«Свадьба» и танцующие пакетики

Как во Пскове расширяют зрительский кругозор

 
День города во Пскове. Люди, как водится, вышли на улицу. И вдруг на дорожках Детского парка появился живой оркестр. Выехала кровать на колесах, за ней стол с бутылками шампанского…
Бутылки выстрелили белой пеной, из подушек полетели перья. Появились экстравагантные молодожены, зазвучала итальянская речь, и, как водится на свадьбе, началась потасовка. Причем все это действо шумно передвигалось по аллеям парка, а невеста в подвенечном платье удирала от жениха. Гуляющие поначалу застывали в недоумении. Что это? Настоящая свадьба? Или артисты? Как надо действовать: просто смотреть или присоединиться к безумию?

Худрук Псковского театра драмы Василий Сенин, находившийся среди зрителей, первым включился в игру: подхватил невесту на руки, за что едва не получил пулю в лоб…

Псковский театр он возглавил в начале этого года. И решил совместить традиции с актуальными сценическими поисками. Для Дня города он пригласил уличный спектакль «Свадьба» в постановке московского Liquid Theatre.

– Для города это очень важный шаг, ведь современный мир давно живет в другом измерении, – говорит Василий Сенин «Театралу». – Например, недавно я побывал в городе Йончопинге, где проходил Шведский театральный биеннале. Он кочует из Стокгольма в маленькие развивающиеся города. Нечто подобное я решил сделать и у нас. Мы начали со «Свадьбы», затем традицию подхватил театр Non Nova из Франции. И так, шаг за шагом, мы будем вовлекать псковичей в современный процесс.

Кстати, уже есть договоренность, что в будущем году Liquid Theatre создаст в сотрудничестве с нашим театром новую версию спектакля «LIQUIDация», за который в 2009 году получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Я думаю, он будет интересным шагом в диалоге театра с местной молодежью.

Историческое здание театра находится на реконструкции. Но почву для последующих экспериментов Василий Сенин готовит уже сейчас.

Следующим гастрольным спектаклем стал «Послеполуденный отдых фена» французской компании Non Nova, который в Пскове показали в сентябре. Он уже стал обладателем престижной премии Total Fringe Award на международном фестивале FRINGE 2013 в Эдинбурге как бесспорный фаворит среди детских спектаклей.

«Послеполуденный отдых фена» его создатели сочинили по заказу Музея естественной истории в рамках Праздника наук, темой которого стало движение. А движутся здесь, танцуют, кружатся, летают разноцветные полиэтиленовые пакетики, причем под музыку французского композитора Клода Дебюсси из прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (отсюда и языковая игра с названием спектакля). Траекторию движения актеру Жану-Луи Уврару и его «марионеткам» задает искусно направляемый воздух из вентиляторов. А поскольку траекторию этого «балета» предсказать невозможно, то всякий раз сюжет обрастает новыми смыслами.

– На самом деле это что-то за гранью понимания, – сказала зрительница, которая пришла на спектакль с дочкой. – Какие молодцы французы: хочется смеяться и плакать одновременно. Мы смотрели как завороженные, а в финале дочь разрыдалась – не хотелось идти домой. И ведь беда в том, что у нас в России такие спектакли действительно никто не ставит. Мы бы сходили еще.

– Сейчас мы ведем борьбу за зрительские впечатления, – продолжает Василий Сенин. – И нужно сделать и первый шаг для того, чтобы расширить устоявшиеся границы восприятия. Например, в немецком городке Вуппертале есть театр, который славится на весь мир. При умелом руководстве нечто подобное можно создать и у нас, поскольку в искусстве все зависит только от художника. Наверное, это процесс слишком длительный, и далеко не все мы сможем реализовать при моей жизни здесь, но начинать нужно, иначе дело с мертвой точки не сдвинется никогда.

Молодой режиссер и руководитель театра, недавний выпускник столичной «Школы театрального лидера», конечно же, хочет перемен.

– Мне кажется, что современный театр, независимо от его географической принадлежности, должен думать не только том, как ему выживать в реалиях нашей действительности, но и о том, зачем он живет и какова главная цель его деятельности. Только задавая себе подобные вопросы, театр может снова стать домом для художника, особенно в обществе, переживающем социальные катаклизмы. Отворачиваясь от этих вопросов, театр дискредитирует себя, а художник сам превращается в приспособленца. Я думаю, что многих моих коллег беспокоят эти вопросы, когда мы рассуждаем о так называемой проблеме репертуарного театра. И каждый из нас понимает, что требования к другим – это в первую очередь требования к самому себе.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также