Победы и поражения

«Театрал» продолжает следить за жизнью русских театров СНГ и ближнего зарубежья

 
Под занавес сезона мы задали руководителям три вопроса:
Какие были разочарования?
Что вас порадовало?
Какие у театра планы?

Александр Григорян, худрук Ереванского русского драматического театра им. Станиславского:


1. Мы потеряли замечательного актера и режиссера Ерванда Енгибаряна, он погиб в ДТП. Красивый, энергичный, молодой, его все очень любили, и он был ведущим актером. Пришлось делать срочные вводы сразу в несколько спектаклей, но потеря невосполнима.

2. Этот сезон для нас юбилейный – театру исполнилось 75 лет, и по этому случаю 29 марта состоялся вечер, который подготовила и провела наша молодежь. Пришло множество поздравительных телеграмм из России, начиная от Табакова и заканчивая руководством РЖД. Как видите, Россия нас не забывает.

3. В репертуаре появится спектакль «Чудесная башмачница» по пьесе Лорки. К столетию геноцида армян восстанавливаем спектакль «Лунное чудовище» (лет десять назад я ставил его и в МХТ, где он прошел 170 раз). Собираемся ставить пьесу Перча Зейтунцяна «Зов богов» о трагической истории Армении в период Тиграна Великого. И готовим новую редакцию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского. Кстати, эту постановку спонсирует московский Центральный административный округ: мы дружим с ним уже десять лет, и каждый год он протягивает нам руку помощи.

Игорь Коняев, худрук Рижского русского театра им. М. Чехова:


1. В этом сезоне у нас не все получилось с гастролями и фестивалями. Из-за плотной занятости студентов нам пришлось отказаться от поездки в Петербург на «Встречи в России» и на «Поющую маску». Не удалось нам со студентами доехать и до Ярославля на фестиваль «Будущее театральной России». Это главное разочарование, поскольку для молодого поколения артистов такие поездки крайне необходимы.

2. У нас прошла конференция «Жизнь русских театров за пределами России», в которой приняли участие руководители театров Еревана, Тбилиси, Таллина, Вильнюса, Минска и Киева. А почетным гостем был Михаил Швыдкой. Рассказывали, как живется русскому театру в других государствах, делились опытом, строили совместные планы – в общем, по итогам конференции было решено учредить Ассоциацию русских театров за пределами России.

Кроме того, минувший сезон был юбилейный. В октябре 2013 года Рижский русский театр отметил 130 лет премьерой спектакля «Комедиант господина» по пьесе Булгакова «Кабала святош». Дело в том, что впервые эта пьеса была сыграна не на сцене МХТ, а на сцене Русского театра в Риге 28 февраля 1933 года. Поэтому мы отпраздновали и 80 лет со дня первой постановки этой пьесы.

Еще мы побывали в гостях у театра «Гешер» (Тель-Авив) со спектаклем «Якиш и Пупче» Ханоха Левина в постановке Евгения Арье, а сейчас готовимся к очень важным для нас гастролям по Сибири.

3. Мы делаем ставку на молодежь. Летом у нас пройдет показ дипломных спектаклей, причем многие студенты давно уже играют на нашей сцене. Вот и Алла Сигалова, приступая к репетициям «Ханумы», попросила занять всю молодежь. Так что работы у ребят очень много.

Александр Кулинский, директор Киргизского русского театра драмы им. Айтматова:


1. Огорчило то, что по целому ряду причин пришлось отложить гастрольные поездки в Москву и Петербург.

2. Радует то, что мы выстояли в сложнейших условиях. Когда я заступил на эту должность, в репертуаре было всего два спектакля, поскольку права на остальные постановки, а также на театральные костюмы и реквизит забрал прежний директор. Нашему театру предрекали крах, а мы месяц за месяцем не только восстанавливали прежние спектакли, но и выпускали премьеры. И сейчас в репертуаре театра 21 название. То есть процесс идет.

3. Сезон заканчиваем премьерой спектакля «Дон Жуан» по Мольеру в постановке Барзу Абдуразакова. Едем с этим спектаклем на гастроли в город Ош, куда театр не ездил уже лет двадцать. В этом смысле подошли к практике Казахстана и России – одни внутренние и одни зарубежные гастроли. Из зарубежных гастролей – планируем в октябре поехать на фестиваль «Коляда Plays».

Александр Копайгора, директор Одесского русского драматического театра:


1. Обычно мы ставим от пяти до восьми премьер в год, но теперь, учитывая трудную финансовую ситуацию, решили поджать хвост. Из разочарований – пришлось снять с репертуара спектакль «Степан Разин» по роману Шукшина «Я пришел дать вам волю». Очень сильный, масштабный спектакль с хорошей музыкой, но беда его в том, что он длился 3 часа 55 минут. И даже когда мы сократили его до 2 часов 40 минут, Одесса все равно не хотела на него ходить.

