такое в его жизни больше никогда не повторится.

В летнюю школу СТД нельзя поступить дважды. В отличие от аналогичных проектов, коих в мире немало, обучение здесь бесплатное и было бы несправедливо, если кому-то повезет дважды, а кто-то останется за бортом.  Проект финансируется собственно СТД и тремя министерствами культуры – федеральным, Московской области и столичным. Вырос он из инициативы по поддержке русских театров, работающих на постсоветском пространстве.  Впоследствии границы его расширились и в школу потянулись ребята из стран Восточной Европы, а в последние несколько лет сюда приезжают молодые актеры из зарубежья совсем уж дальнего – Великобритании, США, Израиля, Австралии.

И этот год не стал исключением, несмотря на разнообразные санкции, которые к России пытаются применить ее «западные партнеры». Кстати, из Украины ребята тоже приезжают практически каждый год.

Александр Калягин, художественный руководитель Международной летней школы:
- Наша Школа уникальна по многим параметрам: по уровню мастеров, разнообразию методик и режиссерских подходов, по интенсивности творческой жизни, которая тут кипит с утра и до утра, затихая всего на пару часов только глубокой ночью. Но, возможно, главное ее достоинство – это возможность для всех нас – и педагогов и учеников – почувствовать, что, несмотря на разницу в возрасте, опыте, менталитете, все мы говорим на одном языке – языке театра.

Школа – это не только передача традиций, не только постижение глубин, это еще и территория эксперимента. Здесь режиссеры апробировать постановки, которые там, «на большой земле», в условиях стационарного театра с немалой и разновозрастной труппой, практически невозможны. А здесь для них и их питомцев ничего невозможного нет. Так что можно без особого преувеличения сказать, что тут на наших глазах складывается новый театральный язык.

Я о Школе могу говорить бесконечно, она не перестает удивлять нас и радовать. Но все же, главного словами не передать. За месяц к этому месту прирастают душой…

Если же описывать Школу сухим языком цифр, то получается следующая картина: 81 участник из 20 стран мира. Половина «школьников» - артисты русских театров из стран СНГ и Балтии, еще 10% - из театров Московской области, остальные – из российской глубинки, причем большинство именно из небольших и даже очень маленьких городов – Камышин, Ирбит, Нерюнгри, Нягань. Москвичей всего двое.

Система отбора участников постепенно усложняется. Если раньше все ограничивалось возрастом (до 32 лет), наличием диплома об окончании театрального вуза и знанием русского языка, то сейчас претендентам приходится заполнять развернутую анкету с «коварными» вопросам, позволяющими оценить стратегию их творческого мышления. Натуры наиболее деятельные присылают даже видеозаявки. Снимать их можно хоть на мобильный телефон: важная фантазия, а не качество изображения.   

Дмитрий Мозговой, директор Международной летней школы:
-  В этом году мы отсмотрели более тысячи заявок. Каждый раз происходит одно и то же – жалеешь, что нельзя взять всех, настолько велико в этих ребятах желание учиться, открывать для себя что-то новое. В этом году, конечно, пришлось затянуть пояса потуже. Мы отказались от экскурсий по Москве, сократить бюджеты спектаклей по части реквизита, но по числу участников этот набор не отличается от предыдущих. Организовать бесперебойную работу такого механизма непросто, не забывайте, мы ведь находимся в лесу. Но у нас прекрасная команда и если завтра кому-то из наших режиссеров понадобятся для спектакля 75 милицейских фуражек, они у него будут.

Впереди у ребят, пожалуй, самый насыщенный месяц за всю их недолгую актерскую жизнь. С утра – мастерство актера и занятия наиболее важными дисциплинами – сценическая речь, сценическое движение, ритмика, танец, фехтование. Днем – творческие встречи с корифеями отечественной режиссуры. Кроме Александра Калягина, мастер-класс которого на Школе неотменим, как восход солнца, у молодых актеров будет возможность пообщаться с Львом Додиным, Сергеем Женовачом, Игорем Золотовицким, Борисом Константиновым, Вячеславом Полуниным. После обеда и до последнего издыхания – репетиции, ведь главным «экзаменом» станут спектакли (в этом году их будет шесть), оценку которым фактически выставит публика.

Григорий Козлов, режиссер, профессор СПбГАТИ, худрук театра «Мастерская»:
- Меня раза четыре приглашали поработать в Школе, но все как-то не складывалось. А тут появилось свободное время и я решил рискнуть. Это будет хороший опыт. Какой именно – еще не знаю, и судить не берусь. Но в том, что хороший – уверен. Времени на постановку здесь отводится совсем немного – меньше месяца. И до кастинга ты совершенно не представляешь, с кем тебе придется работать. Это, если хотите - проверить себя, оценить, в какой ты форме. Отбирать актеров буду по их подвижности, не в смысле тела, хотя и это важно, а в смысле быстроты отклика на вброшенную идею. Что буду ставить, заранее сказать невозможно. Есть несколько вариантов, хотелось бы попробовать поставить Бунина – атмосфера здешняя располагает. А что получится – увидим. Не надо загадывать. Неизвестность – прекрасное состояние.

Алексей Ищук, хореограф-постановщик Камерного музыкального театра им. Покровского:
- Я два года работал в Школе педагогом, теперь представилась возможность поставить спектакль в жанре пластической импровизации. Как же можно было отказаться! Ведь Школа прекрасна тем, что это творчество 24 часа в сутки с совершенно непредсказуемым результатом. Причем здесь процесс важнее результата, но не отменяет его. Когда собирается в одном месте множество творчески настроенных людей, атмосфера воспламеняется сама собой, надо только вовремя подхватить эту искру. Собственно это один из принципов импровизации – расслышать то, что пока другим не слышно и выявить. За этим феноменом люди сюда и приезжают.

По традиции «выпускные» постановки играют в «Театральном центре на Страстном», на сценах Истринского драматического театра и Центра им. Любови Орловой в Звенигороде. А так называемые уличные спектакли ребята разыграют на ВДНХ, в Столешниковом переулке и на Кузнецком мосту. Так что в ближайшие четыре недели покой им даже снится не будет.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также