Мюллер от Геббельса

 
Музыкально-драматическая пьеса Хайнера Геббельса «Черным по белому»для Ансамбля Модерн завершила год культуры Германии в России. Имя Хайнера Геббельса почти неизвестно в России. Первый раз его спектакль «Хаширигаки» по Гертруде Стайн для трех певиц был показан на Всемирной театральной Олимпиаде в Москве в 2001 году. В 2003 году Геббельс был гостем Первого Московского международного фестиваля Театра звука.
Литературная основа спектакля – коротенькая новелла Эдгара По «Тень» и фрагмент «Реквиема» Хайнера Мюллера. Геббельс посвятил свою работу этому знаменитому режиссеру, с которым как композитор сотрудничал много лет. В спектакле звучит запись голоса Мюллера, сделанная Геббельсом еще в 70-е годы.

«Вы, читающие, находитесь еще в числе живых; но я, пишущий, к этому времени давно уйду в край теней» – этими словами начинается «Тень» Эдгара По. Она повествует о пире семи друзей во время чумы. Внезапно появляется странная Тень – ни человека, ни божества, которая на вопросы отвечает «голосами многих тысяч ушедших друзей». Фрагменты текста новеллы на протяжении спектакля читают актеры на разных языках – английском, немецком, французском.

Однако судить о содержании исходя из литературных источников невозможно. Литература и музыкально-драматическое действие связаны между собой совсем не прямыми отношениями и ассоциациями. В музыке множество разностилевых и разножанровых эпизодов – лирических, игровых, гротескных, где сочетаются элементы авангарда, джаза, рока и традиционной музыки – от японского кото до пения еврейского кантора. Сюжеты развиваются параллельными курсами. И очень редко совпадают по внутреннему настроению. Театральное действо возникает из содержания самой музыки. Артисты веселятся, бросая через всю сцену мячи в большой барабан и грохочущий металлический лист. Стучат костяшками нард. Эта сцена коллективной игры родилась из идеи ритмической импровизации.

В другом эпизоде музыканты разбиваются на две группы. Одна часть – тромбоны и тубы – играет неизменную короткую басовую формулу. Она повторяется как кредо. Другая группа (трубы и саксофоны) противостоит ей, утверждая ритмически свободную мелодию. В конце концов конфликт исчерпывается, противостоящие группы сходятся, сливаются и, играя вместе простую последовательность из двух аккордов, уходят в глубь сцены. И только один несогласный саксофонист остается и продолжает настаивать на теме, все более и более распаляясь. Гигантская п-образная арка раскалывается, с грохотом падает на сцену, поднимая в воздух листы бумаги. Музыка прекращается. Конфликт баса и мелодии хорошо известен всем джазовым музыкантам, но как конфликт давно уже не воспринимается. Геббельс возвращает ему природную остроту.

Драматургия целого – это переплетение музыки, литературы и сценического действия, которые в разные моменты берут на себя главную эмоциональную и смысловую нагрузку. В «Черном по белому» нет главного героя. Вместо него лейтмотив: звук нервного шуршания и постукивания карандаша по бумаге. Это образ невидимого, отсутствующего автора. Не скорбь и мистический ужас определяют настроение спектакля, а радость коллективной игры и сотворчества. Это – произведение об искусстве.

Хайнер Геббельс начинал как композитор. Увлекался роком, авангардом. Много писал для драматического театра. Но был им не удовлетворен. С этого начался его режиссерский путь. Он ломает привычные рамки жанра. Его театр развивается в пограничном пространстве. Как говорит сам Геббельс, это театр меняющихся иерархий. Ему одинаково важны все средства. И в каждый момент действия какое-то из них может преобладать и становиться ведущим.

Во многом партитура зависит от того, с кем сотрудничает автор. В Модерн Ансамбле многонациональный состав. Поэтому тема смешения культур постоянно присутствует в спектакле. Не было бы в коллективе японки, не появилась бы сцена, где она играет на древнем японском инструменте кото. Но, соединяя разное, Геббельс не смешивает их в некое нерасчленимое единство, не растворяет в общей массе. А дает возможность каждому выявить свой голос, прозвучать равноправно.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также