Больше, чем карикатура

«Театральный роман» в театре им. Гоголя

 
Олег Гущин – Иван Васильевич.
Эта книжка нуждается в четком жанровом определении. Назвать ее сатирой – слишком лестно; это не сатира, а пасквиль. Но также романтическая повесть о гении, погубленном совместными усилиями литературного и театрального сообщества. Пристального чтения она не выдерживает, и концы с концами в ней сходятся плохо. Булгаков оборвал излияния писателя Максудова, своего литературного двойника, на середине; с тем большей легкостью, что в его сознании уже возникал куда более весомый и складный (а также куда более зараженный самолюбованием) сюжет «Мастера и Маргариты».
От душевных излияний Сергея Леонтьевича Максудова режиссер оставил в своем спектакле мало, а все, что необходимо было оставить (общеизвестную «трехмерную коробочку» с волшебными фигурками, нервную лейттему самоубийства, очарованность «Независимым театром» и пр.), интеллигентно смикшировал, назначив на роль Максудова умного и обаятельного, но совсем не заразительного актера Ильяса Тамеева. Булгаковский лирический герой превратился у Константина Богомолова в нейтральное «лицо от автора»; все, что происходит с ним, заслуживает внимания, но не требует сопереживания. Мир, в котором Максудов очутился, куда интереснее самого Максудова, и мы не можем быть уверены, что рассказчик правильно понимает то, о чем рассказывает. По аналогии: примерно так доктор Уотсон описывает подвиги Шерлока Холмса, всегда оставаясь на периферии сюжета.

«Периферийность» Максудова изящно подчеркнута сценографом Еленой Качелаевой, которая обставила игровую площадку прозрачным пластиком, исписанным неразборчивыми, теснящимися строками. Понятно, что все это цитаты из булгаковской прозы; понятно, что рукописи не горят. Понятно, однако же, и то, что вглядываться в «граффити» стоит лишь тогда, когда на самой площадке ничего важного или хотя бы занятного не происходит.

Занятного в новом спектакле Театра им. Гоголя довольно много; всерьез важны лишь сцены с участием полусумасшедшего, но все-таки гениального режиссера Ивана Васильевича (Олег Гущин). Многие, должно быть, помнят, как в телевизионном «Театральном романе» эту роль сыграл (блестяще, спору нет) Максим Суханов, сознательно остававшийся в рамках карикатуры на К.С.Станиславского. У Гущина то и существенно, что он выходит за пределы булгаковской карикатуры: его герой – действительно герой.

Олег Гущин непринужденно гаерствует, помня о том, что в ключевых сценах играть ему придется страстно и серьезно. Ни он, ни Константин Богомолов не заботятся о портретном сходстве: небольшое, почти незаметное (м.б., не всегда сознательное) усилие лицевых мышц, и сходство возникнет само собою. С фотографиями К.С. лицо-маску (моську) Гущина не имеет смысла сравнивать, но с почтительно-задорными шаржами (скажем, с известным фарфоровым бюстиком Кукрыниксов) – имеет. И важно заметить, как подлинное лицо силится оживить приросшую к нему маску, как и насколько это удается. Темой спектакля остается тема насквозь фальшивого, омертвевшего театра, но к ней добавляется драматический контрапункт.

Перехвалить «Театральный роман» в Театре им. Гоголя мне совсем не улыбается. Эта сцена известна своей незадачливостью; можно опасаться, что вскоре после первых показов постановка Богомолова развалится на репризы и сильно изменится к худшему. Пока что в ней есть и юмор, и здравый смысл, и умный пафос. Завтра же – будь что будет.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также