Гул эпохи перемен

«150 причин не защищать Родину». Театр.doc

 
В Театре. doc состоялся режиссерский дебют драматурга Елены Греминой. Спектакль «150 причин не защищать Родину. 7 стратегий выживания в эпоху перемен» рассказывает о событиях одного дня: 29 мая 1453 года – дня падения Константинополя. «Вербатим 15-го века» разворачивается в обоих вражеских лагерях. В решающем дне сходятся давние исторические амбиции, личное тщеславие и судьба конкретных людей.
Спектакль называется «150 причин не защищать Родину», но все два часа герои только и делают, что защищают ее. Каждый по-своему, у каждого своя стратегия и свои ценности. Придворный византийский вельможа Натарас чтит веру и хочет спасти оставшегося в живых единственного сына, городской сапожник слишком любит делать сапоги из лучшего сафьяна и предпочитает свое мастерство гибели за веру, перешедший на службу к султану итальянский мастер во что бы то ни стало хочет создать пушку своей мечты. Луку интересует геройство, создание военной стратегии, которая поможет разбить лучшую армию того времени - турецких янычар. Мехмет и Константин верят в себя свою империю, свое предназначение. Время от времени осуществляются интраспекции в прошлое – детство будущего султана Мехмета, мысли Констатина о непременной будущей осаде города турками. Оба властителя, император и султан, выделяются среди своих подданных. Мехмет - умом и любовью к искусствам, Константин - прогрессивностью мышления. Налицо - равные силы, равные исторические возможности. Что перевесит чашу весов, определяется чем-то и кем-то другим.

На сцене создана целая система остранений. Все роли исполняют женщины, пять актрис: Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр . Их число гораздо меньше числа персонажей. Это способ подчеркнуть равное положение героев (турков, византийцев, западных христиан). В зависимости от того, персонажа из какого лагеря актрисы изображают, они переодеваются в платья-рубашки разного цвета. Одним словом, устраивают маленький театр в театре. Или сторителлинг – просветительское и одновременно развлекательное мероприятие для взрослых и подростков.

Женщины – это те, кто выжили, когда всех мужчин перебили, женщины – хранительницы воспоминаний и парки, плетущие нити судьбы. Они не принадлежат ни к какому лагерю, ни к какой эпохе. Они сказительницы: обращаются к залу и приобщают его к этому общему полю воспоминаний. Спектакль начинается с того, что женщины просят нескольких зрителей прочесть кусочки напечатанного в программках текста - подлинного, аутентичного. С характерной лексикой и инверсионным строением предложений. Это своего рода элемент читки. Знакомой доковской читки, которая объединяет сцену и зал, отсекает всю лишнюю театральщину и возвращает правду - текста и времени. История этого дня, оживленная и голосами зрителей, в том числе, возникает из нашей общей исторической памяти, глубин коллективного бессознательного.

Диалоги самой пьесы написаны так, что невольно вспоминаешь о нынешних российских реалиях. Язык исключительно современный, никаких архаизмов, примет старинного слога. Происходящее идет в режиме настоящего исторического времени. Итак, земля под ногами уже горит (турки у ворот), а византийцы (читай, русские) все выясняют, кто жаднее, можно ли делать правой рукой императора в обороне Города пришлого итальянца и какую выгоду он, итальянец, хочет получить от этой войны. Распри, неверие в чистоту помыслов других, неумение работать, надежда на чудо, особые знаки, приметы, небесное покровительство – вот в каком поле пребывают византийцы. Однако текст так построен, что понятна и законна позиция всех героев (ощущается мастерство автора, пишущего объективные, документальные пьесы). Среди персонажей нет ни одного действительно подлого человека. Например, итальянский рыцарь, обвиненный греками в измене (якобы он открыл маленькую дверцу в башне, через которую вошли турки) защищает город до конца и гибнет, смертельно раненый.

