Анастасия Вертинская празднует юбилей

Актрису поздравлят Александр Калягин, Игорь Костолевский, Андрей Харитонов

 
Для зрителей она по-прежнему Ассоль, хотя среди ее ролей были Офелия, Кити Щербацкая, Лиза Болконская, Маргарита. Ее отец – великий Вертинский. Сама Анастасия стала актрисой до того, как получила профессию. Она еще школьницей пришла на пробы в фильм «Алые паруса», затем появился «Человек-амфибия» – и Вертинская проснулась знаменитой. Через год ее взяли в Театр Пушкина. Она даже ездила на гастроли, а на вступительных экзаменах в «Щуку» провалилась. Поступила со второй попытки. В «Современнике», куда она пришла после выпуска, незабываемыми были Виктория в «Провинциальных анекдотах» и Оливия в «Двенадцатой ночи». Во МХАТе – Нина Заречная в «Чайке» и Елена Андреевна в «Дяде Ване», а Эльвира в «Тартюфе» вызывала восхищение не только у зрителей, но и у режиссера Анатолия Эфроса. «Человек хозяин своей судьбы» – это определение как никому подходит Вертинской: на ушла с ведущих ролей в театре, перестала сниматься в кино и работает в ресторанном бизнесе сына.
Александр Калягин, художественный руководитель театра «Et Cetera»

Мне трудно поверить, что у Насти Вертинской юбилей. Точно также мне трудно произнести, как приличествует юбилейной дате: Анастасия Александровна Вертинская.

Мне кажется, она по-прежнему Настя, та самая красавица Настя Вертинская, с которой мы играли на сцене МХАТа. Совершенно опьяненные от влюбленности в великого Эфроса, репетировали «Тартюф» и «Живой труп». А какая она была замечательная Нина Заречная... Сколько было спектаклей, репетиций... А потом мы вместе ушли из МХАТа, было больно смотреть, как он разрушался, а может просто не хватило мужества это наблюдать, ведь мы оба, каждый по-своему, боготворили Олега Николаевича Ефремова.

Мы уехали преподавать актерское мастерство в Международной школе театрального искусства имени Чехова в Цюрихе, а затем в Чеховской школе театрального искусства в Париже. Настя оказалась прекрасным педагогом, и было здорово, что мы снова работали вместе. Ее обожали студенты, которые ходили провожать Настю в метро, чтобы продлить общение. Надо честно сказать, в отличие от наших, европейские студенты хотят от педагога взять абсолютно все, они ночью работают, чтобы утром учиться профессии, и естественно, что у нас они хотели все узнать про Чехова. После трех месяцев работы мы выпустили спектакль «Чехов. Акт III» (куда вошли третьи акты «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада»), который с успехом шел на сцене парижского театра Nanterre des Amandiers.

Настя – потрясающий друг, очень редкие женщины способны на такую мужскую дружбу, она надежный, верный товарищ, который никогда не подведет, а еще она умнейшая женщина, и это тоже большая редкость для женщины, и тем более, актрисы, да простят мне представительницы прекрасной половины человечества. С ней всегда интересно, у нее потрясающее чувство юмора, она иронична в каждом слове, но не злобно, а как-то красиво и умно.

Еще она очень аристократична, аристократична на сцене и аристократична в жизни. Наверное, эти черты особой человеческой породы были изначально, генетически в ней заложены. Причем это не только внешняя красота, она – личность, в которой ощущается масштаб мысли, удивительное чувство достоинства, человеческая широта.

Но конечно самое главное, Анастасия Вертинская – великая актриса, не побоюсь так ее назвать. Сегодня великие через одного, а Вертинская действительно великая. В 16 лет она сыграла свою первую роль в фильме «Алые паруса» и сразу стала звездой. А потом следом были роли в фильме «Человек Амфибия» и Офелия в потрясающем фильме Козинцева «Гамлет».

Ее слава была фантастической, ее буквально боготворили. Потом так же звездно она работала на театральной сцене –  в «Современнике» и во МХАТе, и к удивлению многих, в расцвете сил она сошла со сцены. Истинная героиня, она не хотела переходить на другие роли, не хотела сниматься в фильмах, которые не были ее достойны, и это тоже редкий поступок, на который мало кто отважится. Только Анастасия Вертинская – действительно уникальная актриса, красивейшая женщина, потрясающий человек.

Я очень ее люблю и очень хочу, чтобы в ее жизни было все так, как она задумала.


Игорь Костолевский, актер Театра Маяковского

- Мы должны были сниматься в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда». Настя уже была очень известной актрисой. Все видели ее в «Алых парусах»,  «Гамлете», «Анне Карениной», «Войне и мире». У нас сразу установились теплые дружеские отношения, которые сохраняются до сих пор. Мы можем не видеться годами, но когда встречаемся и начинаем разговаривать, создается впечатление, что расстались только вчера, а сейчас продолжаем прерванный диалог.

Для главной роли Моны режиссер сразу выбрал Настю, на мою роль была другая кандидатура, но в конечном счете утвердили меня, потому что Козаков хотел сделать историю молодых, чтобы у зрителей оставалась надежда на свет в конце тоннеля. Мы работали легко и весело, несмотря на то, что Козаков очень деспотичный режиссер. Он пока все сам не проиграет, не заставит повторить, от тебя не отстанет. К концу съемок он уже дико устал, а нужно было снять еще сцену расставания. Миша подошел к нам и сказал: «Вы все знаете, делайте сцену сами, а я сяду в сторонке, посмотрю». Он действительно ни во что не вмешивался, но когда мы сыграли, я по его лицу понял: мы сделали ровно то, что он хотел. Я считаю, эта одна из лучших ролей Насти, хотя она может со мной не согласиться. Много позже мы встретились в картине Андрея Харитонова «Жажда страсти».

