С широко закрытыми глазами

Фантазия актеров-кукольников превзошла технологию 5D

 
В Московском театре кукол придумали спектакль для незрячих зрителей, который с помощью звуков, запахов и тактильных контактов погружает их в атмосферу гоголевской «Майской ночи». На эту постановку решилась молодой режиссер из Литвы Каролине Жерните, а эксперты «Звезды Театрала» добавили его в номинацию «Лучший эксперимент». Предоставим слово главным действующим лицам.

«Саша, ты где?»

Евгений Ильин, актер:

– Приехала Каролина и говорит: «Я хочу, чтобы вы почувствовали, каково это – быть слепым». Мы, наверно, месяц ходили с закрытыми глазами. Сначала по театру, потом вышли на улицу, а это – новые звуки, новые запахи. Водили друг друга по метро, бродили в парках, прислушивались к природе. С завязанными глазами все воспринимается иначе. У меня вообще был катарсис, когда я спустя час снял повязку. Открыл глаза и почувствовал, каково рожденному ребенку вывалиться в этот мир. И смех, и слезы – отошел в сторонку отдышаться, думаю: «О-о, какой эффект...»

«Майская ночь» – это огромный звуковой ансамбль. Но записи мы не используем, только живые звуки. Долго не знали, как изобразить сверчка. Мучились, пока один парень не взял два винтика. Стоит крутит. И раз – у него родился похожий скрип. Или другой пример. В начале спектакля девчонки поют и прядут, но никакой прялки у них нет: у первой – сломанная игрушка, в которой есть нитка, намотанная на валик, у второй – трещотки, которые мы соорудили сами, третья держит гвоздь с палкой, крутит его – и получается скрип. При легком постукивании все эти звуки дают образ прялки. Слепым мы вкладывали в руки клубочки шерсти – и все они участвуют в процессе.

Как-то на спектакле была одна молодежь, и они такую бучу устроили, так развеселились, что чуть в пляс не пошли. Мы не знали, как их удержать. Все реагируют по-разному. То сидят, не шелохнувшись, то хватаются друг за друга: «Ой, мне страшно». Бывает, что переговариваются, особенно те, кто парой пришел. Мы их развезем в разные стороны, а они кричат: «Саша, ты сейчас где?» – «Я у реки!» – «И я тоже!»

Ничего лишнего

Екатерина Нахабцева, актриса:

– У нас есть зрители, которые смотрят на все происходящее со стороны, и есть восемь незрячих, которые принимают во всем активное участие, – мы называем их «восприниматели». Мы пытаемся донести до них историю, но больше всего эмоций вызывает, конечно, не то, что случилось, а то, что они ощутили.

Кстати, многие после «Майской ночи» просят сделать «Вия». Все-таки им нравится пугаться, они в восторге от сцен, где мачеха приходит к панночке в образе кошки и скребет железными когтями. У нас есть и драка, и погоня, и просто прогулки, когда передвигаются кресла. И когда наши «восприниматели» слышат плеск воды, у них возникает иллюзия, будто они прогулялись к пруду. Даже мои знакомые говорят, что мы аккуратно, плавно и мягко переводим из одного пространства в другое. Я рада, если это так: мы ведь очень долго вымеряли уровень звука и количество прикосновений.

Павел Юдин, актер:

– Женя проводит беседу со зрячими зрителями и говорит, как желательно себя вести на спектакле. Мы, в свою очередь, беседуем со слепыми и просим, чтобы они ничего лишнего себе не представляли. Мы же плавно вводим их в сказку. Заходим в зал с песней, раздаем клубочки. Это постепенный процесс: потихонечку-потихонечку, чтобы не спугнуть, а потом подсекаем, и все – они внутри спектакля.

Мы все прорабатываем до мелочей. Когда собачка бежит по незрячим зрителям, то тычется в них своим холодным, мокрым носиком. Некоторые чуть подпрыгивают – приходится ловить. У нас был боевой мальчик, лет тринадцати, и когда мы гоняли ведьму, он вскочил и начал махать руками. Мы шепотом сказали: «Все в порядке! Мы сами ее обезвредим. Садись». Может, этот ребенок сам по себе озорной, но мы заставили его поверить в происходящее.

Реакции – тоже часть спектакля. И мы пытаемся сделать так, чтобы человек по максимуму прочувствовал то, что сейчас происходит с его соседом. Они же слышат друг друга и понимают, что это за аттракцион. Например, у нас есть сцена, когда все незрячие сидят с нами за столом и лепят тесто. Есть сцена, когда мы бежим от Головы и прячемся по кустам. Мы разбегаемся с тележками по всем углам зала, а потом: «Эй, эй!» – съезжаемся снова. В общем, эффект присутствия обеспечен.

