«Враг народа» эпохи Occupy Wall Street

На фестивале «Территория» зрители оккупировали сцену

 
На фестивале «Территория» впервые в России показали одну из главных сенсаций Авиньона – «Враг народа» Томаса Остермайера. Пьесу Ибсена руководитель берлинского «Шаубюне» перевел в живую дискуссию об экономическом кризисе и путях развития Евросоюза, о сговоре олигархии и власти, наконец, о смерти демократии. И неожиданно спровоцировал Москву на «протестные» действия.
Авиньонская публика, как, впрочем, и зрители десятка городов, где за два года побывал спектакль – от Мельбурна и Осло до Стамбула и Буэнос-Айреса – включалась в обсуждение. Зрители спорили о ситуации с демократией и свертывании социальных программ в своей стране, перехватывали друг у друга микрофон или просто выкрикивали с мест – словом, становились частью спектакля и одновременно «тестером» политических настроений. Собственно, их «доктор Стокман эпохи Occupy Wall Street» и попытался проартикулировать.     

Мятежного героя Ибсена Остермайер «модернизировал» с поправкой на молодежные протестные движения: превратил в молодого хипстера и молодого отца, вечного студента, который играет с друзьями в музыкальной группе и наукой занимается исключительно ради удовольствия. Обнародовать данные экспертизы – воды местного курорта отравлены – и докричаться до общественности он пробует с мальчишеским азартом. Но игра в противостояние стремительно набирает обороты – и вот уже весь город (а заодно и зрительный зал) на стороне мэра, которого экологическая катастрофа волнует гораздо меньше, чем сокращение рабочих мест. Ну, а Стокмана закидывают пейнтбольными шарами с черной и желтой краской – лупят по только что выбеленным стенам, по трибуне, за которой он прячется, и прямо по растерянному лицу.  

Но если в Авиньоне и, как говорят в Берлине, по Стокману, а заодно и по его позиции, целились и били прицельно с согласия большинства, то в Москве подавляющее большинство зала встало на сторону героя-одиночки. Более того – люди встали со своих мест и поднялись на сцену Театра наций, чтобы выразить ему поддержку. То, что произошло на фестивале «Территория» – случай беспрецедентный. Дискуссия на спектакле Остермайера впервые превратилась в стихийный митинг, причем не условно говоря, а буквально. 

За два года мирового турне актеры «Шаубюне» еще ни разу не оказывались в толпе решительно настроенных зрителей и, очевидно, перестраивались на ходу. «Что это за пьеса? Мы о такой не слышали», – сказал актер Инго Хюльсман в ответ на спич одного профессора о тотальной лжи, сговоре и сплоченном большинстве западных политиков, объединившихся против Москвы. Это неудобное, непопулярное сегодня мнение многих передернуло и вызвало недоумение. Но, пожалуй, только оно и тянуло на свободное высказывание. Остальные просто не прозвучали. За исключением резонного замечания одной известной в театральных кругах дамы. Обращаясь в полуопустевший зал, где еще в начале дискуссии дали полный свет, она удивилась, почему в век интернета и онлайн-режима Стокман добивается публикации в местной прессе и совсем забывает, что есть Facebook. Дама сорвала одобрительные аплодисменты, а меж тем эта реплика – факультативная: в споре о правомерности политических решений, полностью зависимых от экономики, ее могло бы и не быть. 

«Самые циничные решения принимаются сегодня с соблюдением всех демократических процедур», – крикнули с места. Но продолжения – ни pro, ни contra – не последовало. Складывалось впечатление, что процент заготовленных фраз, «вбросов», способных спровоцировать публику, был намного выше, чем процент действительно вовлеченных в обсуждение, не подсадных граждан. Все-таки не приучен российский зритель публично обсуждать политическую реальность, выражать себя политически, как в англосаксонских странах – Австралии, Англии, США, где эта традиция, по словам Остермайера, развита лучше всего, и где «Враг народа» стал поводом для более или менее аргументированного «разговора», для столкновения мнений.
Москва проголосовала за доктора Стокмана ногами. Но, хочется думать, не потому, что «наши люди легко и бездумно ведутся на провокации», как досадовали некоторые после спектакля, не потому, что «победили тем самым свои мещанские страхи», и не потому, что хотели наконец стать главным действующим лицом. Дело, скорее, в обостренном чувстве справедливости (кстати, в последнем фильме Дарденнов «Два дня, одна ночь» как раз его отсутствие приводит к тому, что большая часть коллектива голосует за увольнение коллеги и выбирает премию в 1000 евро). Что бы ни говорил за трибуной Стокман о кризисе экономики и сопутствующем кризисе базовых гуманистических ценностей среднестатистического европейца, как бы не отвлекался на антидемократический трактат «Грядущее восстание» и не обвинял во всех бедах «гнилых либералов», партер поднялся не из-за сходства политических настроений. Никто и не думал выступать против принципов «демократии», руководствуясь которыми, западный мир принимает решения в пользу доходов. Зал почти единодушно выступил за человека, который узнал правду и не может ее замалчивать, не может допустить, чтобы город зарабатывал на отравленной воде. Видимо, это отвечает «подросшей» потребности нашего общества если не высказывать, подбирая точные слова, то активно заявлять о своей позиции, свободно ее демонстрировать так, как это сделали зрители на московском показе. 

Программной речи Стокмана, которая многим показалась «нашпигованной» благоглупостями вроде призывов экономить ресурсы и сокращать потребление, могло бы и не быть – все равно голосовали бы за «слабую» позицию доктора и за факты, которыми он располагает. В медиапространство они не попадают, потому что независимых медиа сегодня почти не осталось: «мы живем в мире, где для нас всё упаковывают, даже правду», а факты подменяют сомнительными версиями и фейками. 

«I AM WHAT I AM», – говорит Стокман слоганом из рекламы кроссовок. Этот инсайт – внутренняя потребность быть собой, не «мимикрировать» под сплоченное большинство, которое в любом, даже самом прогрессивном обществе начинает на правах авторитета диктовать, что одевать и потреблять, где бывать и как думать – для Стокмана стал главным результатом его мозговых штурмов и столкновения с «корпоративными» интересами, а заодно и с представлениями европейцев о благополучии. 

Впрочем, финал Остермайер оставляет открытым. И можно только гадать, как поступит Стокман с вредоносной, но прибыльной водолечебницей, став ее 100-процентным акционером и одновременно заложником. Одно дело обнародовать проблему, а другое – решить ее самому, учитывая неустойчивое финансовое положение семьи. Оставшись один на один, муж и жена открывают по бутылке пива и жадно глотают, заглядывая в ценные бумаги, кажется, с уже проклюнувшимся интересом...

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также