Служебный романс

 
Еще несколько десятилетий назад появилась примета: визит в Петербург считается состоявшимся, если туристу удалось посмотреть, как разводят мосты, побывать в «Эрмитаже» и… достать билет на спектакль с участием Алисы Фрейндлих.
Она давно стала символом этого города, его преданной жительницей. Сколько было предложений переехать в Москву, звонков из театров и киностудий. На все отвечала отказом: «Мой город Ленинград».

В 1960-х годах ездить в Ленинград «смотреть Фрейндлих» стали москвичи.

В Георгии Товстоногове актриса нашла своего режиссера – Все чаще доносились слухи о том, что в Северной столице появилась какая-то молоденькая актриса с неподражаемым голосом, с особой манерой игры, – говорит Эльдар Рязанов. – Я тоже не сдержался – поехал смотреть. И то. что увидел, передать невозможно. Я был покорен. И понял, что должен непременно пригласить Алису в «Гусарскую балладу».

Вскоре Алиса Фрейндлих приехала на киностудию, однако пробы не прошла, поскольку оказалась слишком женственной для роли Шурочки Азаровой (в итоге ее сыграла Лариса Голубкина).

Однако Эльдар Рязанов не успокоился и роль Алевтины в фильме «Зигзаг удачи» придумал специально для нее. Впрочем, и этот замысел не удалось реализовать, поскольку съемкам помешала беременность актрисы.

«Мы вспомнили о своем внешнем виде»


Творческий союз Фрейндлих и Рязанова сложился лишь несколько лет спустя, когда актриса сыграла Калугину в фильме «Служебный роман». Сказка о руководящей Золушке имела настолько громкий успех, что после премьеры актриса получала письма от советских тружениц: «Благодаря вам мы вспомнили о своем внешнем виде. Пошли в парикмахерскую, сделали такую же прическу, привели себя в порядок». Так в одночасье Алиса Бруновна стала законодательницей моды.

Ирина. «Киноповесть с одним антрактом» с Андреем Толубеевым – На съемках «Служебного романа» от Алисы Фрейндлих, женщины очаровательной, потребовалось немалое мужество – обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не казалось зрителям преувеличением, – продолжает Эльдар Рязанов. – С помощью гримеров и художника по костюмам актриса самоотверженно бросилась в поиски облика нудной и старомодной женщины. Ей пришлось наступить на естественное для прекрасного пола желание выглядеть красивее, наряднее, приятнее. И это лишний раз говорит о том, что Алиса Фрейндлих – крупная актриса, способная ради роли на любое самопожертвование.

Алиса Фрейндлих играет Калугину безукоризненно. Создавая образ Мымры, она совершенно не прибегает к гротеску, преувеличениям, не педалирует. Она настолько естественна и органична, играя руководящего сухаря, что кажется персонажем из жизни. При этом она смешна, а быть смешной и правдивой одновременно невероятно трудно.

Во время съемок мы подружились. Режиссер обязан влюбляться в своих актеров независимо от их пола и возраста. Мне кажется, это чувство постановщик должен в себе даже культивировать. И не подпасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души.

Отголосок судьбы


Фото: Юрий Пилипенко– Я всегда удивлялась: как Алисе Фрейндлих удается так играть, что любая фраза из ее уст может стать хрестоматийной, - говорит актриса Людмила Иванова. – Помните, в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман» ее Калугина пытается умерить общественный пыл своей подчиненной, которую играла я, и между ними происходит такой диалог:

– Шура! Если мне память не изменяет, вы числитесь в бухгалтерии?

– По-моему, да...

– Вы это хорошо помните?

– Да, по-моему.

– Так вот, было бы очень полезно, если б вы иногда – время от времени занимались не только общественными делами, но и своими прямыми обязанностями.

Вроде ничего особенного, но то, как сыграла это Алиса, невозможно забыть. И после выхода фильма на экран кто-нибудь непременно окликал меня на улице: «Вы, кажется, числитесь в бухгалтерии?» Я сначала страдала от такой популярности, а потом стала гордиться, ведь это в моей судьбе звучит отголосок нашей совместной работы с Фрейндлих.

Впрочем, об этих счастливых «отголосках» говорят все, к кому бы ни обратился «Театрал». Антон Макарский, например, рассказал, что научился у Алисы Бруновны «немецкой дисциплине»:

– Мы снимались в фильме «Возвращение мушкетеров…» и, конечно, я побаивался играть с ней на одной площадке. Еще бы – легенда! Но вдруг оказалось, что Алиса Фрейндлих никогда не ставит себя выше партнера – она словно руку помощи протягивает, чтобы ты не волновался рядом с ней. И готова быть «как все» – долго ждать, когда переставят свет, стойко переносить ночные съемки или терпеливо наблюдать, как у ее партнеров рождается та или иная сцена. Вот это женское мужество меня в ней поразило.
«Калифорнийская сбита». С Олегом Басилашвили

«Умудрилась не помереть в блокаду»


У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа Бруно Артурович был знаменитым актером Александринского театра, мама Ксения Федоровна училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.

Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву.

– Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением – в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить, – говорит Алиса Фрейндлих. – Еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как «Отче наш», для того, чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну – бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол.

«Обратите внимание на эту девочку»


Считается, что в театральной профессии Фрейндлих пошла по стопам отца, однако сама актриса утверждает, что дело не только в отце. В доме вообще была на редкость творческая атмосфера. Об этом Алиса Бруновна рассказала однажды «Театралу»:

– Бабушка замечательно пела, играла на скрипке. Старшая сестра папы окончила консерваторию и вышла замуж за певца Ираклия Сулханишвили. Мы жили все вместе. Можете себе представить, сколько музыки звучало в доме! И первым спектаклем, который я увидела, была опера «Евгений Онегин» – дипломный спектакль моей тетки.

Джин Хортон. «Квартет» Поэтому когда в 1949 году в нашей школе организовался драматический кружок, я была первой среди поступивших. Мы сами ставили спектакли, рисовали и клеили декорации, сооружали костюмы. Руководила кружком Мария Александровна Призван-Соколова, актриса БДТ, которую я считаю своей творческой матерью – она преподала мне первые и настоящие уроки театра. У меня был хороший голос, и все родственники советовали мне поступать в консерваторию. А у меня не было даже начального музыкального образования. И когда я сказала папе, что все хотят, чтобы я поступила в консерваторию, он ответил: «Допускаю, но если ты туда пойдешь, то в опере тебе ничего интересного не светит, потому что ты маленькая, а опера требует фактуру. Другое дело, если ты будешь камерной певицей, то реализуешь и свои драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, то на сцене сможешь все – и играть, и петь, и танцевать».

Кстати говоря, эту же мысль несколько лет спустя повторил и мой педагог Борис Вульфович Зон. На выпускном экзамене он нам всем подарил свои фотографии, на которых написал напутственные слова.

При этом папа не помогал в моем желании пойти в театральный институт именно потому, что меня не знал (мы с мамой уже давно жили отдельно). Он ведь был человек совестливый. Помню, Мария Александровна говорила ему: «Может, вы замолвите словечко? Девочка маленькая, худенькая, могут и не заметить. Все-таки первое впечатление – это какая-то фактура, яркая внешность». А папа ответил: «Как я могу сказать, Мария Александровна, если никогда на сцене ее не видел и не знаю? Я могу вам верить на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Вот и весь текст. И началось самое замечательное время – учеба в институте.

С Игорем Владимировым


Свой творческий путь Фрейндлих начала в Театре имени Комиссаржевской (роли были в основном из амплуа травести). И возможно, что так бы и продолжалась ее жизнь, если бы на нее ни обратил внимание замечательный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. Он же и уговорил Алису в начале 1961 году перейти в его труппу. Наступало время тех самых ролей, которые заставили говорить о Фрейндлих, как о большой драматической актрисе: Элиза Дулитл в «Пигмалионе», Лика в «Моем бедном Марате», Гелена в «Варшавской мелодии», Малыш в «Малыше и Карлсоне» и, конечно, арбузовская Таня и шекспировская Джульетта.

В тот же период творческий союз с Игорем Владимировым перерос в любовный роман.

– Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, – говорила актриса, – и я стала его женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно – я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться.

Она и учится по нынешний день – у своих коллег и партнеров по сцене, поскольку иначе в театре нельзя.

– Алиса Фрейндлих безупречна, – говорит Константин Райкин. – Я видел, как она репетирует: ученически, прилежно. Каждому хочется ведь отыскать в выдающемся человеке хоть немножко пошлости, чтобы успокоиться: «Ну, слава богу, он недалеко от меня». Но где в Алисе это «хоть что-нибудь про меня»? Ну, нет нигде.

Жизнь с антрактом


– Почему-то мало кто вспоминает о том, что Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров были основателями российского мюзикла, – говорит журналист и режиссер Андрей Максимов. – Они не просто делали спектакли, в которых много музыки, в их постановках музыка являлась ведущей канвой истории. Помню, я испытал настоящее потрясение, когда посмотрел «Укрощение строптивой», а потом увидел спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». То, как Алиса Фрейндлих из героини Шекспира превратилась в Малыша, было просто невероятно. Вообще о ее перевоплощениях можно писать и писать книги. Она гениальна тем, что рождает на сцене другого человека.

