Порядок слов

Пазл «московских» балетов Иржи Килиана собран

 
Наталья Сомова, Сергей Мануйлов
Собранным в четырех «томах», одноактных балетах, вполне емких, чтобы рассказать  о важнейшей фигуре европейского современного танца конца 20 века, вечером спектаклей Иржи Килиана Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко завершил Год Голландии в России и программу фестиваля современного танца DanceInversion-2013. Тридцать лет истории Нидерландского театра танца связано с именем Килиана (1975-1999 годы - руководитель и хореограф, до сегодняшнего дня приглашенный хореограф). Любимый Килианом бессюжетный балет - не аналог бессодержательности. Драматургия  его спектаклей не имеет развитой экспозиции, характеры детально не разработаны.  В отношениях с музыкой Килиан ведет себя свободно и не ставит собственные концепции в зависимость от идей композитора. Роль его в формировании принципов постмодернистской хореографии велика: импровизационность в процессе создания танца, оголенность физических усилий, недопустимая в классическом балете, легализация нетанцевальных поз и жестов, сугубо пластические эксперименты, которые не имеют определенной смысловой направленности,  объединение танца и спортивных элементов, раскрытие механизма движений тела.

Вечер начинается премьерой «Восковых крыльев» и заканчивается балетами на музыку Моцарта, вошедшими в репертуар театра первыми. Обычно премьерами заканчивают – а тут предложили танцовщикам сосредоточиться в начале, чтобы закончить на волне восторга и удовольствия. Килиан недаром писал участникам моцартовских премьер 2010 года: «Вы оо-чень приятно провели время в работе на «Маленькой смертью» и «Шестью танцами», у вас будет много приятных моментов, когда вы будете танцевать их». – И правда, редко когда удается на балетах столько смеяться, и смеяться вместе с залом. – «Эти постановки были созданы с ощущением свободы и должны исполняться таким же образом». – Килиановская «моцартиана» стала настоящим бриллиантом репертуара,  и так жаль, что ради общего хронометража в большом уже вечере «Шести танцам» подпилили пару каратов.. «Пожалуйста, имейте в виду, что я буду с вами, когда вы будете танцевать». – Эта лукавая и любящая педагогика не прошла даром. Три года спустя после премьеры  «моцартиана» все также торжествует и очаровывает.

Премьера прошлого сезона, «Бессонница», балет Килиана 2004 года, поставлена на музыку Дирка Хаубриха, написанную по просьбе хореографа на моцартовские Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и квартета инструментов. В XVIII веке стеклянную гармонику называли «серафимом», «музыкой сфер» за прозрачную легкость хрустальных  звуков. На границе яви и сна героиня ныряет за лоскут белой ширмы и встречается со множеством других «я», друзей и врагов, населяющих подсознание, зыбкий, «стеклянный» мир бессонницы. Жить в реальности или стремиться в мир фантазий, иллюзий, побегов от себя? Уверены ли мы, что стремимся к чему-то, что хотим уйти от чего-то? – Этот важный для себя философский вопрос Килиан воплощает в пластике  плавного, мерцающего, скользящего движения, прерываемого отчетливыми, но внутренними остановками, когда вопрос вдруг пробегает в сознании танцующего, и он, пытаясь ответить на него, двигается чуть иначе – более открыто и свободно или резко, нервозно, угловато. В финале героиня снова уходит за подвижную ширму – легкость лоскута, подвижность границы реальности и иллюзии слишком соблазнительна, вынырнуть к свету «яви» стоит ради возвращения в выдумку.

«Восковые крылья» - первая в афише вечера и самая свежая в килиансковском репертуаре театра работа. Большое дерево опрокинуто на сцену кроной вниз, его ветви освещает кружащая по периметру светящаяся «голова». То одна, то другая сторона дерева в тени. Фонарь как светило, дерево как планета со всеми разнообразно танцующими на ней свою жизнь людьми. Хореография для Килиана – пространство постановки и решения философских задач, и потому мы можем увидеть сценографическое решение как момент падения Икара, растянутый на время спектакля: дерево растет из земли, а мы с танцовщиками переместились в пространство «неба», с которого они падают от приближения к театральному софиту-светилу – ведь воск на их крыльях тает, притяжение усиливается. То, что за рамками спектакля является прыжком, взлетом, победой над гравитацией, в пространстве «Восковых крыльев» становится падением, катастрофой. Которое также красиво и стремительно, как взлет – ведь мы, уверенные в привычной системе координат, видим прыжок, полет, и также непонятно по смыслу для окружающих, как чья-то катастрофа. В буклете вечера его составитель Дмитрий Абаулин приводит дивное стихотворение Одена в переводе Павла Грушко об этом:
В «Икаре» Брейгеля, в гибельный миг,
Все равнодушны, пахарь – словно незрячий:
Наверно, он слышал всплеск и отчаянный крик,
Но для него это не было смертельною неудачей.


Где предел воздушного творчества танца? Какова цена парения в воздухе? Что значит ее величество элевация для современной хореографии с ее базовыми принцами гравитации? Этив вопросы волнуют чрезвычайно живо, пока танцуют Анастасия Першенкова, Георги Смилевски, Наталья Сомова, Сергей Мануйлов, Эрика Микиртичева, Александр Селезнев, Оксана Кардаш, Семен Величко. Подвесив дерево на сцене сучьями вниз, Килиан переворачивает взгляд зрителя на саму душу танца – попытку парения в воздухе. Так, бросая поэтический и невинный взгляд на механизмы движения, хореограф запускает большую работу, прочно соединяя в сознании зрителя философию и интересный танец.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Поднебесная красота

    С сентября по ноябрь в Москве пройдет фестиваль современного танца «DanceInversion», давно ставший неотъемлемой частью российского осеннего пейзажа.  В этом году этот престижный форум отмечает свое двадцатилетие. На сегодняшний день – один из самых авторитетных отечественных танцевальных фестивалей, занимающийся просвещением российского зрителя в области contemporary dance. ...
  • В МАМТе представят «Дон Кихота» в редакции Нуреева

    Первой балетной премьерой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко станет балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» в хореографической редакции Рудольфа Нуреева, которая на российской сцене будет представлена впервые. ...
  • Светлана Захарова стала «Балериной года»

    Прима Большого театра Светлана Захарова удостоена итальянской премии «Позитано» в категории «Балерина года». Награждение состоится 7 сентября на Амальфитанском побережье. Об этом сообщается на портале Teatrionlinе. ...
  • Сергей Полунин впервые сыграет Ромео в Вероне

    Премьера балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева с русским танцовщиком Сергеем Полуниным и румынской балериной Алиной Кожокару в главной роли состоится на сцене итальянского амфитеатра «Арена ди Верона». ...
Читайте также