Настя из редкой аристократической породы людей. Я имею в виду не аристократизм в примитивном смысле слова, когда на всех смотрят сверху вниз. Настя не делает разницы между людьми и достаточно уважительно относиться ко всем. Она умеет общаться. Я уж не говорю о том, какая она красавица, с замечательным чувством юмора и что самое прекрасное – с самоиронией.

Мне очень жаль, что она отошла от театра, потому что многого, конечно, не сыграла. К сожалению, в 90-е актеры, как она, были не востребованы, с ее данными мало что можно было предложить. Настя человек мужественный. Оставить профессию – очень серьезный шаг. Не каждый на это согласится, сможет сохранить себя, а главное найти себя в другом. Настя смогла. Она готовит в ресторанах сына. Я пробовал ее кушанья. Она чудесная хозяйка, хорошая мама, замечательная бабушка, хоть это слово к ней не идет. Талантливый человек талантлив во всем. Она умеет дружить. Всегда придет на помощь. Верный человек! Я желаю Насте и всем ее близким только здоровья, потому что все остальное у нее уже есть.


Андрей Харитонов, актер, режиссер

- Я учился на третьем курсе киевского театрального института, когда был приглашен на главную роль в фильм «Овод». Уже была отснята треть картины, а на роль Джеммы актрису так и выбрали. Режиссер все хотел, чтобы была такая, как Офелия Вертинской. Зная об этом, я предложил: «А почему не позвоните ей самой?» Для меня Анастасия Вертинская была богиней. «Алые паруса и «Человек-амфибия» я смотрел во втором классе и был в восхищении.

Первое ее появление я запомнил навсегда. Ничего более красивого и элегантного я не видел ни до, ни после. Она вышла из грязного железнодорожного вагона «Москва – Киев» так, словно это был трансевропейский экспресс и сказала: «Я так плохо спала».

Началась работа. Она делала все наши совместные сцены и ни на минуту не позволила мне, дебютанту, ощутить собственную неуверенность. За пределами съемочной площадки я тоже не почувствовал ни одного снисходительного взгляда.

Она не утвердила уже готовые костюмы. Специально для нее были заказаны великолепные туалеты у Вячеслава Зайцева. Кто-то назовет это капризом, я же отдаю должное ее профессионализму. Незадолго до окончания съемок Настя спросила: «Андрюшенька, ты собираешься сам озвучивать роль? У тебя же бешеный акцент». Я вырос в Киеве. Но отец питерский, мама преподавала русский язык и литературу. И у меня всегда было ощущение, что я прекрасно говорю по-русски. Настя предложила: «Слушай меня, потому что московский говор мало у кого остался». Все время до окончания съемок Настя занималась со мной – и благодаря ей от акцента я избавился.

Шел 1990 год. Я решил снять фильм «Жажды страсти» и, конечно, в главной роли видел Настю. Когда позвонил ей, она поинтересовалась: «Андрюша, а ты окончил режиссерские курсы?» Почувствовав мою растерянность, она сказала: «Просто я хочу выяснить, что нам все-таки дала перестройка?» Настя обладает острым, точным и порой беспощадным юмором, близким к сарказму. В период работы я столкнулся с ее колоссальной творческой фантазией, невероятной энергией и самоотдачей. Она была великолепна и под взрывами в подвале, и в полете на двух лонжах, на высоте десяти метров, в одежде из шифона при температуре воздуха +3 градуса. Причем она настояла на том, что будет летать сама.

Снимаясь в «Оводе» и приезжая в Москву, я бывал у нее дома. Она восхитительно готовит. Совместить ее образ на экране с кулинарными способностями очень сложно. Ее отношение к сыну заслуживает отдельного разговора. Его благополучие для нее превыше всего.

Вертинская актриса мирового уровня. Ее мастерство – это продуманность каждого жеста, каждого слова. Она может сыграть абсолютно все, и то, что ее не использовали, как комедийную актрису, просчет кинематографа. Можно сожалеть о том, что она многого не сыграла, но зато каждая сыгранная роль – факт высокого искусства, и каждую знает зритель.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Скрипка: «Есть кинорежиссеры, которые на запись музыки не приходят»

    В этом году Российский государственный симфонический оркестр кинематографии отметил 95-летие со дня основания, а его Художественный руководитель и главный дирижер Сергей Скрипка – свое 70-летие. В интервью «Театралу» музыкант рассказал о том, как шла работа над записью музыки к известным российским фильмам. ...
  • Алексей Бартошевич: «ГИТИС – это вся моя жизнь»

    4 декабря театровед и педагог Алексей Бартошевич отмечает 80-летний юбилей. Не так давно в Учебном театре ГИТИСа состоялась его встреча со студентами разных факультетов. Публикуем фрагмент беседы Алексея Вадимовича, где он рассказывает о том, что в его жизни значит ГИТИС. ...
  • Николай Коляда: «От театра я не устаю»

    На Новой сцене Театра им. Вахтангова – премьера. Драматург  и режиссер Николай Коляда поставил спектакль по собственной пьесе «Баба Шанель». Накануне он представил журналистам фрагмент новой постановки и рассказал о том, за что любит и за что не любит театр. ...
  • Константин Райкин готовит лекцию про Островского

    Художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России Константин Райкин не раз говорил в интервью о своем особом отношении к драматургу Александру Островскому. Не даром произведения Островского проходят красной нитью в репертуаре «Сатирикона». ...
Читайте также