«Где куклы так похожи на людей...»

Главный режиссер Театра кукол им. Образцова провел экскурсию для читателей «Театрала»

 
Закрепилось понятие «театр-бренд». Обширный репертуар, десяток кассовых названий, спектакли для семейного просмотра, общедоступность. После того, как не стало Сергея Владимировича Образцова, театр долгое время шел по этому пути. «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия», «Волшебная лампа Аладдина» и «По щучьему веленью» не одно десятилетие украшают репертуар …
Но вдруг началось движение – о театре заговорили эксперты и критики, он не только получил «Золотые маски» и «Гвоздь сезона», но и завоевал внимание активных зрителей (о чем свидетельствуют отклики, поступающие на форум премии «Звезда Театрала»). Так что же там происходит?.. С этим вопросом мы отправились за кулисы Театра Образцова.

«Обращайтесь ко мне на «ты».


– Вы к главному режиссеру? – охранник на входе долго рассматривает редакционные удостоверения. – Раньше к нам журналисты нечасто ходили, а теперь просто один за другим…

– А почему так происходит, не скажете? – поинтересовались мы.

– Понятия не имею. Вот если б вы меня про футбол спросили...

Впрочем, разговор о футболе внезапно прервался возгласом, доносившимся откуда-то из недр ступенчатых коридоров:

– Там из «Театрала» пришли – пропустите, пожалуйста! Борис Анатольевич ждет.

Борис КОНСТАНТИНОВ – человек для Москвы новый. Театр кукол Образцова он возглавил год назад, в октябре 2013, но, как говорят в кулуарах, согласился на это не сразу – вроде бы его долго уговаривали. Но все же после длительных переговоров он переехал в Москву.

– Борис Анатольевич! – перешагнув порог кабинета, где на вешалке для одежды висит марионетка, направились мы к столу режиссера.

– Можно просто Борис и лучше на «ты», – предлагает главный режиссер.

– Главный режиссер и вдруг на «ты»?

– А что здесь такого? Я работал в Европе, и там в театральных кругах все друг с другом на «ты» – вне зависимости от возраста и регалий. Зато атмосфера потрясающая, творческая.

«Прошлые заслуги быстро забываются»


Борис захлопнул толстую книгу старинных песен (позже выяснится, зачем она ему), встал из-за стола и быстро направился к двери:

– Пойдемте, покажу вам театр.

– Борис, вот ты говоришь, что главное стать для театра своим. Но ведь роль у тебя совсем непростая: ты пришел в коллектив с давно устоявшимися традициями. Наверное, имя Сергея Образцова в какой-то мере давит на тебя, как на режиссера?

– Наоборот, поддерживает. Для меня, профессионализм Сергея Владимировича является фундаментом, на котором можно строить Театр-Дом. Я пришел с добрыми намерениями – строить, а не ломать. Весь прошлый сезон смотрел спектакли текущего репертуара. Заходил в зал – прислушивался к дыханию зрителей: интересно им или нет? И могу заверить: многие постановки не потеряли своей актуальности и принимаются на «ура».

Да, конечно, определенные перемены требуются. Только дело здесь не в судьбе уникального наследия Образцова, а в том, что меняется восприятие, меняется темпоритм, меняются формы воплощения режиссерских идей… И в этом плане мы не должны останавливаться в творческом развитии.

– Вопрос простой: что для этого делается?

– И ответ простой – мастер-классы и тренинги. Мы провели несколько мастер-классов европейских кукольников, Эрика де Саррия и Николя Гуссефа. Такие мастер-классы – это синтез русской кукольной школы и европейской. И здорово, что из этой практики вырастают новые постановки – репертуар пополнился спектаклем, я бы даже сказал спектаклем-экспериментом «Некто Нос» по повести Гоголя (режиссер Эрик де Саррия, художник – Виктор Никоненко).

А тренинги, я считаю, необходимы каждому уважающему себя профессионалу для поддержания рабочей формы. Ничего нового и необычного в этом нет – во многих театрах такая практика существует. Конечно, удивляют разговоры: «Зачем я буду ходить на тренинг, если у меня звание заслуженного артиста», или «я проработал в театре тридцать лет – могу и сам кому хочешь мастер-классы давать».

Мастер для меня – это тот, кто постоянно учится. Прошлые заслуги быстро забываются. И доверие зрителя в секунду можно потерять.

– Тебя услышали?

– Думаю, что да. Услышали. А услышав, стали понимать, что от них хочет вновь пришедший режиссер. Для меня это очень важно – такое взаимопонимание, а не творчество «из-под палки».

