Игра теней

«Машенька» в Театре имени Моссовета

 
Молодой режиссер Иван Орлов, выпускник мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе, убежден, что сегодня для начинающих постановщиков наступили благодатные времена. И во многом благодаря режиссерско-драматургическим лабораториям, охватившим уже всю театральную Россию. Там можно заявить о себе и, в случае удачного показа, получить право на полноценный спектакль. За плечами Орлова работа в новосибирском театре «Глобус», где он выпустил «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского, и в Красноярском ТЮЗе, афиша которого пополнилась его спектаклями «Стойкий оловянный солдатик» по Андерсену и «Кеды» Любы Стрижак. После этого наступил черед московского дебюта, который и случился на сцене «Под крышей» Театра Моссовета, где только что состоялась премьера спектакля «Машенька» по одноименному роману Владимира Набокова.

Театр Моссовета, кстати, уже не первый сезон предоставляет свою камерную сцену молодым режиссерам. Здесь выпускал своих «Циников» и «Эстетов» Сергей Аронин, Андрей Шляпин поставил спектакль «Дон Жуан. Версия». Нельзя сказать, что эти постановки делали театральную погоду в Москве, но и в провалы их тоже записывать категорически не стоит. Это, скорее, вполне достойные пробы режиссерского пера, со всеми достоинствами и недостатками этого жанра.

«Машенька» в Москве не шла, кажется, с 1997 года, когда ее ставил Сергей Виноградов в своей Театральной компании, которая давно уже канула в Лету. Впрочем «Машеньку» режиссер возобновил в Рязани, где с прошлого года стал работать в театре драмы в качестве главного режиссера. Но нынешняя версия раннего набоковского романа совсем другая. Кстати, этим произведением собирался заниматься молодой режиссер Александр Суворов, безвременно ушедший из жизни. В списке инсценировщиков, наряд с Орловым, значится и его имя. Но вот сам спектакль Ивану Орлову пришлось начинать с нуля.

Честно признаться, совсем юные постановщики провоцируют смутные ожидания каких-нибудь проявлений молодого радикализма или чего-то в этом роде. Набоковский оригинал требовалось срочно освежить в памяти, что и было сделано накануне спектакля. Но не особо пригодилось. Столичный дебютант Иван Орлов оказался весьма осторожным и деликатным, не допустив никаких шагов вправо или влево от авторской версии. Сценически перечитал роман вместе с нами, не переводя набоковскую прозу целиком в диалоги и монологи. Впрочем, рассказ и действие словно бы включаются в некую игру друг с другом, периодически выходя на первый план.

Владимира Набокова, при всем его уважении к деталям, отнюдь не упрекнешь в бытописательстве. Иван Орлов вместе с художником Лешей Лобановым тоже в него не впали. Тесно пространство камерной сцены обнесено какой-то жестяной изгородью с дверными проемами и втиснуло в себя русский пансион в Берлине 20-х годов минувшего века, в котором словно бы нашлось место и зрителям. Все здесь кажется мрачным, душным и готовым рассыпаться на части: кровать скрипит, стулья шатаются, вместо стола – какая-то круглая бобина для троса, при необходимости изображающая и лифт, в котором застревают Ганин – Иван Ивашкин (стажер МХТ имени Чехова) и Алферов – Александр Емельянов. Серо-черные одежды, вечный туманный полумрак – и впрямь выходит «игра теней», в которые давно уже превратились российские «переселенцы».

Прошлая разность судеб и Набоковым, а вслед за ним и Орловым здесь словно бы нивелируется. Прежние разноцветные жизненные нити сплетаются в один серый клубок монотонных будней. С уже кажущимся мифическим прошлым и еще более мифическим будущим. Тут можно пьяно буйствовать, заимствуя приемы поведения у кинематографических див, как это делает Людмила – Вильма Кутавичюте, временная любовница Ганина. Или существовать в образе тишайшей серенькой мышки, ежедневно до одури стуча по клавишам пишущей машинки, как Клара – Юлия Хлынина. Ходить тенью, безмолвной и почти незаметной, как хозяйка пансиона Лидия Николаевна – Валентина Карева. Или отчаянно и невпопад исполнять вокально-танцевальные экзерсисы, как пара танцовщиков, Колин – Антон Аносов и Горноцветов – Михаил Филиппов.

