Гул эпохи перемен

«150 причин не защищать Родину». Театр.doc

 
В Театре. doc состоялся режиссерский дебют драматурга Елены Греминой. Спектакль «150 причин не защищать Родину. 7 стратегий выживания в эпоху перемен» рассказывает о событиях одного дня: 29 мая 1453 года – дня падения Константинополя. «Вербатим 15-го века» разворачивается в обоих вражеских лагерях. В решающем дне сходятся давние исторические амбиции, личное тщеславие и судьба конкретных людей.
Спектакль называется «150 причин не защищать Родину», но все два часа герои только и делают, что защищают ее. Каждый по-своему, у каждого своя стратегия и свои ценности. Придворный византийский вельможа Натарас чтит веру и хочет спасти оставшегося в живых единственного сына, городской сапожник слишком любит делать сапоги из лучшего сафьяна и предпочитает свое мастерство гибели за веру, перешедший на службу к султану итальянский мастер во что бы то ни стало хочет создать пушку своей мечты. Луку интересует геройство, создание военной стратегии, которая поможет разбить лучшую армию того времени - турецких янычар. Мехмет и Константин верят в себя свою империю, свое предназначение. Время от времени осуществляются интраспекции в прошлое – детство будущего султана Мехмета, мысли Констатина о непременной будущей осаде города турками. Оба властителя, император и султан, выделяются среди своих подданных. Мехмет - умом и любовью к искусствам, Константин - прогрессивностью мышления. Налицо - равные силы, равные исторические возможности. Что перевесит чашу весов, определяется чем-то и кем-то другим.

На сцене создана целая система остранений. Все роли исполняют женщины, пять актрис: Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр . Их число гораздо меньше числа персонажей. Это способ подчеркнуть равное положение героев (турков, византийцев, западных христиан). В зависимости от того, персонажа из какого лагеря актрисы изображают, они переодеваются в платья-рубашки разного цвета. Одним словом, устраивают маленький театр в театре. Или сторителлинг – просветительское и одновременно развлекательное мероприятие для взрослых и подростков.

Женщины – это те, кто выжили, когда всех мужчин перебили, женщины – хранительницы воспоминаний и парки, плетущие нити судьбы. Они не принадлежат ни к какому лагерю, ни к какой эпохе. Они сказительницы: обращаются к залу и приобщают его к этому общему полю воспоминаний. Спектакль начинается с того, что женщины просят нескольких зрителей прочесть кусочки напечатанного в программках текста - подлинного, аутентичного. С характерной лексикой и инверсионным строением предложений. Это своего рода элемент читки. Знакомой доковской читки, которая объединяет сцену и зал, отсекает всю лишнюю театральщину и возвращает правду - текста и времени. История этого дня, оживленная и голосами зрителей, в том числе, возникает из нашей общей исторической памяти, глубин коллективного бессознательного.

Диалоги самой пьесы написаны так, что невольно вспоминаешь о нынешних российских реалиях. Язык исключительно современный, никаких архаизмов, примет старинного слога. Происходящее идет в режиме настоящего исторического времени. Итак, земля под ногами уже горит (турки у ворот), а византийцы (читай, русские) все выясняют, кто жаднее, можно ли делать правой рукой императора в обороне Города пришлого итальянца и какую выгоду он, итальянец, хочет получить от этой войны. Распри, неверие в чистоту помыслов других, неумение работать, надежда на чудо, особые знаки, приметы, небесное покровительство – вот в каком поле пребывают византийцы. Однако текст так построен, что понятна и законна позиция всех героев (ощущается мастерство автора, пишущего объективные, документальные пьесы). Среди персонажей нет ни одного действительно подлого человека. Например, итальянский рыцарь, обвиненный греками в измене (якобы он открыл маленькую дверцу в башне, через которую вошли турки) защищает город до конца и гибнет, смертельно раненый.

Контрастные пары героев и малое число актеров на сцене создают хор голосов. Перед нами Прошлое, Реальность воссозданная из небытия. Это воссоздание подчеркнуто музыкой. Очень необычной, современного композитора и перкуссиониста Дмитрия Власика. Актрисы долго и сосредоточено извлекают необычные звуки из мелких камешков, орехов, треугольников. Шум, который чисто теоретически должен был бы быть скучным и однообразным, оказывается поющим и смысловым. Когда ближе к финалу Мехмет рассказывает о том, что, когда он вошел в Святую Софию, к его ногам будто бы в знак покорности, осыпалась каменная пыль, вспоминается вступительная музыкальная композиция. Актрисы долго-долго трясут в ладонях шуршаще-звенящие камушки, то просыпая, то собирая их вновь, то добавляя к ним новые мелочи. Этот звук – гул времени, вслушиваясь в который они и мы проникаем на шесть веков назад, проходя за эти пятнадцать минут то, что случилось с людьми за все прошедшее долгое время. Так же и падение Города выражается музыкально. В темноте, в свете одиноко горящих на сцене фонарей, как будто бы в стане погибающих византийцев, готовящихся к смерти, звучит резкий свист. Эта наступает та самая судьба, смерть и небытие для одних, процветание и слава для других. Эти паузы-цезуры, моменты музыкальной медитации между энергичных сцен, наполненных страстями и волевыми решениями, рождают ощущение судьбы. Неведомой силы, которая и есть истинный драматург истории. «150 причин не защищать Родину» - философский спектакль. И философское его измерение воплощено в этой удивительной музыкальной стороне.

Однако понятно, что спектакль затеян не для того, чтобы внедрить в зрительские головы мысль о предопределенности. Византия и Россия, падший Второй Рим и будущий Третий слишком связаны, чтобы слушая о судьбе Византии, не думать о настоящем. Возникает образ собственной страны, власть и общество которой так отчуждены друг от друга, что случись что, непонятно, будет ли кто-нибудь хоть как-нибудь родину защищать. Наш Третий Рим, эта на глазах распадающаяся империя, погрязшая в коррупции, жадности и вранье, еще ожидает свою судьбу, которую, наверное, уже можно расслышать в неуловимом гуле времени.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры середины весны

    Сезон движется к завершению, однако театры не сбавили темп и приготовили множество новых спектаклей. Напоминаем, что наиболее яркие, интересные премьеры каждый зритель может номинировать на «Звезду Театрала»-2018. Заявки принимаются до конца мая на странице премии. ...
  • Юрский выпускает интеллектуальный триллер

    Во вторник, 17 апреля, на сцене Театра им. Моссовета состоится пресс-показ постановки Сергея Юрского «Reception» по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера спектакля, в котором Сергей Юрский выступит в качестве режиссера и исполнителя главной роли, назначена на среду, 18 апреля, сообщает пресс-служба. ...
  • В Театре сатиры появятся «Горгоны»

    Бенефисный спектакль Алёны Яковлевой и Марины Ильиной под занавес сезона (27 мая) пополнит репертуар Театра сатиры: комедию об актрисах-соперницах ставит на Малой сцене («Чердак сатиры») актриса Наталия Фекленко.   «Пьесы американского драматурга Дона Нигро более сорока лет не сходят с подмостков, – поясняет пресс-служба театра. ...
  • Адольф Шапиро начал репетиции в Et Cetera

    Спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Это так, если вам так кажется» появится в репертуаре театра Et Cetera в конце нынешнего сезона. Читка и первые репетиции пьесы, не имеющей, кстати, своей сценической истории в России, начались здесь на нынешней неделе. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru