Смысловые галлюцинации

Что ждать российским театрам от нынешней «оптимизации»?

 
Театральная «оптимизация» – безусловный тренд времени. Проще говоря, это означает слияние различных, подчас несопоставимых по масштабу и направлению деятельности, коллективов в некий сценический холдинг с единым административно-финансовым руководством, а порой и общей площадкой. Напомним читателям «Театрала» недавнюю фактическую хронику этого процесса.
Еще в декабре 2013 года губернатор Владимир Якушев подписал распоряжение «О реорганизации государственных автономных учреждений культуры Тюменской области». Суть его сводится к объединению пяти крупных учреждений культуры – филармонии, драмтеатра, театра кукол и масок, ДК «Нефтяник» им. В.И. Муравленко и Тобольского драмтеатра им. П.П. Ершова – в так называемое Тюменское концертно-театральное объединение.

В одной компании по велению Департамента культуры Москвы начали сезон
Центр драматургии и режиссуры  и театр «Шалом», которым была временно предоставлена площадка на Соколе, открывшаяся после длительного ремонта. К этой же группе по тому же велению примкнули театр «А.Р.Т.О.», театр «Киноспектакль» и «Открытая сцена».

Особенно активно «оптимизация» обострилась в октябре. Новые сведения поступают едва ли не каждый день. Так, четыре петербургских театра — Небольшой драматический Льва Эренбурга, театр «Post» Дмитрия Волкострелова и менее известные «Наш театр» и «Суббота», подведомственные санкт-петербургскому Комитету по культуре, объединены в холдинг под названием «Открытая сцена».

Губернатор Псковской области Андрей Турчак объявил, что в ближайшее время для экономии бюджетных средства планируется объединить областную филармонию, академический театр драмы, театр кукол и Областной центр народного творчества под началом одного менеджера.

В том же октябре Департамент культуры Москвы произвел попытку реорганизации «Москонцерта» путем присоединения к нему театра «Варьете» Московского мюзик-холла, Театра миниатюр и Детского музыкально-драматического театра «А-Я».  Кстати, в структуру «Москонцерта» уже входят Концертное филармоническое объединение, Продюсерский центр, Концертное объединение по работе с детьми и юношеством, Театр балета классической хореографии п/р Э.Меликова, Московский хоровой театр п/р Бориса Певзнера, Театр «Моно-дуэт-трио» п/р Александра Филиппенко, Ансамбль Дмитрия Покровского. Кстати, в прошлом году речь уже шла о слиянии небольших детских театров, но тогда этого удалось избежать. Сегодня же в этом сегменте «оптимизации» положение наиболее критическое.

Понятное дело, что цель нововведений заключается в сокращении бюджетных затрат. Что уж тут говорить о нынешнем кризисном периоде, когда бюджетных средств не хватает решительно на все. Но нынешние слияния не могут не вызывать множества вопросов. Не утратят ли театры самостоятельности в планировании творческой деятельности? Что будет с площадками? Способен ли единый руководитель не только контролировать, но и элементарно понять, чем занимаются вверенные ему коллективы, среди которых есть и экспериментальные, абсолютно некоммерческие и сильные именно своей индивидуальностью?

Оценить с разных точек зрения работу того механизма, который сегодня запускается, можно будет не сразу. Но нынешнее руководство театров явно обеспокоено. Мы предлагаем читателям «Театрала» ознакомиться с размышлениями о сути момента тех деятелей театра, которых процесс «оптимизации» уже коснулся.

Сергей Осинцев, директор и актер тюменского Большого драматического театра:

- «Тюменское Концертно-театральное объединение» – это невиданная доселе организация, поглотившая в себя учреждения культуры с совершенно разными философиями.  И получить менее чем через год реальный рецепт, как это сделать безболезненно и жизнеспособно, невозможно. Мы находимся не только в самом начале пути, но еще не прошел даже притирочный период. Опираясь на уже полученный опыт, могу сказать: при слиянии не нужно лишать структурные подразделения самостоятельности, в том числе и в расходовании собственных средств. Бывшие учреждения должны и внутри новой структуры иметь собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), понимающий специфику подразделения. Очевидно, что задачей номер один станет повышение количества заработанных денег и максимальная заполняемость зала, но  главное тут  не переступить тонкую грань, когда искусство, превращается в ширпотреб.  Взаимодействие менеджеров бывших учреждений по горизонтали, выполнение общей задачи при сохранении индивидуальности каждого – это проблема, которую решать тяжело и болезненно.

