Физиология дури

«Красная птица» в театре «Практика»

 
Пьесу Павла Рассолько «Красная птица» поставил в московском театре «Практика» польский режиссер Войтек Урбаньский. Как считает художественный руководитель театра Иван Вырыпаев, «сочетание русской школы и польского художественного сознания – вот то, что является особенно привлекательным в этом спектакле».
В 40-е годы XIX века в русской литературе появилось целое направление бытописательских очерков, рассказывающих о «физиологии» тех или иных городов (скажем, «Физиология Петербурга» Некрасова) или разнообразных общественных слоев – обитателей «углов», городских шарманщиков, извозчиков и т.д. Мода пришла из Европы, прежде всего из Франции, где за десятилетия были написаны целые тома на тему – «Физиология Парижа», «Физиология лавочника», «Физиология рантье», «Физиология тюрьмы», «Физиология полиции и суда» и даже «Физиология зонтика». Не претендуя на художественность слога, на увлекательность сюжета, наконец, на какую-либо литературную занимательность, очеркисты ставили целью рассказать образованным и читающим классам о быте и нравах низших, необразованных слоев с позиций беспристрастного наблюдателя. Как писал Белинский, характеризуя писателя этого направления: «У него нет таланта чистого творчества... он не может создавать характеров, ставить их в такие отношения между собой, из которых образуются сами собой романы и повести. Он может изображать действительность, виденную или изученную им, или, если угодно, творить, но из готового, данного действительностью материала».

В начале века ХХI в нашем театре, опять же следуя за европейской модой, также возникло целое направление – «физиологических спектаклей», в которых ходящей в театр публике рассказывают о быте и нравах публики, к культурному театральному досугу не склонной. Речь идет о физиологии бомжей, наркоманов, опустившихся обитателях городских окраин, криминальных сообществ, молодых людей из неблагополучных семей, о физиологии различных групп радикальной молодежи, фашиков и антифы, люберов, гопников и т.д.

В новой постановке польского режиссера Войтека Урбаньского нам рассказывают историю молодежной компании, у которой хватало денег на пиво и не хватало на ресторан (оттуда приходилось сбегать, не заплатив), хватало на «травку» и не было на съемную хату, а посему баловаться наркотой приходилось во дворах и возле проезжей части…

Фото: Михаил Гутерман Драматург Павел Рассолько, как и положено по жанру, специально указал в программке, что «события, которые описывает автор в пьесе, были пережиты им в период с 2005 по 2008 год. Все герои – реальные люди и наши современники. Автор зафиксировал на бумаге их настоящие диалоги». Действительно, и события кажутся правдоподобными, и диалоги звучат как документальная расшифровка реальных голосов. Убедителен и сам музыкант Паша (творческий псевдоним – «Организм»), который пишет электронную музыку, и его новые знакомцы, хорошо разбирающиеся в дури. Вполне узнаваема школьница, привычно хамящая по телефону и обладающая словарем Эллочки-людоедки, и подросток Малой, страстно мечтающий приобщиться к радостям взрослой жизни. Наконец, и физиология дури, и ее действие на неподготовленные организмы обрисованы точно.

Актеры театра «Практика» достоверно показывают своих сверстников. Хотя задача перед ними стоит весьма скромная – убедительно произнести текст. Наклеенные пластырем на щеки микрофоны, которые в малюсеньком зале «Практики» для силы звука не очень нужны, однако придают всем голосам персонажей отдаляющий металлический призвук некачественной радиопередачи. Действие разворачивается на гигантских видеоэкранах с панорамами города, его автострад и скверов, двориков и ресторанов. На сцене актеры на переднем плане только обозначают действия – бег, поцелуи, дружеский ужин в ресторане…

Интерес к персонажам пьесы – чисто этнографический (одна из примет жанра – полное бесстрастие автора). Даже глупая гибель подростка Малого (Артур Мухамадияров), потерявшего голову от первого же приема наркотика, воспринимается не столько потрясением и трагедией, сколько еще одной подробностью, характеризующей среду («чо химия-то делает!»).

…Начавшиеся с газетных карикатур, «физиологичекие очерки» сумели подняться до высот романов Достоевского. Так что можно верить, что на смену «физиологическим пьесам» тоже придет Автор театра, который сумеет увидеть и расслышать, дофантазировать и воссоздать не только общую правду факта, но и стоящие за ней индивидуальные бездны.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Морфов выпускает премьеру в ТЮЗе им. Брянцева

    Болгарский режиссер Александр Морфов представит свою версию шекспировской «Ромео и Джульетты». Как сообщает пресс-служба театра, в его интерпретации «эта история для современного поколения – поколения YouTube и социальных сетей». ...
  • Сорокин-трип

    Живой классик Владимир Сорокин не склонен доверять театру (и однажды чуть было не подал в суд на Андрея Могучего, категорически не приняв постановку «Дисморфомании»). Но три театра – «Практика», Театр на Малой Бронной и «Ленком» – почти синхронно взялись за сорокинские тексты, и автор, похоже, остался доволен. ...
  • «Башмачник должен шить туфли. А что должен делать режиссер?»

    В Театральном музее им. Бахрушина состоялся мастер-класс для молодых режиссеров от мэтра отечественной сцены Роберта Стуруа. Роберт Робертович – главный режиссер театра Et Cetera, за свою жизнь он поставил более 150 спектаклей в России, Грузии, Великобритании, Германии, Финляндии, Турции, Израиле и других странах. ...
  • Константин Богомолов поставит «Бесов»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов поставит спектакль по роману Достоевского «Бесы». Об этом он сообщил в пятницу на своей странице в Facebook. «В этом сезоне на сцене Бронной (точнее – на Яузе) я выпущу два спектакля. ...
Читайте также