Мюллер от Геббельса

 
Музыкально-драматическая пьеса Хайнера Геббельса «Черным по белому»для Ансамбля Модерн завершила год культуры Германии в России. Имя Хайнера Геббельса почти неизвестно в России. Первый раз его спектакль «Хаширигаки» по Гертруде Стайн для трех певиц был показан на Всемирной театральной Олимпиаде в Москве в 2001 году. В 2003 году Геббельс был гостем Первого Московского международного фестиваля Театра звука.
Литературная основа спектакля – коротенькая новелла Эдгара По «Тень» и фрагмент «Реквиема» Хайнера Мюллера. Геббельс посвятил свою работу этому знаменитому режиссеру, с которым как композитор сотрудничал много лет. В спектакле звучит запись голоса Мюллера, сделанная Геббельсом еще в 70-е годы.

«Вы, читающие, находитесь еще в числе живых; но я, пишущий, к этому времени давно уйду в край теней» – этими словами начинается «Тень» Эдгара По. Она повествует о пире семи друзей во время чумы. Внезапно появляется странная Тень – ни человека, ни божества, которая на вопросы отвечает «голосами многих тысяч ушедших друзей». Фрагменты текста новеллы на протяжении спектакля читают актеры на разных языках – английском, немецком, французском.

Однако судить о содержании исходя из литературных источников невозможно. Литература и музыкально-драматическое действие связаны между собой совсем не прямыми отношениями и ассоциациями. В музыке множество разностилевых и разножанровых эпизодов – лирических, игровых, гротескных, где сочетаются элементы авангарда, джаза, рока и традиционной музыки – от японского кото до пения еврейского кантора. Сюжеты развиваются параллельными курсами. И очень редко совпадают по внутреннему настроению. Театральное действо возникает из содержания самой музыки. Артисты веселятся, бросая через всю сцену мячи в большой барабан и грохочущий металлический лист. Стучат костяшками нард. Эта сцена коллективной игры родилась из идеи ритмической импровизации.

В другом эпизоде музыканты разбиваются на две группы. Одна часть – тромбоны и тубы – играет неизменную короткую басовую формулу. Она повторяется как кредо. Другая группа (трубы и саксофоны) противостоит ей, утверждая ритмически свободную мелодию. В конце концов конфликт исчерпывается, противостоящие группы сходятся, сливаются и, играя вместе простую последовательность из двух аккордов, уходят в глубь сцены. И только один несогласный саксофонист остается и продолжает настаивать на теме, все более и более распаляясь. Гигантская п-образная арка раскалывается, с грохотом падает на сцену, поднимая в воздух листы бумаги. Музыка прекращается. Конфликт баса и мелодии хорошо известен всем джазовым музыкантам, но как конфликт давно уже не воспринимается. Геббельс возвращает ему природную остроту.

Драматургия целого – это переплетение музыки, литературы и сценического действия, которые в разные моменты берут на себя главную эмоциональную и смысловую нагрузку. В «Черном по белому» нет главного героя. Вместо него лейтмотив: звук нервного шуршания и постукивания карандаша по бумаге. Это образ невидимого, отсутствующего автора. Не скорбь и мистический ужас определяют настроение спектакля, а радость коллективной игры и сотворчества. Это – произведение об искусстве.

Хайнер Геббельс начинал как композитор. Увлекался роком, авангардом. Много писал для драматического театра. Но был им не удовлетворен. С этого начался его режиссерский путь. Он ломает привычные рамки жанра. Его театр развивается в пограничном пространстве. Как говорит сам Геббельс, это театр меняющихся иерархий. Ему одинаково важны все средства. И в каждый момент действия какое-то из них может преобладать и становиться ведущим.

Во многом партитура зависит от того, с кем сотрудничает автор. В Модерн Ансамбле многонациональный состав. Поэтому тема смешения культур постоянно присутствует в спектакле. Не было бы в коллективе японки, не появилась бы сцена, где она играет на древнем японском инструменте кото. Но, соединяя разное, Геббельс не смешивает их в некое нерасчленимое единство, не растворяет в общей массе. А дает возможность каждому выявить свой голос, прозвучать равноправно.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также