Василий Сенин, художественный руководитель Псковского академического театра драмы:

- За последний год театр в небольшом российском городе уже много раз попадал в центр внимания. Несомненно, интересующей всех новостью является предстоящее  в Пскове слияние нескольких бюджетных учреждений культуры под эгидой одной дирекции. Подобное уже происходило в других регионах и являются декларируемым инструментом экономии бюджета. Перед Администрацией Псковской области стоит сложная задача принятия ответственного решения и, кроме изучения опыта подобных экспериментов в других регионах, на мой взгляд, необходимо изучить и сравнить деятельность  собственных учреждений. Замечу, что опыт успешных театров показывает, что удачная реализация художественной программы, на которую выделяют бюджетное финансирование, возможна только при взаимопонимании и совместной кропотливой работе художественного и административного руководства учреждения. 

Процесс реорганизации, вероятно, займет какое-то время, и оно станет для многих заинтересованных лиц временем испытания на выдержку и профессиональную этику. Судя по последним событиям, некоторые работники СМИ и чиновники в Пскове это испытание уже не выдержали. (Напомним нашим читателям, чтопрокуратура Псковской области получила депутатский запрос о проверке финансовой деятельности театра – И.А.). Театр испытывал в этом году постоянный натиск недоброжелателей, для которых он так и остался лишь недвижимостью в центре города с бюджетным финансированием, которое, справедливости ради, с августа можно назвать уже «недофинансированием». Заслуга  сегодняшнего директора театра Сергея Дамберга состоит в том, что мы смогли выпустить в этих условиях четыре премьеры (три из них на большой сцене) и восстановить еще один спектакль из старого репертуара. На данный момент репертуар театра, после символичной даты в девять месяцев после открытия,  состоит из семи новых и четырех восстановленных спектаклей. При нашем «драконовском» госзадании на семь премьер в год, театр, помимо реализации собственного репертуара, привез в Псков 25 разных коллективов, которые познакомили псковского зрителя с 48 различными спектаклями. Помимо этого театр стал площадкой проведения Пушкинского фестиваля, эскиза Довлатовского фестиваля, Недели французского кино и кинопоказов «Manhattan short». Мы смогли реорганизовать одно из помещений театра в кинолекторий «Медиа-холл», в котором проходили открытые лекции и встречи с различными деятелями искусства и культуры, другое – в выставочную галерею с регулярно меняющейся экспозицией. 

Я надеюсь, что финансирование театра в полном объеме возобновится, и я смогу поставить еще один спектакль в этом году. Две постановки в год для художественного руководителя, я считаю, достаточно, иначе театр рискует стать площадкой для спектаклей одного режиссера. Все это, вполне очевидное для регионов с устоявшимися театральными традициями, в Пскове приходится проговаривать. Я отношусь спокойно к выпадам в свой адрес – они большей частью происходят не от злобы, а от отсутствия опыта и знаний. Я и административная команда театра готовы к любым проверкам и с иронией относимся к попыткам нас запугать или шантажировать. Для нас важны не насиженные кресла, а возможность реализации собственных идей. И как показывает уходящий год, мы обрели главное заинтересованное в нас лицо – нашего зрителя. Это легко проверить - приходите в наш театр.

Николай Рощин, художественный руководитель театра «А.Р.Т.О.»: 

- Сама по себе ситуация, конечно, неприятная, ведь получается, что именно мы чем-то не устраиваем Департамент культуры. Своей работой? И поэтому нам «как бы» нужна помощь, так как мы, видимо, в чем-то не справляемся. В чем конкретно, не объявляется. С другой стороны, если за нами оставляют площадку, в которой продолжает существовать со своими правилами наша творческая мастерская (именно так мы теперь будем называться), если с нас снимут всю эту бесконечно-бессмысленную административную часть с отчетами, поручениями и прочей жизненно необходимой ерундой, то, может, станет и легче работать. Но это при условии, что реально площадкой в плане организации творческого процесса, репертуара  управляем мы и только мы. А если там начнется активный прокат того, чего только можно туда запихнуть ради создания иллюзии бурной деятельности, если все эти площадки заполнятся, так сказать, «новыми формами активной  самодеятельности на постоянной основе», тогда, конечно, мы просто уйдем. Думаю, мы быстро разберемся, что в действительности стоит за этими слияниями. Конечно, странно, что это решается на основании каких-то экономических показателей и не учитывается профессиональное мнение людей театра, но, видимо, время сейчас такое. Пока принимаем: «покорно, но с некоторым презрением».

