Русская драма

Какой театр за рубежом самый лучший

 
На протяжении года «Театрал» в рубрике «Иные берега» знакомил читателей с жизнью русских театров за рубежом. Но, поскольку картина складывается пестрой, редакция решила под занавес года подвести промежуточные итоги: кому за границей жить хорошо?
Худрук Русского театра Эстонии Марат Гацалов сейчас нарасхват Двадцать лет назад русские театры в странах ближнего зарубежья оказались на грани исчезновения. Но почти все выжили. Где-то власть признала их полезность и предоставила им финансирование. Где-то к названиям театров добавилось определение «национальный», политически уравнивающее их с театрами статусными (например, на Украине Театр имени Заньковецкой – национальный украинский, а Театр имени Украинки – национальный русский). Где-то нашлись фонды, компании, частные лица, ставшие их меценатами и спонсорами. А где-то, вопреки равнодушию государства, лидеры театров с невероятной энергией начали сами создавать среду для общения, проводя собственные фестивали с «братьями по несчастью».

Море проблем


И все же, как описать круг проблем русских театров, оказавшихся за пределами России? Проблема делится на две части.

Одно дело – страны, в которых живет много русскоговорящих: Белоруссия, Украина, Казахстан. Естественно, здесь и русских театров много, и жизнь их вполне насыщенна.

Например, фестиваль «Встречи в Одессе» зарождался именно как форум русских театров Украины. И было видно, что даже в одной стране у русских коллективов проблемы разные. Например, репертуар Национального театра им. Леси Украинки (Киев) более насыщен, чем в Макеевском ТЮЗе (Донецкая область). Казалось бы, макеевцам остается лишь горько плакать над своей судьбой. Но они показали, что и в нищих условиях минимализма есть море возможностей для эксперимента.

Другое дело – жизнь русских театров в странах, где русскоговорящих мало, а русский театр один: в Армении, Грузии, Таджикистане, Киргизии...

Здесь жестко борются за публику, играют лишь несколько дней в неделю, и здесь нет притока артистов, которые умеют говорить по-русски. А потому одна из главных проблем – кадровый вопрос.

Как он решается? В одних случаях театр набирает молодежь в студии (как делает, например, ташкентская драма), но иногда удается открыть и целевые курсы при местных вузах (Тбилисский театр им. Грибоедова, Рижский театр им. Михаила Чехова). Но и в этом – благоприятном! – случае труппы порой на 80, а то и на 100 процентов состоят из артистов, нерусских по национальности, а значит, говорящих, но не думающих по-русски.

Осознаваемая миссия таких театров – создание культурных центров, которые не только бы сохраняли традиции русского театра, но собирали, воспитывали, просвещали тех, кто интересуется русским языком и искусством – обычно классическим.

Каждый сам по себе


Сколько русских театров за рубежом? Точной статистики нет. В официальных выступлениях фигурируют около 80. Но кто их считал и возможно ли это? Где-то говорится, что, например, в Эстонии лишь один Русский театр, тот, что сейчас возглавляет Марат Гацалов, а на фестивалях и гастролях приходилось видеть спектакли «Другого театра», «Русской театральной школы» из Таллина – так что не один.

Связь русских театров между собой осуществляют фестивали: «Встречи в России» («Балтийский дом», Санкт-Петербург, проводится 15 лет); «Славянские театральные встречи» в Брянске (20 лет); «Соотечественники» в Саранске (8 лет); «Мост дружбы» в Йошкар-Оле (возобновился в 2007 году после долгого перерыва, прошел с тех пор 5 раз).

У русских театров нет единого центра. Каждый сам по себе. Хотя попытки консолидации предпринимались не раз. Например, в 2004 году Наталья Старосельская создала на базе СТД специальный Центр. Но едва был исчерпан президентский грант и у Центра сменился руководитель, остались только отдельные проекты (приглашение стажеров в «Летнюю школу», мастер-классы специалистов).

Диалог культур


И все же главный вопрос: есть ли у русских театров еще какой-то путь, кроме того, как выполнять роль национальных центров, функционирующих в чужом окружении?

Оказывается, есть. Только каждый театр этот путь ищет сам. Например, Азербайджанский русский театр им. Вургуна ставит и русскую, и азербайджанскую классику. В труппе – актеры разных национальностей, хорошо говорящие по-русски. В зале – русские и азербайджанцы. Но и тем и другим интересны «Волки и овцы» Островского, поставленные россиянином Тимуром Насировым, или «Федра» Расина в режиссуре худрука Александра Шаровского.

Аналогичный путь избрал себе и бакинский театр, который с радостью пригласил к себе на постановку литовца

Йонаса Вайткуса. И подобных примеров, когда театр становится местом встреч разных культур, можно привести еще множество. Наби Абдурахманов в Молодежном театре Узбекистана ставит Толстого и Горина, Мольера и Навои, Мериме и пьесу о жизни Омара Хайама. А в Русском академическом театре им. Лермонтова (Алма-Ата), которым руководит Рубен Андриасян, идут Чехов, Шекспир, Шукшин, Айтматов…

Быть может, не стоит воспринимать страну, в которой ты оказался, как враждебный лагерь, а диалог (именно диалог, а не толерантность) как путь к ассимиляции и гибели. Культура страны, в которой живет русский театр, неизбежно накладывает отпечаток на его стилистику, как бы ни клялись руководители в верности русской психологической школе, как бы ни старались ставить только русскую классику. Все равно у Автандила Варсимашвили она приобретет грузинскую горячность, а у Александра Григоряна – армянскую печаль.

На спектаклях по русской классике Театра им. Грибоедова (Тбилиси) всегда аншлаг

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Рижский русский театр готовит три премьеры

    Рижский русский театр им. Михаила Чехова в феврале представит сразу три премьеры – трагикомедию «Пять песен памяти», музыкальное повествование «До светлых слез» и современную британскую пьесу «Драгоценные камушки жизни». ...
  • «Это наша общая проблема»

    Русскому театральному центру «Апрелик» (Париж) в наступающем году исполнится 15 лет. За это время коллектив объехал множество стран, неоднократно становился лауреатом и обладателем Гран-при на всевозможных конкурсах, организовал целый ряд международных проектов (Неделя русскоязычного детского театра в Париже, Школа русского языка и театра в Болгарии, форум «Территория русского языка»). ...
  • Сто шагов от Бродвея

    В редакцию журнала «Театрал» начали поступать заявки на участие в IV Международном фестивале «Мир русского театра», который пройдет в июне 2020 года. Одним из его претендентов может стать театр русских актеров ТРАКТ из Нью-Йорка. ...
  • Русский театр из Ашхабада готовится к «Большим гастролям» в Россию

    Русский драматический театр им. Пушкина из Ашхабада (Туркменистан) впервые отправляется с «Большими гастролями» в Россию. Коллектив представит свои лучшие спектакли в Волгограде (23 и 24 ноября) и Астрахани (26 и 27 ноября). ...
Читайте также