Прошлое оживает в истории давней полудетской любви Ганина – Ивашкина и Машеньки – Надежды Лумповой, которая у Набокова существует как воспоминание, а у Орлова появляется на сцене. Но эти видения лишаются романтического флера и словно бы вписываются в мрачную «жесть» пансиона. Машенька у Лумповой – отнюдь не утонченная гимназистка с косой до пояса и бантами, похожими на любимых набоковских бабочек. Нет, это маленькая, хулиганистая, крепко сбитая девочка-подросток в ботинках на босу ногу, затрапезной юбке и блузе-рубашке. Но в этой непохожести ни на томных «тургеневских девушек», ни на более близких  «летних подруг» из рассказов Куприна или Бунина, есть своя знаковость. Эта Машенька, живое воспоминание, словно бы ставит крест на той, прошлой России, которая давно уже «выпита, как с блюдца» и видится словно в тумане.

И другой полюс спектакля – старый поэт Подтягин в потрясающем исполнении Владаса Багдонаса. Этот артист сегодня и сам кажется творческим эмигрантом, потерявшим свой някрошюсовский дом и с тех пор скитающийся по городам и весям, получая временную работу то тут, то там. Это личностное ощущения себя во времени ощутимо накладывается на актерскую работу Багдонаса, срежиссированную явно не без его помощи. То вдруг почудятся призраки его давних персонажей, с которыми было прожито не одно десятилетие, то вдруг явно увидятся мучительные поиски нового языка, театрального, да и просто другого – русского, в котором все равно присутствует ностальгический литовский акцент. Багдонас играет смело, страстно, вырываясь из этого полумрака, но не ломая слаженный молодежный ансамбль. Видеть его на сцене – счастье. И поневоле хочется крикнуть: господа режиссеры, у вас под носом грандиозный артист, который может украсить собой любой спектакль, куда же вы смотрите-то, в том числе и литовские соотечественники? Впрочем, возможно, это не вполне этично – обсуждать намерения или отсутствие таковых у других. Но сказать все равно хочется…

Этой «Машеньке» Ивана Орлова аккомпанирует маленький живой оркестрик, похожий на те, которые выступали в берлинских ресторанчиках, способствуя публике побогаче правильно переваривать пищу. Здесь использована музыка композитора Олега Каравайчука и группы The Retuses. И очень сильные в своих эмоциональных смыслах бывают моменты, когда в этой набирающей силу музыке слышится гул и грохот пролетающего мимо поезда, который, так и кажется, несется прямо по этому пансиону, нещадно давя все эти никому не нужные тени. В «Машеньке» немало сентиментальности, несвойственной молодой режиссуре. Но здесь вполне уместной, синтезирующей повествование и чувство.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
  • «Худсоветы будут тормозить работу театра»

    В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». ...
Читайте также


Читайте также

  • Метафорический лес Огарева: на стыке фантазии и реальности

    Театр «Школа драматического искусства» представил премьеру по пьесе Островского в постанове режиссера Александра Огарева. Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» вновь напоминает зрителю о несовершенстве человеческих отношений, эгоизме и болезненной любви. ...
  • Премьеры недели (28 марта – 3 апреля)

    Премьер в Москве много, однако на предстоящей неделе оказалось всего два спектакля, которые будут играться в самый первый раз. О них – ниже. А по результатам интернет-голосования, самой ожидаемой премьерой прошлой недели оказалась постановка Александра Огарёва в «Школе драматического искусства» - «Лес. ...
  • «Народу надежду внушат скоморохи»

    В просторном зале «Планета КВН» с аншлагом прошел моноспектакль-концерт «Константин Райкин. Своим голосом».  Поэтическую композицию Константин Райкин включил в свой репертуар в 2012 году, а в январе этого года он собрал новую подборку из стихов любимых поэтов. ...
  • «Мир огромив мощью голоса»

    Знающий толк в розыгрышах публики, режиссер Николай Рощин начинает спектакль с выхода «человек от театра». Дмитрий Лысенков (он играет Режиссера) просит почтеннейшую публику не волноваться и извинить за задержку: ждут высокую комиссию, которая должна принять премьеру. ...
Читайте также