Если единая дирекция будет помогать нам реализовывать НАШИ творческие проекты, а не руководить нами, не учить нас, как нужно жить и работать, то есть первичным и главным будет творчество, а не конъюнктура, то это может стать не смертельным событием для нашего коллектива. Но...

Светлана Кочерина, пресс-секретарь Детского музыкально-драматического театра «А – Я»:

- Весь прошлый год мы пытались осознать и приспособиться к новым правилам, связанным с  объединением маленьких детских театров в единую дирекцию. Ежедневно мы сталкивались с новыми проблемами и вопросами, не имевшими решений и ответов. Нас не покидало ощущение, что решение было принято необдуманно. И чиновники не слишком пытались разобраться в нашей ситуации. Были сорваны гастроли, проекты, осложнен процесс выпуска новых спектаклей, убраны ставки, уволены специалисты и т.д. В итоге приказ о реорганизации был отменен (и мы до сих пор занимаемся переоформлением документов). Поэтому мы не ждем ничего хорошего от нового присоединения. Это, по сути, ликвидация. Мы не объединяемся с «Москонцертом» (как было в прошлый раз), а присоединяемся к нему, теряя юридическое лицо, а, значит, перестаем существовать как театр. Согласно Положению о театре в Российской Федерации (№329 от 25 марта 1999 г.), театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс, правом «самостоятельно формировать свою экономическую программу», а также является независимым «в выборе художественных направлений, репертуара». Всего этого мы лишаемся.  И неминуемо будет меняться и наш стиль, основанный на принципе «маленький театр для маленького зрителя». При этом наш театр профессиональный, качественный. Судя по тому, что «Москонцерт» ориентирован на эстрадно-концертную деятельность, нам предстоит обычная коммерциализация. Спектакли будут переводиться на большие площадки, вне зависимости от их технического оснащения (актовые залы школ, ДК), и постепенно превращаться либо в школьные утренники, либо в набор эстрадных номеров.
  • Нравится

Комментарии

  1. Людмила Гендель 30 Октября 2014, 16:15

    Похоже, что сливают все: детские сады, школы, поликлиники, больницы - наконец дошли до театров. Учителя и медики протестуют, понимая, что слияние разных организаций, каждая из которых имеет свою историю, свое направление и своих участников процесса, ничего хорошего ни самой организации, ни ее сотрудникам и пользователям не принесет. Но мнение профессионалов государство не интересует - интересует только материальная выгода. Пострадают от такого решения: учителя, врачи, режиссеры, артисты, школьники и их родители, пациенты, зрители - т.е. все мы. А выгода кому?

  2. Асаф Фараджев 14 Ноября 2014, 06:51

    А всё началось со "слияния" чужого Крыма с путиноидной РФией. Радуйтесь - Крымваш

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Римас Туминас: «Поставлю что-нибудь хулиганское»

    Художественный руководитель Театра им. Вахтангова на днях вернулся из Германии, куда ездил на лечение, и уже приступил к следующим работам. – В ноябре Симоновскую сцену открываем, – сказал он «Театралу». – Поэтому мысли сейчас только об этом. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Штутгарте устроили акцию в поддержку Кирилла Серебренникова

    В воскресенье, 22 октября, перед премьерой оперы «Гензель и Греттель» на фасаде Штутгартской оперы вывесили баннер (#FreeKirill) в защиту Кирилла Серебренникова. Как сообщает Deutsche Welle, футболку с такой же надписью и фотографией режиссера надели директор Штутгартской оперы Йосси Вилер и драматург Анн-Кристине Мекке. ...
  • На кону – приглашение на спектакль с Антоном Хабаровым!

    Акция «Со-твори «Театрал» с нами!» продолжается. Примите участие в создании ноябрьского номера журнала и получите приглашение на знаковые постановки московских театров в качестве благодарности. В списке бонусов – пригласительные билеты на один из лучших спектаклей Губернского театра с Антоном Хабаровым в главной роли. ...
  • Директор челябинского театра задержан за взятку

    Следственный комитет Челябинской области возбудил уголовное дело в отношении директора «Нового художественного театра» Виталия Богверадзе. По версии следствия, подозреваемый получил взятку в размере 10 тыс. рублей и присвоении 235 тыс. ...
  • «Театрал» приглашает друзей на спектакль в Et Cetera

    Благотворительная акции «Со-твори «Театрал» с нами!» продолжается. Каждый ценитель театра может внести вклад в создание ноябрьского номера журнала и стать почетным гостем ведущих театров Москвы. Поддержите журнал на краудфандинговой платформе Planeta. ...
Читайте также