Игра теней

«Машенька» в Театре имени Моссовета

 
Молодой режиссер Иван Орлов, выпускник мастерской Леонида Хейфеца в ГИТИСе, убежден, что сегодня для начинающих постановщиков наступили благодатные времена. И во многом благодаря режиссерско-драматургическим лабораториям, охватившим уже всю театральную Россию. Там можно заявить о себе и, в случае удачного показа, получить право на полноценный спектакль. За плечами Орлова работа в новосибирском театре «Глобус», где он выпустил «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского, и в Красноярском ТЮЗе, афиша которого пополнилась его спектаклями «Стойкий оловянный солдатик» по Андерсену и «Кеды» Любы Стрижак. После этого наступил черед московского дебюта, который и случился на сцене «Под крышей» Театра Моссовета, где только что состоялась премьера спектакля «Машенька» по одноименному роману Владимира Набокова.

Театр Моссовета, кстати, уже не первый сезон предоставляет свою камерную сцену молодым режиссерам. Здесь выпускал своих «Циников» и «Эстетов» Сергей Аронин, Андрей Шляпин поставил спектакль «Дон Жуан. Версия». Нельзя сказать, что эти постановки делали театральную погоду в Москве, но и в провалы их тоже записывать категорически не стоит. Это, скорее, вполне достойные пробы режиссерского пера, со всеми достоинствами и недостатками этого жанра.

«Машенька» в Москве не шла, кажется, с 1997 года, когда ее ставил Сергей Виноградов в своей Театральной компании, которая давно уже канула в Лету. Впрочем «Машеньку» режиссер возобновил в Рязани, где с прошлого года стал работать в театре драмы в качестве главного режиссера. Но нынешняя версия раннего набоковского романа совсем другая. Кстати, этим произведением собирался заниматься молодой режиссер Александр Суворов, безвременно ушедший из жизни. В списке инсценировщиков, наряд с Орловым, значится и его имя. Но вот сам спектакль Ивану Орлову пришлось начинать с нуля.

Честно признаться, совсем юные постановщики провоцируют смутные ожидания каких-нибудь проявлений молодого радикализма или чего-то в этом роде. Набоковский оригинал требовалось срочно освежить в памяти, что и было сделано накануне спектакля. Но не особо пригодилось. Столичный дебютант Иван Орлов оказался весьма осторожным и деликатным, не допустив никаких шагов вправо или влево от авторской версии. Сценически перечитал роман вместе с нами, не переводя набоковскую прозу целиком в диалоги и монологи. Впрочем, рассказ и действие словно бы включаются в некую игру друг с другом, периодически выходя на первый план.

Владимира Набокова, при всем его уважении к деталям, отнюдь не упрекнешь в бытописательстве. Иван Орлов вместе с художником Лешей Лобановым тоже в него не впали. Тесно пространство камерной сцены обнесено какой-то жестяной изгородью с дверными проемами и втиснуло в себя русский пансион в Берлине 20-х годов минувшего века, в котором словно бы нашлось место и зрителям. Все здесь кажется мрачным, душным и готовым рассыпаться на части: кровать скрипит, стулья шатаются, вместо стола – какая-то круглая бобина для троса, при необходимости изображающая и лифт, в котором застревают Ганин – Иван Ивашкин (стажер МХТ имени Чехова) и Алферов – Александр Емельянов. Серо-черные одежды, вечный туманный полумрак – и впрямь выходит «игра теней», в которые давно уже превратились российские «переселенцы».

Прошлая разность судеб и Набоковым, а вслед за ним и Орловым здесь словно бы нивелируется. Прежние разноцветные жизненные нити сплетаются в один серый клубок монотонных будней. С уже кажущимся мифическим прошлым и еще более мифическим будущим. Тут можно пьяно буйствовать, заимствуя приемы поведения у кинематографических див, как это делает Людмила – Вильма Кутавичюте, временная любовница Ганина. Или существовать в образе тишайшей серенькой мышки, ежедневно до одури стуча по клавишам пишущей машинки, как Клара – Юлия Хлынина. Ходить тенью, безмолвной и почти незаметной, как хозяйка пансиона Лидия Николаевна – Валентина Карева. Или отчаянно и невпопад исполнять вокально-танцевальные экзерсисы, как пара танцовщиков, Колин – Антон Аносов и Горноцветов – Михаил Филиппов.

Прошлое оживает в истории давней полудетской любви Ганина – Ивашкина и Машеньки – Надежды Лумповой, которая у Набокова существует как воспоминание, а у Орлова появляется на сцене. Но эти видения лишаются романтического флера и словно бы вписываются в мрачную «жесть» пансиона. Машенька у Лумповой – отнюдь не утонченная гимназистка с косой до пояса и бантами, похожими на любимых набоковских бабочек. Нет, это маленькая, хулиганистая, крепко сбитая девочка-подросток в ботинках на босу ногу, затрапезной юбке и блузе-рубашке. Но в этой непохожести ни на томных «тургеневских девушек», ни на более близких  «летних подруг» из рассказов Куприна или Бунина, есть своя знаковость. Эта Машенька, живое воспоминание, словно бы ставит крест на той, прошлой России, которая давно уже «выпита, как с блюдца» и видится словно в тумане.

