Гул эпохи перемен

«150 причин не защищать Родину». Театр.doc

 
В Театре. doc состоялся режиссерский дебют драматурга Елены Греминой. Спектакль «150 причин не защищать Родину. 7 стратегий выживания в эпоху перемен» рассказывает о событиях одного дня: 29 мая 1453 года – дня падения Константинополя. «Вербатим 15-го века» разворачивается в обоих вражеских лагерях. В решающем дне сходятся давние исторические амбиции, личное тщеславие и судьба конкретных людей.
Спектакль называется «150 причин не защищать Родину», но все два часа герои только и делают, что защищают ее. Каждый по-своему, у каждого своя стратегия и свои ценности. Придворный византийский вельможа Натарас чтит веру и хочет спасти оставшегося в живых единственного сына, городской сапожник слишком любит делать сапоги из лучшего сафьяна и предпочитает свое мастерство гибели за веру, перешедший на службу к султану итальянский мастер во что бы то ни стало хочет создать пушку своей мечты. Луку интересует геройство, создание военной стратегии, которая поможет разбить лучшую армию того времени - турецких янычар. Мехмет и Константин верят в себя свою империю, свое предназначение. Время от времени осуществляются интраспекции в прошлое – детство будущего султана Мехмета, мысли Констатина о непременной будущей осаде города турками. Оба властителя, император и султан, выделяются среди своих подданных. Мехмет - умом и любовью к искусствам, Константин - прогрессивностью мышления. Налицо - равные силы, равные исторические возможности. Что перевесит чашу весов, определяется чем-то и кем-то другим.

На сцене создана целая система остранений. Все роли исполняют женщины, пять актрис: Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр . Их число гораздо меньше числа персонажей. Это способ подчеркнуть равное положение героев (турков, византийцев, западных христиан). В зависимости от того, персонажа из какого лагеря актрисы изображают, они переодеваются в платья-рубашки разного цвета. Одним словом, устраивают маленький театр в театре. Или сторителлинг – просветительское и одновременно развлекательное мероприятие для взрослых и подростков.

Женщины – это те, кто выжили, когда всех мужчин перебили, женщины – хранительницы воспоминаний и парки, плетущие нити судьбы. Они не принадлежат ни к какому лагерю, ни к какой эпохе. Они сказительницы: обращаются к залу и приобщают его к этому общему полю воспоминаний. Спектакль начинается с того, что женщины просят нескольких зрителей прочесть кусочки напечатанного в программках текста - подлинного, аутентичного. С характерной лексикой и инверсионным строением предложений. Это своего рода элемент читки. Знакомой доковской читки, которая объединяет сцену и зал, отсекает всю лишнюю театральщину и возвращает правду - текста и времени. История этого дня, оживленная и голосами зрителей, в том числе, возникает из нашей общей исторической памяти, глубин коллективного бессознательного.

Диалоги самой пьесы написаны так, что невольно вспоминаешь о нынешних российских реалиях. Язык исключительно современный, никаких архаизмов, примет старинного слога. Происходящее идет в режиме настоящего исторического времени. Итак, земля под ногами уже горит (турки у ворот), а византийцы (читай, русские) все выясняют, кто жаднее, можно ли делать правой рукой императора в обороне Города пришлого итальянца и какую выгоду он, итальянец, хочет получить от этой войны. Распри, неверие в чистоту помыслов других, неумение работать, надежда на чудо, особые знаки, приметы, небесное покровительство – вот в каком поле пребывают византийцы. Однако текст так построен, что понятна и законна позиция всех героев (ощущается мастерство автора, пишущего объективные, документальные пьесы). Среди персонажей нет ни одного действительно подлого человека. Например, итальянский рыцарь, обвиненный греками в измене (якобы он открыл маленькую дверцу в башне, через которую вошли турки) защищает город до конца и гибнет, смертельно раненый.

Контрастные пары героев и малое число актеров на сцене создают хор голосов. Перед нами Прошлое, Реальность воссозданная из небытия. Это воссоздание подчеркнуто музыкой. Очень необычной, современного композитора и перкуссиониста Дмитрия Власика. Актрисы долго и сосредоточено извлекают необычные звуки из мелких камешков, орехов, треугольников. Шум, который чисто теоретически должен был бы быть скучным и однообразным, оказывается поющим и смысловым. Когда ближе к финалу Мехмет рассказывает о том, что, когда он вошел в Святую Софию, к его ногам будто бы в знак покорности, осыпалась каменная пыль, вспоминается вступительная музыкальная композиция. Актрисы долго-долго трясут в ладонях шуршаще-звенящие камушки, то просыпая, то собирая их вновь, то добавляя к ним новые мелочи. Этот звук – гул времени, вслушиваясь в который они и мы проникаем на шесть веков назад, проходя за эти пятнадцать минут то, что случилось с людьми за все прошедшее долгое время. Так же и падение Города выражается музыкально. В темноте, в свете одиноко горящих на сцене фонарей, как будто бы в стане погибающих византийцев, готовящихся к смерти, звучит резкий свист. Эта наступает та самая судьба, смерть и небытие для одних, процветание и слава для других. Эти паузы-цезуры, моменты музыкальной медитации между энергичных сцен, наполненных страстями и волевыми решениями, рождают ощущение судьбы. Неведомой силы, которая и есть истинный драматург истории. «150 причин не защищать Родину» - философский спектакль. И философское его измерение воплощено в этой удивительной музыкальной стороне.

Однако понятно, что спектакль затеян не для того, чтобы внедрить в зрительские головы мысль о предопределенности. Византия и Россия, падший Второй Рим и будущий Третий слишком связаны, чтобы слушая о судьбе Византии, не думать о настоящем. Возникает образ собственной страны, власть и общество которой так отчуждены друг от друга, что случись что, непонятно, будет ли кто-нибудь хоть как-нибудь родину защищать. Наш Третий Рим, эта на глазах распадающаяся империя, погрязшая в коррупции, жадности и вранье, еще ожидает свою судьбу, которую, наверное, уже можно расслышать в неуловимом гуле времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также