В поисках своего драматурга

Выиграй подписку на «Театрал»

 
К Новому году «Театрал» приготовил читателям двойной сюрприз. На этот раз будет два призовых места. Абсолютный победитель (тот, кто раньше других пришлет правильные ответы) получает не только подписку на журнал, но и билеты в киноклуб «Эльдар», где весной состоится «Живой выпуск журнала «Театрал» – встреча артистов со зрителями. А победитель, занявший второе место, получает только подписку.Ответы присылайте до 18 января по адресу: milienko@newnews.ru (просьба представляться и указывать номер телефона). Мы верим, что постоянные читатели «Театрала» найдут правильные ответы на вопросы конкурса.

Тайна старого ящика


Реконструкция БДТ продолжается по нынешний день. Однако несколько лет назад, когда она только началась, рабочие во время разбора запасников обнаружили старую коробку, в которой оказалось 72 уникальных фотоснимка. Видимо, Георгий Товстоногов и Дина Шварц (бессменный завлит легендарного худрука) намеренно спрятали негативы, чтобы хоть как-то сохранить память о запрещенном властями спектакле.

Работать над этой постановкой Товстоногов начал, когда казалось, что хрущевская «оттепель» развязала руки художникам и разрешила высказываться на весьма смелые темы. Сюжет намекал на отношения между партией и министром культуры Фурцевой. Однако Управление культуры Ленинграда без труда уловило «скрытые смыслы» и предложило Товстоногову своего рода игру: худрук должен был сам решить судьбу своего спектакля. Это было первое открытое, незашифрованное противостояние власти и руководства БДТ. И после месяцев унизительных переговоров Товстоногову пришлось признать свое поражение.

– В нашем спектакле слишком видимой оказалась аллюзия похожести на Хрущева, его отношения к искусству, его выкрики, – говорит «Театралу» Сергей Юрский. – Ведь пьеса была прямой сатирой на хрущевскую эпоху. Конечно, Евгений Александрович Лебедев играл Хрущева без портретного сходства, но узнаваемость была сокрушительной.

Впрочем, решение отказаться от постановки многие связывали тогда с намечавшейся поездкой БДТ за границу, которая находилась в прямой зависимости от того, сыграет или не сыграет театр современную пьесу. Судьба театра, судьба людей, доверивших Георгию Александровичу свой талант, оказались важнее, чем судьба одного спектакля, пускай и гениального.

А Рубен Симонов, попавший на единственный публичный просмотр спектакля, и вовсе заявил, что погибнет, не поставив свою версию в Москве. И уже через семь месяцев на сцене Театра Вахтангова премьера состоялась.

Вопросы: 1. О каком спектакле идет речь? 2. Кого играли Юрский и Лебедев? 3. Как называлась постановка, осуществленная Симоновым в Москве?

«Провалится Филиппенко или нет?»


– В этот театр я пришел уже состоявшимся артистом, – говорит Александр ФИЛИППЕНКО, – и в кино успел сняться, и на эстраде с сольными программами выступал. И старался выбирать, в каких «проектах» участвовать. Один знаменитый артист говорил, что репутация складывается годами, но разрушить ее можно за одну секунду. «Следи за этим, – говорил он. – Потому что всегда найдется внимательный зритель, который не простит тебе промашку».

– И вы, конечно, ни разу не испортили свою репутацию?

– Трудным и ответственным был срочный ввод на роль в спектакле по Шекспиру. Меня предупреждали, что в спектакле произошли перестановки и после десяти репетиций придется играть мне. Сколько лет прошло, но я и сейчас с содроганием вспоминаю те дни. «Провалится Филиппенко или нет?»… Сначала я встретился с переводчиком Михаилом Донским, и мы долго бродили по Переделкино – говорили про шекспировские времена. Однако роль получалась с налетом Шиллеровского романтизма. Ходил маялся за кулисами и вдруг набрел на декорационный сарай, провел ладонью по стене, нащупал кирпич и у меня как промелькнуло – вот! – по Гротовскому – память тела, которая разбудила эмоциональную память, отбросив Корнеля, Расина, я ощутил другую фактуру шекспировского времени. Вспомнился английский фильм «Лев зимой», где герои ходят среди коров и кур, а под ногами у них – месиво из помета, крови, остатков еды… и роль сложилась. Но это только начало истории, поскольку каждый раз перед второй картиной я шел в этот сарай – гладил кирпичи. Шло время. Но однажды в начале сезона в сентябре, заглянул в сарай перед второй картиной – пощупал стену рукой, а там известка. Летом был ремонт, и мои кирпичи покрыли штукатуркой. Как думаете, какие были мои действия?

Этот вопрос «Театрал» задает и своим читателям: что предпринял Александр Филиппенко? И о какой роли в каком спектакле идет речь?

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фотоконкурс от «Театрала» завершается!

    В преддверии новогодних праздников наш журнал объявил зрительский фотоконкурс, чтобы походы в театр стали еще интереснее и радостнее. Редакция, напомним, ждет оригинальные, веселые, необычные – словом, нескучные снимки, а победители получат фирменное новогоднее шампанское и сувениры от «Театрала»! Итоги конкурса будут подведены 15 января, а значит у читателей есть еще целая неделя, чтобы принять в нем участие. ...
  • Встречайте Новый год с «Театралом»!

    Для настоящего театрала горячая пора приближается с боем курантов. Именно в веренице долгих праздничных дней театры успевают показать свои лучшие постановки, а зрители – посетить их. Чтобы этот досуг проходил еще бодрее и радостнее, наш журнал приглашает зрителей принять участие в конкурсе, победители которого получат фирменное новогоднее шампанское и сувениры от «Театрала»! Главные условия для победы просты – хорошее настроение и заряженная фотокамера. ...
  • БДТ разыгрывает абонементы на все свои премьеры

    Большой драматический театр имени Товстоногова объявил о начале конкурса на лучший рассказ о своем завершившемся 100-м сезоне.  Самые интересные произведения будут опубликованы на сайте театра, а автор лучшего из них получит в подарок абонемент на двоих на все премьеры нового сезона. ...
  • Объявлены даты проведения Конкурса Чайковского

    XVI Международный конкурс им. Чайковского пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 17 по 30 июня 2019 года. Об этом сообщила вице-премьер, сопредседатель оргкомитета конкурса Ольга Голодец.   Конкурс включит пять специальностей: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение» (мужчины и женщины) и «Духовые инструменты» (медные и деревянные). ...
Читайте также