«При смене власти пропали кассир и бухгалтер…»

Кризис в Русском театре драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек)

 
Русский театр в Бишкеке лишился своего репертуара, поскольку бывший директор, покидая коллектив, забрал не только важные документы, но оборудование и костюмы. Кроме того, оставил театр в долгах и судебных исках. Все это тяжелое наследство досталось Александру Кулинскому – новому директору, которому предстоит выводить театр из кризиса…
– Александр Владимирович, не знаю поздравлять вас с назначением на должность или сочувствовать…

– Я и сам понять не могу, как к этому относиться. Но, видимо, такова моя участь – разрешать кризисные ситуации. Потому что еще недавно я возглавлял редакцию местной газеты, которую один владелец отбирал у другого.

– Прежний директор оставил вам массу проблем. Как вы с ними справляетесь?

– Да, трудностей хватает, что и говорить. Достаточно сказать, что на апрель 2013 года долг нашего театра по разным статьям составил 4 млн сомов (это почти 1 млн. долларов). Для Киргизии деньги огромные! Но половину мы уже погасили, так что потихоньку расплачиваемся. Кроме того, бывший директор, желая навредить нам, забрал с собою печать и всю документацию. Пришлось перерегистрироваться… Вместе с печатью пропали кассир и главный бухгалтер – перестали ходить на работу. Я их уволил и набрал новую команду. А еще он унес с собой костюмы, звуковую и световую аппаратуру, а также лишил наш театр собственного сайта. Короче говоря, навредил нам настолько, что мы потеряли 52 спектакля. Не ищите никакой подоплеки: просто он авантюрист: был назначен в театр под давлением высокого начальства и делал что хотел. Позже вскрылось, что у него есть судимость, а сейчас на него заведено несколько уголовных дел (причем одно из них в Германии). Несмотря на это, нашлись артисты, которые были против увольнения директора…

– Они ушли из театра?

– Нет, все остались. У нас в труппе «текучки» нет. Разве что два человека покинули театр, поскольку поступили в Екатеринбургский театральный институт.

– А зачем им институт, если они уже играют на сцене?

– Дело в том, что у большинства наших артистов нет профессионального образования (почти все окончили студию при театре), в труппе множество детей. Им буквально по 15–16 лет. Как с ними работать? Главный режиссер ломает голову над тем, как построить репертуар. Но все же первые победы у нас есть. Скажем, совсем недавно в репертуаре появилось два новых спектакля: «При чужих свечах» Птушкиной и «Театру конец» по пьесе австрийского драматурга Габриэля Барилли «Медовый месяц».

– «Театру конец» звучит многозначительно…

– Мы нарочно так сделали, поскольку хотим доказать, что, несмотря ни на что, театр продолжает работать. Впереди у нас новый этап – ремонт здания, который нам самим не потянуть. Но хорошо, что Министерство культуры оказало материальную поддержку и плюс к этому провело благотворительный марафон «Мы с театром русской драмы», в котором, кстати, участвовали советник-посланник и второй секретарь посольства РФ в Киргизии. Правда, на постоянную помощь министерства я особо не надеюсь, поскольку понимаю, что и без театра у них множество объектов, которые надо поддержать.

Плюс к этому мы дополнительно получили 619 тысяч сомов – это была задолженность по исковым требованиям, которые предъявили театру сотрудники, уволенные бывшим директором. Дело в том, что он незаконно уволил шестерых человек, они подали иск в суд, и их восстановили в должности и присудили штраф, который директор должен был выплатить. Но тот не выполнил предписание суда. И тогда по требованию этих людей на все счета театра был наложен арест до полного разрешения сложившейся ситуации. Тяжба продолжалась четыре месяца, и все это время мне пришлось искать дополнительные источники финансирования, чтобы платить людям зарплату. Даже не знаю, как мне это удалось.

– В названии вашего театра есть слово «национальный». Не говорит ли это о том, что вы должны играть на государственном языке?

– Нет, это не обязывает нас работать на киргизском языке. «Национальный» – это просто особый статус театра. Такая форма признания, которая говорит о его предназначении. Спектакли театра шли, идут и будут идти исключительно на русском языке. Потому что мы русский театр.

И новый сезон мы открываем русской классикой – премьерой спектакля «Женитьба Бальзаминова» по Островскому. В планах театра премьеры спектаклей «Стеклянный зверинец» по Уильямсу, «Прощай, Гульсары» Чингиза Айтматова, «Король Лир» Шекспира и «Валентинов день» Ивана Вырыпаева. И если первые три будут ставить наши режиссеры, то для постановки пьесы Вырыпаева мы пригласили режиссера из России Вячеслава Виттиха. Он уже ставил в Бишкеке, и зрители приняли его очень хорошо.

– Гастроли тоже входят в планы театра или на поездки пока нет средств?

– Безусловно, мы планируем гастролировать. В середине октября поедем в Казахстан, где будут проходить дни культуры Кыргызстана. А в следующем году хотим поехать в какой-нибудь сибирский город. Сами такую поездку, конечно, не потянем, но посольство России обещало организовать ее за счет российского бюджета.

А в ноябре этого года я собираюсь поехать в Москву и Санкт-Петербург договориться об участии театра в каких-нибудь российских театральных фестивалях. В частности, хотим поучаствовать в «Коляда Plays» в Екатеринбурге.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
  • Рустем Галич: «Театрал» открыл нам перспективу»

    Уроженец Казани Рустем Галич с 2000 года живет в Нью-Йорке, снимается в кино, ведет передачи на радио и ставит спектакли. В спектакле «Поверх барьеров» театра «Диалог» из США он играет Бориса Пастернака. ...
Читайте также