Судьба человека

Мы прошли в зрительный зал. До вечернего спектакля есть время. Занавес закрыт, все дышит ожиданием.

В этой атмосфере в самый раз поговорить о судьбе.

– Борис, ты начинал свой творческий путь в Бурятии, потом работал в Петербурге и за рубежом. Сочинил уйму спектаклей, завоевал три «Золотые маски», а мог ли представить, что возглавишь однажды самый знаменитый театр кукол России?

– Я об этом никогда не думал. И театр кукол не любил. В моей жизни все должно было сложиться иначе. Я родился под Иркутском в таежном поселке, на берегу Лены, где не было никакого театра. Однажды к нам приехал на гастроли театр кукол. Я, будучи школьником, посмотрел спектакль, и мне он совсем не понравился. Бред какой-то! Стоит ширма, куклы говорят неестественными голосами… Еле-еле дождался финала и побежал в войнушку играть. Уж в войнушке, в отличие от спектакля, все происходит по правде!

Но судьба связала меня с театром и именно с театром кукол. Театру я обучался сначала на режиссера драмы. В театре работал: был и монтировщиком, был и актером – это очень помогло узнать механизм изнутри. Но мне всегда больше хотелось сочинять, чем играть спектакли. Находить новые формы. А это новое, как всегда, оказалось рядом, в театре кукол – там, где оживает неживое.

«Начнем с балагана»


Трудно понять, чего в словах Бориса Константинова больше – самоиронии или удивления перед жизнью, перед собственной судьбой. Он оглядывает зрительный зал и говорит:

– А теперь я хожу по этим намоленным подмосткам…

– Страшно?

– Да нет, если тебе страшно – надо уходить из профессии. Интересно.

И мы еще долго рассуждаем о том, как важно сохранить планку театра, насытить репертуар свежими постановками…

– Ты понимаешь, какая вещь, – продолжает Борис. – Можно ведь повести театр диснеевским путем: заказать веселую музыку, сделать яркие мюзиклы со спецэффектами, тотально разрекламировать… У нас свой особый путь. И творчески мы не менее богаты, чем Дисней.

Поэтому в «Аленьком цветочке», который мы покажем зрителям весной, я постараюсь это проявить. Хочется обратиться к истокам, попеть старинных русских песен. Возможно, начнется все с театра Петрушки – этакого ярмарочного балагана, первоосновы театрального действа.

– А говорил, нужны новые формы…

– Плюс новые формы. Над ними сейчас и работает наш художник Виктор Никоненко. Публика подумает: «Ага, мы попали в старый-старый театр». Но с каждой сценой этот стереотип будет разрушаться – старинный сюжет мы откроем современным ключом. Вот, скажем, мир Чудища будем решать через образ дивного сада. Там будет анимация, но не как в кино, а на уровне импрессионизма – динамика света. То есть никаких рисованных объектов. Сорвали цветок – душу мира! – и весь свет ушел. Образовалось страшное пустое пространство. А когда приходит любовь, то кругом все расцветает.

«Скоро спектакль»


Во время нашей прогулки по театру с Борисом перездоровалось множество людей – монтировщиков, бутафоров, артистов, костюмеров… Некоторые, извиняясь, прерывали наш разговор, чтобы решить то или иное срочное дело.

– Что поделать, видите, театр живет очень насыщенной жизнью – готовятся к выпуску несколько спектаклей – уже совсем скоро премьера спектакля по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на большой сцене. Летом мы открыли Третью сцену, на которой в первых числах ноября мы покажем камерный спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» с участием Екатерины Бабаевой, готовится к постановке «Дон Кихот» (режиссер Екатерина Образцова, художник – главный художник театра Сергей Алимов).

– Каким теперь будет Театр кукол Образцова? – задаю напоследок вопрос.

– Разумеется, разным. Главное чтобы он был живым, интересным нашему зрителю, которому мы все и служим. А моя задача – сделать жизнь интересной внутри театра. Театр – это прежде всего люди. За каждым спектаклем, за каждой ролью стоит человек. И каждый актер должен чувствовать, что он нужен. Будь то актер, проработавший годы, или пришедший сегодня. Я уважаю то место, где работаю, и вместе с этим театром готов продолжать свой творческий путь.

Третий звонок. Из динамиков звучит объявление: «Уважаемые зрители, просим Вас отключить ваши мобильные телефоны. Спектакль начинается».

– Останетесь на спектакль?

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также