В поисках своего драматурга

Выиграй подписку на «Театрал»

 
К Новому году «Театрал» приготовил читателям двойной сюрприз. На этот раз будет два призовых места. Абсолютный победитель (тот, кто раньше других пришлет правильные ответы) получает не только подписку на журнал, но и билеты в киноклуб «Эльдар», где весной состоится «Живой выпуск журнала «Театрал» – встреча артистов со зрителями. А победитель, занявший второе место, получает только подписку.Ответы присылайте до 18 января по адресу: milienko@newnews.ru (просьба представляться и указывать номер телефона). Мы верим, что постоянные читатели «Театрала» найдут правильные ответы на вопросы конкурса.

Тайна старого ящика


Реконструкция БДТ продолжается по нынешний день. Однако несколько лет назад, когда она только началась, рабочие во время разбора запасников обнаружили старую коробку, в которой оказалось 72 уникальных фотоснимка. Видимо, Георгий Товстоногов и Дина Шварц (бессменный завлит легендарного худрука) намеренно спрятали негативы, чтобы хоть как-то сохранить память о запрещенном властями спектакле.

Работать над этой постановкой Товстоногов начал, когда казалось, что хрущевская «оттепель» развязала руки художникам и разрешила высказываться на весьма смелые темы. Сюжет намекал на отношения между партией и министром культуры Фурцевой. Однако Управление культуры Ленинграда без труда уловило «скрытые смыслы» и предложило Товстоногову своего рода игру: худрук должен был сам решить судьбу своего спектакля. Это было первое открытое, незашифрованное противостояние власти и руководства БДТ. И после месяцев унизительных переговоров Товстоногову пришлось признать свое поражение.

– В нашем спектакле слишком видимой оказалась аллюзия похожести на Хрущева, его отношения к искусству, его выкрики, – говорит «Театралу» Сергей Юрский. – Ведь пьеса была прямой сатирой на хрущевскую эпоху. Конечно, Евгений Александрович Лебедев играл Хрущева без портретного сходства, но узнаваемость была сокрушительной.

Впрочем, решение отказаться от постановки многие связывали тогда с намечавшейся поездкой БДТ за границу, которая находилась в прямой зависимости от того, сыграет или не сыграет театр современную пьесу. Судьба театра, судьба людей, доверивших Георгию Александровичу свой талант, оказались важнее, чем судьба одного спектакля, пускай и гениального.

А Рубен Симонов, попавший на единственный публичный просмотр спектакля, и вовсе заявил, что погибнет, не поставив свою версию в Москве. И уже через семь месяцев на сцене Театра Вахтангова премьера состоялась.

Вопросы: 1. О каком спектакле идет речь? 2. Кого играли Юрский и Лебедев? 3. Как называлась постановка, осуществленная Симоновым в Москве?

«Провалится Филиппенко или нет?»


– В этот театр я пришел уже состоявшимся артистом, – говорит Александр ФИЛИППЕНКО, – и в кино успел сняться, и на эстраде с сольными программами выступал. И старался выбирать, в каких «проектах» участвовать. Один знаменитый артист говорил, что репутация складывается годами, но разрушить ее можно за одну секунду. «Следи за этим, – говорил он. – Потому что всегда найдется внимательный зритель, который не простит тебе промашку».

– И вы, конечно, ни разу не испортили свою репутацию?

– Трудным и ответственным был срочный ввод на роль в спектакле по Шекспиру. Меня предупреждали, что в спектакле произошли перестановки и после десяти репетиций придется играть мне. Сколько лет прошло, но я и сейчас с содроганием вспоминаю те дни. «Провалится Филиппенко или нет?»… Сначала я встретился с переводчиком Михаилом Донским, и мы долго бродили по Переделкино – говорили про шекспировские времена. Однако роль получалась с налетом Шиллеровского романтизма. Ходил маялся за кулисами и вдруг набрел на декорационный сарай, провел ладонью по стене, нащупал кирпич и у меня как промелькнуло – вот! – по Гротовскому – память тела, которая разбудила эмоциональную память, отбросив Корнеля, Расина, я ощутил другую фактуру шекспировского времени. Вспомнился английский фильм «Лев зимой», где герои ходят среди коров и кур, а под ногами у них – месиво из помета, крови, остатков еды… и роль сложилась. Но это только начало истории, поскольку каждый раз перед второй картиной я шел в этот сарай – гладил кирпичи. Шло время. Но однажды в начале сезона в сентябре, заглянул в сарай перед второй картиной – пощупал стену рукой, а там известка. Летом был ремонт, и мои кирпичи покрыли штукатуркой. Как думаете, какие были мои действия?

Этот вопрос «Театрал» задает и своим читателям: что предпринял Александр Филиппенко? И о какой роли в каком спектакле идет речь?

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • БДТ разыгрывает абонементы на все свои премьеры

    Большой драматический театр имени Товстоногова объявил о начале конкурса на лучший рассказ о своем завершившемся 100-м сезоне.  Самые интересные произведения будут опубликованы на сайте театра, а автор лучшего из них получит в подарок абонемент на двоих на все премьеры нового сезона. ...
  • Объявлены даты проведения Конкурса Чайковского

    XVI Международный конкурс им. Чайковского пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 17 по 30 июня 2019 года. Об этом сообщила вице-премьер, сопредседатель оргкомитета конкурса Ольга Голодец.   Конкурс включит пять специальностей: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение» (мужчины и женщины) и «Духовые инструменты» (медные и деревянные). ...
  • МАМТ ищет мелодию для звонка

    В преддверии столетнего юбилея Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко предложил зрителям поучаствовать в конкурсе, по итогам которого будет выбрана мелодия для звонка, звучащего перед началом спектакля. ...
  • В Москве откроется Международный конкурс Рахманинова

    Первый Международный конкурс молодых пианистов им. Сергея Рахманинова откроется 2 февраля в Большом зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Об этом сообщает Министерство культуры. Событие приурочено к 145-летию со дня рождения музыканта. ...
Читайте также