Контрастные пары героев и малое число актеров на сцене создают хор голосов. Перед нами Прошлое, Реальность воссозданная из небытия. Это воссоздание подчеркнуто музыкой. Очень необычной, современного композитора и перкуссиониста Дмитрия Власика. Актрисы долго и сосредоточено извлекают необычные звуки из мелких камешков, орехов, треугольников. Шум, который чисто теоретически должен был бы быть скучным и однообразным, оказывается поющим и смысловым. Когда ближе к финалу Мехмет рассказывает о том, что, когда он вошел в Святую Софию, к его ногам будто бы в знак покорности, осыпалась каменная пыль, вспоминается вступительная музыкальная композиция. Актрисы долго-долго трясут в ладонях шуршаще-звенящие камушки, то просыпая, то собирая их вновь, то добавляя к ним новые мелочи. Этот звук – гул времени, вслушиваясь в который они и мы проникаем на шесть веков назад, проходя за эти пятнадцать минут то, что случилось с людьми за все прошедшее долгое время. Так же и падение Города выражается музыкально. В темноте, в свете одиноко горящих на сцене фонарей, как будто бы в стане погибающих византийцев, готовящихся к смерти, звучит резкий свист. Эта наступает та самая судьба, смерть и небытие для одних, процветание и слава для других. Эти паузы-цезуры, моменты музыкальной медитации между энергичных сцен, наполненных страстями и волевыми решениями, рождают ощущение судьбы. Неведомой силы, которая и есть истинный драматург истории. «150 причин не защищать Родину» - философский спектакль. И философское его измерение воплощено в этой удивительной музыкальной стороне.

Однако понятно, что спектакль затеян не для того, чтобы внедрить в зрительские головы мысль о предопределенности. Византия и Россия, падший Второй Рим и будущий Третий слишком связаны, чтобы слушая о судьбе Византии, не думать о настоящем. Возникает образ собственной страны, власть и общество которой так отчуждены друг от друга, что случись что, непонятно, будет ли кто-нибудь хоть как-нибудь родину защищать. Наш Третий Рим, эта на глазах распадающаяся империя, погрязшая в коррупции, жадности и вранье, еще ожидает свою судьбу, которую, наверное, уже можно расслышать в неуловимом гуле времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • БДТ готовит премьеру со Светланой Крючковой в главной роли

    Спектакль «Жизнь впереди» (по роману Ромена Гари) пополнит репертуар БДТ им. Товстоногова 19 июня. Постановка режиссера Романа Мархолиа станет очередной работой, в которой главную роль сыграет Светлана Крючкова (напомним, в ноябре 2015 году Мархолиа выпустил спектакль «Игрок» по Достоевскому, в котором народная артистка РФ играет Антониду Васильевну). ...
  • Театр post представит премьеру о музыке 70-х

    Театр post готовится представить премьеру «Два перстня» по новому тексту белорусского драматурга Павла Пряжко. Показ состоится 24 июня на площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге, информирует сайт театра. Спектакль «Два перстня», составленный из песен советской эстрады 1970-х годов, станет своего рода приквелом другой постановки театра – «Диджей Павел», в котором звучат хиты 80-х. ...
  • Фоменки получат «Завещание Чарльза Адамса»

    На Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» 24 июня состоится премьера комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер-постановщик – Олег Глушков. «Источником вдохновения для создателей спектакля стало черно-белое кино и винтажные комиксы, немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. ...
  • В Большом театре представят «Периколу»

    Большой театр впервые поставил оперу-буфф Жака Оффенбаха «Перикола». Премьерные показы состоятся 20-22 июня на Камерной сцене им. Покровского. В основе либретто - комедия Мериме «Карета святых даров». У героини этой истории был реальный прототип - знаменитая перуанская актриса и певица Мария Микаэла Вильегас Уртадо (1748-1819) по прозвищу Перикола, возлюбленная вице-короля Перу Мануэля де Амата-и-Хуньета. ...
Читайте также