«Ресторан-концерт»

Почему «Яръ» считался культовым местом артистов и зрителей

 
Здесь, на балкончике Наполеоновского зала, отделанном мрамором, пел Шаляпин. У фонтана играл гранд-оркестр, между столиками бегали с подносами официанты, а лики этой роскошной жизни отражались в венецианских зеркалах с золочеными рамами.
В начале ХХ века ресторан «Яръ» превратился в место, куда театральная богема ездила отмечать свои премьеры…

По сути, в театрально-администраторских кругах успех премьеры определялся по размаху праздника, устроенного благодаря полученным сборам. Словно наблюдая за неким соревнованием, репортеры пытаются определить, в какую сумму обошлось то или иное празднество: «Вчера антрепренер Никольский, заказав два оркестра музыки, отметил в «Яре» успех своей «Летучей мыши», – сообщал в 1915 году «Московский листок». – Между столиками пели цыгане, праздник набирал оборот и к 4 часам утра перетек в сад, где с отвесной скалы г-н Никольский объявил благодарность своей труппе. Говорят, праздник ему обошелся в 500 рублей серебром». А бывали и совсем грустные известия: «Провалом закончился спектакль в театре г-на Зона. После сообщения, пришедшему из театра о том, что праздник отменяется, администрации «Яра» пришлось снимать резерв с трех десятков столов».

И все же, почему именно «Яръ» считался верхом богемной роскоши? Долгое время (а именно с 1826 года, когда французский повар Транкиль Яр открыл свое заведение на Кузнецком мосту) дела ресторана шли с переменным успехом. Позже заведение поменяло свой адрес, но только в 1896 году его жизнь стала заметно меняться. Дело в том, что ресторан приобрел бывший официант Алексей Судаков и произвел в нем целый ряд реформ. Решено было, например, во время так называемого «мертвого часа» устраивать недорогие обеды для любителей скачек (ипподром, как и нынче, располагался неподалеку), причем постепенно эти обеды обросли традициями.

«Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину, – писал очевидец. – Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба – та! Без обмана».

Но секрет был и в том, что Судаков смог перестроить здание в настоящий дворец, о чем в ноябре 1902 года сообщали «Новости дня»: «Владелец «Яра» А.А. Судаков уехал вчера в Париж, Берлин и Лондон специально для осмотра ресторанов и кафе-концертных зданий, так как он с будущей весны собирается строить на Петербургском шоссе грандиозный ресторан-концерт, который обойдется в 600 тыс. рублей. Вот как Москва цивилизуется в части веселья и чревоугодия».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также