Школа антикризиса

Почему финансовая нестабильность открывает перед театром новые возможности

 
Сегодня наши жизненные реалии в очередной раз изменились, и не в лучшую сторону. Должны ли на этом фоне поменяться роль и функция театра? Каково его место в современной действительности? В преддверии Международного дня театра (27 марта) «Театрал» задал эти вопросы молодым режиссерам

Илья Ротенберг, главный режиссер ТЮЗа (Томск):


– Я думаю, что роль и функция театра не должны меняться. Театр был и остается зеркалом нашей жизни. Или, как говорил Маяковский, увеличительным стеклом. Сегодняшнее общество сильно разделено. За последние три года нашу страну настигла череда событий, которые выявили полярные настроения среди людей. И с каждым днем эти настроения становятся все острее. Непримиримость перерастает порою в агрессию. Сегодня в России, как никогда, важно искать объединяющую идею. Нужно помнить, что, несмотря на разность взглядов и позиций, мы одна страна и один народ. Но, мне кажется, в политических вопросах театру стоит придерживаться нейтралитета. Он не должен кого-то или что-то поддерживать.

Хотя… это как посмотреть.

Великие The Beatles вошли в историю еще и тем, что остановили Третью мировую. Есть такая точка зрения. Мне кажется, нам всем сегодня не хватает здоровой иронии во взглядах на происходящее и его оценках. Вот это, по-моему, и есть тот акцент, который необходим современному театру, – ирония. Это не значит, что репертуары всех театров должны состоять исключительно из комедий. Но искать пространство для иронии или самоиронии важно. Без нее никак. Надо заново учиться улыбаться. Надо искать мотивации, чтобы продолжать жить, ничего не боясь, но при этом ко всему быть готовым.

Никита Кобелев, режиссер (Москва):


– Мне кажется, нужно продолжать работать, делать то, что задумал, во что веришь и что кажется важным тебе самому. С экономической точки зрения я пока не очень понимаю, отразится ли кризис на посещаемости, об этом лучше спросить у директоров. Но, по-моему, это абсолютный миф, что в трудные времена людям нужно лишь развлечение или утешение. Конечно, кому-то нужно и это, но так было всегда. Так же, как всегда существовала потребность в театре, задающем зрителю больные вопросы. Могу говорить только о себе: например, у нас на спектакль «Декалог на Сретенке» билеты распроданы на несколько месяцев вперед. А ведь это спектакль про десять заповедей, идущий три с половиной часа.

Боюсь, что из-за так называемого кризиса могут пострадать международные фестивали, что, конечно, очень печально, и надо постараться сделать все возможное, чтобы этого не произошло.

Опасней, по-моему, кризис политический. Помимо печальных симптомов идеологического давления, не менее остро ощущается усиливающаяся поляризация общества. С каждой новой обсуждаемой темой, политической ли, религиозной или даже искусствоведческой, трещина между разными группами становится все явственней и непреодолимей. Возможно, в такое время театру снова предстоит стать одним из тех немногих мест, которое будет объединять в своем зале совсем разных людей, как это делали в советское время «Таганка» или «Современник». И может, это будет неплохо и для театра, и для общества.

Екатерина Гороховская, режиссер (С.-Петербург):


– Кризис начался не вчера и кончится еще не скоро, если вообще кончится. Оглядываясь на свою небольшую жизнь, я не могу вспомнить ни одного момента, когда родители не вздыхали бы: «Как жить – непонятно, за детей страшно». Теперь так вздыхаю и я. И какова в этом перманентном российском кризисе роль театра?

Летом 1998 года мы тоже бурно обсуждали дефолт, плавно переходя на обсуждение премьер прошлого сезона, перспективы сезона грядущего и волнующие подробности личной жизни отдельных творцов. Вокруг были ужас и страх, внутри – страх и сомнение. А театр, сама возможность говорить о нем и заниматься им, был спасательным кругом, заветным маяком, счастливой возможностью, жизненной потребностью. Пусть зыбкой, но все же почвой под ногами в болоте будней.

Сегодня, когда страх и ужас, маразм и агрессия зашкаливают, а перспективы туманны как никогда, когда невыносимо воняет войной, театр мне представляется местом, где еще возможно обрести надежду. Местом, где человек со сцены обменивается живой энергией со зрителем. Где можно почувствовать, что ты не один, что ты еще человек и что это имеет значение. Гуманистическая, если хотите, роль театра мне представляется сегодня особенно важной. Такой театр интересен мне как практику, таким театром я хочу заниматься.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Не надо действовать сталинскими методами»

    Празднование 140-летия Сталина, запланированное 21 декабря коммунистами в Воронежском Доме актера, не состоится. Такое решение приняла директор учреждения Вера Ильяшенко после того, как встретилась с театральной общественностью, а также ознакомилась с петицией, которую за два дня подписали 1200 человек. ...
  • Деятели культуры выступили против празднования юбилея Сталина в воронежском Доме актера

    В Доме актера в Воронеже региональное отделение КПРФ собирается провести празднование 140-летия Сталина. Деятели культуры возмущены не только самим фактом празднования этого события на театральной сцене, но и тем, что по всему Воронежу развешано большое число рекламных плакатов и баннеров с портретом Сталина. ...
  • «Наш театр оказался под угрозой своего существования»

    Одним из спикеров завершившегося в Москве Всероссийского театрального форума СТД стал основатель и художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев, который, напомним, в ноябре заявил о своем уходе, поскольку власти Новосибирска, несмотря на многолетние обещания, ничего не делают для того, чтобы Городской театр, который пользуется большим зрительским успехом, обрел полноценное помещение. ...
  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
Читайте также