И другой полюс спектакля – старый поэт Подтягин в потрясающем исполнении Владаса Багдонаса. Этот артист сегодня и сам кажется творческим эмигрантом, потерявшим свой някрошюсовский дом и с тех пор скитающийся по городам и весям, получая временную работу то тут, то там. Это личностное ощущения себя во времени ощутимо накладывается на актерскую работу Багдонаса, срежиссированную явно не без его помощи. То вдруг почудятся призраки его давних персонажей, с которыми было прожито не одно десятилетие, то вдруг явно увидятся мучительные поиски нового языка, театрального, да и просто другого – русского, в котором все равно присутствует ностальгический литовский акцент. Багдонас играет смело, страстно, вырываясь из этого полумрака, но не ломая слаженный молодежный ансамбль. Видеть его на сцене – счастье. И поневоле хочется крикнуть: господа режиссеры, у вас под носом грандиозный артист, который может украсить собой любой спектакль, куда же вы смотрите-то, в том числе и литовские соотечественники? Впрочем, возможно, это не вполне этично – обсуждать намерения или отсутствие таковых у других. Но сказать все равно хочется…

Этой «Машеньке» Ивана Орлова аккомпанирует маленький живой оркестрик, похожий на те, которые выступали в берлинских ресторанчиках, способствуя публике побогаче правильно переваривать пищу. Здесь использована музыка композитора Олега Каравайчука и группы The Retuses. И очень сильные в своих эмоциональных смыслах бывают моменты, когда в этой набирающей силу музыке слышится гул и грохот пролетающего мимо поезда, который, так и кажется, несется прямо по этому пансиону, нещадно давя все эти никому не нужные тени. В «Машеньке» немало сентиментальности, несвойственной молодой режиссуре. Но здесь вполне уместной, синтезирующей повествование и чувство.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Михалков возглавил театр

    Председатель союза кинематографистов Никита Михалков назначен художественным руководителем Государственного театра киноактера. Об этом решении сообщил глава Департамента культуры Москвы  Александр Кибовский в Театре Маяковского перед показом спектакля «Метаморфозы». ...
  • Кончаловский набирает курс в ГИТИСе

    Режиссер Андрей Кончаловский впервые в своей практике открывает творческую мастерскую. Цель ее состоит в том, что изначально (при поступлении) абитуриентов не будут делить по профессиональной принадлежности. По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, в экспериментальной мастерской одновременно «будут обучаться актеры, режиссеры и, возможно, критики». ...
  • Театр «Модерн» ищет профессионалов

    Московский театр «Модерн» объявил о запуске проекта «Приходите сегодня». Как сообщается на сайте театра, в рамках проекта «любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник и пр. ...
  • Уроки русского

    «Мальчик склеил модель в клубе» – эта фраза стала известным переводом с русского на  русский. За последние четверть века в ней изменилось значение всех четырех слов. Разные поколения трактуют ее по-своему. А как меняется язык, будучи инструментом общения разных поколений в театре? Педагог по сценической речи (театр «Et Cetera»), доцент Высшей школы экономики, консультант Медико-психологического центра реабилитации Валерия УСТИНОВА по просьбе «Театрала» поделилась наблюдениями за языковой реальностью спектаклей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры недели (26 февраля – 5 марта)

    «В ожидании Годо». Сэмюэль Беккет Театр им. Вахтангова Режиссер: Владимир Бельдиян В ролях: Алексей Гиммельрейх, Матвей Волков, Владислав Гандрабура, Артем Пархоменко и др. Не случайно персонажи Беккета в спектакле похожи на клоунов. ...
  • У вас родится Геркулес

    В 2010 году Чеховский фестиваль показывал в Москве «Свадьбу Фигаро», которую поставил в Комеди Франсез режиссер Кристоф Рок. Стремительный, остроумный и изящный спектакль, сохранявший верность букве и духу Бомарше, заворожил мхатовский зал. ...
  • Спектакли ко Дню защитника Отечества

    По итогам опроса «Театрала», самой ожидаемой премьерой прошлой недели стал спектакль «Король Лир» в Малом театре, набравший  50% голосов. На втором месте – «Сад любви» Театра п/р Олега Табакова (25%), на третьем – «Брак по-итальянски» «Московской оперетты» (14%). ...
  • В Театре на Покровке ожидается «Метель»

    В театре, основанном Сергеем Арцибашевым (1951-2015), продолжается реконструкция. В начале нынешнего года был подписан договор с новым подрядчиком – компанией «Содружество», которая в срок до 10 августа 2017 года обязуется завершить ремонтно-реставрационные работы исторического здания Театра на Покровке. ...
Читайте также