Я понял одну вещь: перед тобой не слепой человек – перед тобой просто человек, с которым надо общаться. Он, может быть, сам себя неловко чувствует. Но надо расположить его к себе, а не сторонится. Найти общий язык всегда можно. Слепой тебя не видит, но слышит твое настроение, чувствует тебя гораздо лучше, чем зрячий. Когда мы приходили в молодежное общество ВОС, познакомились с парнем, слепым от рождения, который учился в Париже и в Америке. Он такой общительный, у него такая харизма. Мы просто стояли и слушали его с открытым ртом.

Главными участниками спектакля являются слепые зрители Шаг к общению

Наталья Мирная, режиссер по пластике:

– Мы проводили нашу обычную разминку с завязанными глазами, и у нас включались рефлексы, о которых мы даже не подозреваем. Артисты не верили, что возможно, например, не глядя определить цвет. Но через полтора часа у нас было почти 100-процентное попадание. Они выбирали из коробки мелки, а потом каждый называл цвет, которым рисовал, – почти безошибочно. Когда блокируется зрительный центр, открываются другие. Это позволяет погрузиться в себя, по-другому услышать мир.

Спектакль тем и интересен, что невозможно все спланировать и придумать заранее. Его канва зависит от зрительских реакций.

Помню, был забавный спектакль: мальчик стал шарить руками вокруг и спрашивать: «Что это такое?» – когда мы имитировали шаги по гравию. И актриса шепнула ему на ушко: «Это фасоль», – и насыпала в ручку. Он снова включился в действие.

И была еще пара. Они приехали в командировку с Дальнего Востока. Молодые люди, активные, работающие. Они узнали о спектакле и специально задержались на пару дней. Девушка после спектакля сказала: «Вы сегодня исполнили мою мечту. Я не вижу с рождения и мечтала, чтобы для меня сделали спектакль, чтобы я была внутри действия».

Каролине Жерните, режиссер:

– «Спектакль с закрытыми глазами» – это не радиоспектакль. Это совсем другое: ты становишься участником действия, ты чувствуешь всеми своими чувствами, тебе кажется, ты можешь помочь героям. Актеры в каждой сцене знают, какую роль играет слепой – он куст или человек, который спрятался за кустом. У них нет реплик, но есть несколько задач, которые возникают по ходу сюжета.

На одном из показов сидел слепой мальчик, у которого было так много энергии, что актерам приходилось придумывать ему новые задания. Он трогал и складывал в карманы все, что попадалось под руку: камушки, фасоль, много-много всего. В конце он, кончено, первым стал говорить о своих ощущениях и сказал: «Знаете, еще был цветок. У меня его нет». И одна девочка из публики сказала: «У меня есть», – вышла на сцену, и они обменялись. Эти дети доказали, что слепые и зрячие могут абсолютно нормально общаться – без настороженности и преград.

Я, как ребенок, всегда хотела изменить мир. И когда вижу счастливые лица актеров и слепых после спектакля, то чувствую, что сделала его капельку лучше. Все-таки зритель должен уходить из театра с хорошими эмоциями. И мне кажется, это получается.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Финалисты «Звезды Театрала» в номинации «Лучший театрализованный проект»

    До объявления победителей XII премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» остается всего полтора месяца. Лауреаты будут объявлены 2 декабря на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова. У зрителей еще есть время, чтобы отдать голос своим фаворитам в 17-ти номинациях и решить, кому же из финалистов достанется почетная статуэтка. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: билеты уже в продаже!

    Друзья! Премия «Звезда Театрала» открыла продажу билетов на торжественную церемонию вручения наград, которая в этом году будет проходить 2 декабря – по доброй традиции, на сцене Театра Вахтангова. Приглашаем присоединиться к празднику и напоминаем, что «Звезда Театрала» – уникальный шанс увидеть в один вечер весь цвет российского театрального искусства. ...
  • Претенденты на «Звезду Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль»

    2 декабря в Театре Вахтангова станут известны имена победителей «Звезды Театрала». До конца осени еще можно успеть повлиять на результаты голосования и выбрать своих фаворитов в 17-ти номинациях. В этот раз мы представляем претендентов в номинации «Лучшая мужская роль». ...
  • Боярская, Муравьева, Симонова – номинанты на «Звезду Театрала»

    Имена лауреатов «Звезды Театрала» объявят 2 декабря на церемонии вручения премии в Театре Вахтангова. Напоминаем, что до конца осени зрители могут выбрать своего фаворита в каждой из 17-ти номинаций. А мы продолжаем представлять претендентов на победу. ...
Читайте также