Век индивидуализма

 
В последнее время в столичных театрах активно пополняются ряды артистов, которые годами ожидают новых ролей. «Театрал» спросил у экспертов: «Почему этот процесс набрал столь стремительную силу?»

Не жди, не бойся, не проси…


О том, что не стоит ждать милости от природы, сегодня знает даже самый ленивый. Но это никак не мешает порой даже очень активным ждать милости от режиссера, от директора, от главы департамента, от министра... И в таком ожидании пролетают годы, хиреет талант и забывается имя. А театральные критики дописывают очередной том про невостребованных артистов, режиссеров, художников... Во всем винят то театральную реформу, то циничные времена, то закулисные интриги... И едва ли не во всем есть своя доля истины. Но так ведь было во все времена. Пусть со своими особенностями, но было. И о сцене мечтали годами, и о ролях, и о возможности поставить. Причины простоев могли быть другими, но результат тот же – тоскливая невостребованность. И забытье.

Сегодня все и проще и сложнее. Жизнь так стремительна и прагматична, что практически не оставляет шанса на пассивное ожидание удачи. Ожидать, конечно, можно. Только шансы сведены к минимуму. Те, кто это понял, идут в антрепризу, снимаются в сериалах, играют на чужих площадках, организуют творческие вечера, создают студии, занимаются социальными проектами... Но не ждут милости от природы, понимая, что жизнь безжалостна и быстротечна. Этот путь выбирают и начинающие, и народные. У начинающих больше сил и меньше популярности, у народных наоборот. Но и у тех и других значительно больше шансов на успех, чем у безвольно ожидающий милости. Кто сегодня не знает о Чулпан Хаматовой, Дине Корзун, Марии Мироновой, Михаиле Ефремове, Максиме Суханове…ц – не только замечательных актерах, но и социально активных людях. Им, наверное, грешно жаловаться на невостребованность в театре (хотя и они мечтают о целом ряде ролей). Но как же здорово они находят применение своему таланту и душевной энергии в социальных проектах, в помощи людям, в гражданской активности. Правда, им действительно чуточку легче, потому что у них уже имя.

«Театрал» несколько лет назад попробовал растормошить менее известных. Мы обратились к молодым и не очень актерам провинции, предложив им заявить о себе на страницах журнала в рамках своеобразной актерской биржи. Практически бросили клич в театральный народ: «Алло, мы ищем таланты!» За полгода кличей откликнулось трое. Прислали короткие резюме и несколько любительских снимков. Невнятные настолько, что ни один столичный режиссер на них не обратил внимание. Может быть, потому, что настоящие таланты и у себя востребованы. А может, предпочитают ждать.

Недавно у одного очень известного и очень народного актера, пребывающего в прекрасном очень солидном возрасте, сорвалась подготовка к премьере. На сцене родного театра вдруг передумали ставить спектакль, хотя репетиции были в самом разгаре. Что мог бы сделать именитый актер? Мог бы устроить скандал и разругаться с руководством театра, мог бы обидеться и сесть на завалинку в ожидании милости, мог бы пасть ниц и просить о новой пьесе... А мудрый народный позвонил продюсерам и предложил довести работу до конца. И премьера все же состоится. Пусть и не на родной сцене, что грустно, но зато для своего зрителя, что радостно. Уже в следующем номере мы расскажем об этой премьере, и это, поверьте, значительно приятнее, чем снова сетовать о невостребованном таланте, забывшем, что в нашем нескучном отечестве следует жить по принципу - не жди, не бойся, не проси.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также