Судить иль не судить?..

 
В нашем нескучном отечестве жизнь без борьбы – не жизнь. Во все времена и при всех режимах было принято с кем-то и с чем-то бороться. Это у нас такая национальная забава – судить, даже если невинны, осуждать, даже если не видели... Столетия летят, а ничего не меняется. Недавно какие-то деятели из Государственной думы, считающие себя представителями народа, решительно осудили спектакль, который не видели. И призвали оградить народ от этого непатриотичного зрелища. А другие деятели, которые якобы из народа, ворвались на сцену и попытались сорвать спектакль, который, по их мнению, что-то оскверняет и чему-то не соответствует... Сообщения о подобной борьбе то с искажением классики, то с нарушением моральных норм, то с покушением на религиозные устои... звучат все чаще из разных уголков страны, считающей себя цивилизованной. И раз за разом, год за годом, век за веком творческие натуры, не умеющие ходить строем и не желающие петь хором, вынуждены отстаивать свое право на собственное видение мира, искусства и классики. На собственный стиль. И на свое прочтение...

В свое время современники за что-то осуждали Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького, Булгакова, Набокова, Станиславского, Вахтангова, Ефремова, Любимова... Имена тех современников сегодня никто не знает и никто не помнит. Как и имена тех представителей народа или представителей власти, которые осуждали или поучали. Они ушли в небытие, а осуждаемые стали классикой.

Причудливые формы осуждений не обошли стороной и нас. В редакцию то и дело долетают мнения возмущенных сограждан, не понимающих, почему мы написали о премьере, не достойной внимания «приличных людей». Или почему не написали о достойной премьере. Нас осуждают за то, что в номинацию на нашу премию «Звезда Театрала» не попал такой-то достойный режиссер, актер или спектакль... И за то, что попал такой-то – не очень достойный... А мы, выслушивая эти мнения, руководящие и не очень, стараемся не отвечать. Не заводиться. И не реагировать. Лишь изредка напоминаем, что всех номинантов на «Звезду» предлагают зрители, выбирают зрители и награждают зрители. Любить или не любить этих номинантов и лауреатов каждый решает сам. Как и героев наших публикаций, к которым мы относимся с уважением даже тогда, когда их критикуем. И пишем о них с пониманием даже тогда, когда не разделяем их творческих или политических взглядов. Наша задача – показать, рассказать и дать возможность высказаться. А понять или не понять, осудить или оценить – это уже ваше право. И ваш выбор.

Почему российская публика недолюбливает экспериментов над классикой?


Павел Каплевич, сценограф:
– А кто вам сказал, что публика это недолюбливает? Хожу в театры часто и еще не видел, чтобы к концу действия зал опустел. Другое дело, что если режиссер ставит классику, то негативных откликов ему действительно не избежать (у каждого ведь свой Чехов, свой Пушкин). В современных условиях постдраматического театра ни одна постановка без эксперимента невозможна. Важно понимать, что давным-давно изменилось время, поменялись формы режиссерского высказывания. Вон тот же «Идеальный муж» Богомолова – это сплошной PR. А зрители, видимо, ждут нечто друе.

Светлана Аманова, актриса Малого театра:
– Классика – это слишком хрестоматийная вещь. И если в руках режиссера она меняется, то зрителей подчас охватывает оторопь (тут все зависит от такта самого режиссера). Мне кажется, что эта черта превозносить классику присуща прежде всего русскому театру, поскольку долгое время наша страна была литературоцентристской. И формулу «театр = литература» люди давно считают единственно верной. Тут дело даже не в зрителях: так устроена жизнь.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также