Впрочем, в отличие от москвичей, ленинградцы все же недооценивали талант Алисы Фрейндлих: в начале 1980-х в ее творчестве наступил своего рода кризис. Руководство Театра Ленсовета решило, что актриса не поспевает за его творческой поступью и только тянет к своим Таням, Ликам, Гелям… Для многих зрителей, несмотря на сыгранные чеховские, шекспировские и брехтовские роли, она оставалась блондинкой арбузовской мелодрамы, безгрешной кокеткой с «тяжким горем на сердце» и незаметной жизнью – солисткой ленсоветовского хора. То ли в этом кризисе сказался разлад отношений с Игорем Владимировым, то ли Фрейндлих переросла себя и нуждалась в новых «творческих обстоятельствах», но как бы то ни было в 1984 году она перешла в БДТ – к Товстоногову. Единодушия в этом ожидании не было: поклонники Фрейндлих жаждали успеха, недоброжелатели БДТ никаких надежд на новый союз не возлагали. Но жизнь показала другое – в 1984 году со спектакля «Киноповесть с одним антрактом» (пьеса Володина, Фрейндлих в роли Ирины) началась новая глава в жизни замечательной актрисы.

Здесь не было и тени от ее ленсоветовских героинь. Алиса Бруновна играла искреннюю женщину, которая полюбила в обыкновенном человеке по имени Лев непризнанного гения и не желала расставаться со своей мечтой, даже когда сам Лев стал простым обывателем, отказавшимся от юношеских амбиций. Театровед Наталья Старосельская так описала этот спектакль: «Ирина готова всю жизнь положить на то, чтобы вернуть его в прежнюю оболочку. И здесь, как отмечали рецензенты, у театра было два пути: взглянуть на коллизии «Киноповести с одним антрактом» глазами «нормального» среднестатистического человека или глазами героини, которая прерывает свой бесконечный бег по земле воспарением – в космос ли, в мечту ли, в недосягаемое. Не все ли равно, если для нее только прорыв, только полет есть подлинная жизнь?..

В финале спектакля взмывали вверх воздушные гимнасты – эта неожиданная метафора, казалось бы, совершенно не товстоноговская, выражала главную мысль Володина: «хотя бы память сохранится» о веселом, неустанном беге не по логической протяженности жизни, а обратно, против ветра, в молодость…»

Школа Фрейндлих


– В наш театр Алиса Фрейндлих пришла суперпопулярной актрисой, – говорит Елена Попова, актриса БДТ. – Признаюсь, что с тех пор, как я познакомилась с Алисой Бруновной, я ее люблю просто до дрожи. Она прекрасный партнер. Возьмите самые возвышенные эпитеты – и все они будут о ней. Ее дарование, обаяние просвечивают сквозь все ее персонажи. И даже в злобной леди Макбет чувствовалась тонкая ирония Алисы Фрейндлих. Столько любви, не растраченной нежности было в этой роли. Она и комедийная актриса, и трагическая. Талант есть талант.

А вспомнить, с каким высоким благородством ее героиня выясняет отношения с бывшим мужем в спектакле «Калифорнийская сюита», с каким благоговением говорит о прожитой жизни в постановке «Квартет», с каким мужеством ее Шарлотта покидает вишневый сад… И, конечно, нельзя забыть Глафиру («Волки и овцы») и Шарлотту («Вишневый сад»), леди Мильфорд («Коварство и любовь») и Настю («На дне»), Джин Хортон («Квартет») и Москалеву («Дядюшкин сон»)…

Безусловный небожитель питерской сцены. Здесь были ее бесчисленные взлеты и единичные неудачи. Слишком крепка закалка, слишком высока преданность профессии.

– Алиса Бруновна Фрейндлих – это отдельная планета, – говорит Михаил Боярский. – Для того чтобы хоть что-то понять в актерском мастерстве, нужно побыть с ней на сцене. Когда она играет, с ней не пропадешь, она «вытянет» любого артиста. Все что Алиса делает, она пропускает через себя, и если бы она преподавала, то это была бы невероятная школа, школа Алисы Фрейндлих. Она очень педантична во всем, что касается работы: выбор материала, режиссера, подборка костюма, грима, согласование каких-то моментов с партнерами. Мы с ней записали огромное количество песен, и каждый раз я убеждаюсь, что Алиса самоед, особенно в музыкальном плане. Она всегда недовольна результатом своей работы, поэтому каждый раз пытается сделать лучше – даже там, где лучше уже просто некуда.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также