2. Мы играем только на русском языке и, несмотря на сложившуюся обстановку, у нашего театра нет абсолютно никаких проблем, потому что Одесса – русскоязычный город. Похвастаться есть чем. В каком театре России на нынешний день в репертуаре пять спектаклей по Чехову? А мы спокойно ставим его, зная, что будет успех.

3. В ближайших планах восстановить спектакль «Красное и черное». Одновременно готовим спектакль «Барышня-крестьянка» Пушкина. Мы стараемся подбирать такой репертуар, которого ни у кого нет.

Владимир Магар, худрук Севастопольского русского драматического театра им. Луначарского:


1. Год прошел очень напряженно, потому что театр был на грани закрытия. Официально это нигде не звучало, но интуитивно мы чувствовали это, поскольку последние три года жили с ощущением, что наш театр просто уничтожат. А началось все с того, что на должность гендиректора театра назначили Александра Костюкова, бывшего милиционера, который, видимо, не бывал в театре даже на детских утренниках с родителями. Но, тем не менее, стал активно вмешиваться в творческий процесс. И что самое страшное – ввел запрет на постановки русской классики! И это в Русском театре. А потом власти запретили нам отмечать столетний юбилей театра, ничем это не мотивировав. Началось уничтожение нашего коллектива. И артисты стали протестовать, писать письма в администрацию. Устраивали пикеты, демонстрации и отстояли свою позицию – Костюкова сняли и на его место назначили народного артиста Украины Вадима Елизарова. Так что наши артисты спасли театр. Но, пока мы находились в составе Украины, переживания по поводу того, что театр могут закрыть, все-таки не проходили. Мы все время боялись, что из него сделают прокатную площадку, как это произошло в Ялте.

2. Мы выпустили несколько премьер, в числе которых: «Queen. О чем молчат королевы» Эжена Скриба, «Чисто женское убийство» Робера Тома, «Анекдот, рассказанный помещиком Лидиным» по Пушкину, музыкальную комедию «Небесный тихоход». Сезон закрываем спектаклем «Кабала святош» Булгакова, с которым осенью хотим поехать в Москву и во Владимир на фестиваль «У Золотых ворот».

3. Планов много, но в нынешних условиях называть их не буду – сглазить боюсь.

Константин Харет, директор Кишиневского государственного русского драматического театра им. Чехова:


1. Огорчает то, что с русским языком в Молдавии сейчас проблема. Зрители, которые приезжают к нам из сел, уже не говорят по-русски.

Неприятно было, когда театру пришлось судиться за здание – его хотели приватизировать и открыть в нем казино. Но мы без боя не сдаемся, да и зрители нам помогли, собрали подписи в поддержку театра.

2. Радует то, что мы смогли целый месяц провести в Израиле на гастролях. Участвовали в Фестивале лучших детских театров Европы «В гостях у сказки» и в Фестивале музыкальных театров и театров малых форм. А еще довольны тем, что смогли своими силами сделать ремонт в здании и поставить стеклопакеты, чтобы сэкономить на отоплении.

И, конечно, радуют премьеры. Их у нас в этом сезоне три: «Русский характер» – моноспектакль по произведениям Толстого, Паустовского, Шукшина и Евтушенко; «Чужая жена и муж под кроватью» по Достоевскому и «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо.

3. Этот сезон у нас юбилейный – 80-й, и в планах отметить в ноябре эту дату премьерой. Пьесу еще не выбрали, да и средств, откровенно говоря, у нас для постановки недостаточно. Но в Россотрудничестве обещали нам помочь, пригласив российского режиссера. А еще в наших планах более тесный контакт с СТД РФ, хотелось бы ощутить их помощь и поддержку.

Николай Свентицкий, директор Тбилисского русского драматического театра им. Грибоедова:


1. К сожалению, из-за событий на Украине пришлось отменить поездку на фестиваль «Мельпомена Таврии», который пройдет в Херсоне. Решили, что ехать туда небезопасно. Но украинцы приняли отказ с пониманием.

К огорчениям могу отнести также и то, что Россия уделяет нам мало внимания. Мы редко бываем у вас, хотя все прекрасно понимают, что встречи с коллегами не только интересны, но и очень полезны обеим сторонам.

2. Наш театр единственный в Грузии, получивший в 2013 году сразу две международные театральные премии – «Звезду Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» и Гран-при «Золотого витязя» за спектакль «Холстомер. История лошади». Осенью были в Петербурге, потом в Одессе. Недавно вернулись из Стамбула, где принимали участие в Международном театральном фестивале с постановкой музыкальной драмы «Гетто» по одноименной пьесе Джошуа Собола.

3. Собираемся на фестиваль «Сцена человечества» в Черкассы. Осенью планируем гастроли в Ереван, там тоже пройдет театральный фестиваль. Все это в рамках юбилейного марафона, приуроченного к 170-летию театра, который мы будем отмечать в следующем году. К этому событию Автандил Варсимашвили готовит масштабный спектакль «Ревизор» Гоголя. Из ближайших премьер «Старший сын» Вампилова в постановке Георгия Маргвелашвили и мюзикл для детей «Маугли».

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также