Зовен Мартиросян

«Никулин все предвидел»

 
По полукруглым коридорам поднимаюсь в цирковой буфет – гулкий, полупустой. У моего следующего собеседника – заслуженного артиста России, ведущего программ (или, на языке цирка, шпрех-шталмейстера) Зовена Мартиросяна всего 20 минут на встречу со мной, затем совещание и вечером – спектакль. На цирковой манеж Зовен Григорьевич выходит уже почти 50 лет.
– Каким Никулин был в работе?

– Рабочий день у него начинался с того, что он созванивался с больницами, врачами, потому что к нему обращались все и по любым поводам: дома кафель в ванной свалился – и он звонил кафель этот доставать…

– А секретари у него были?

– Нет, он сам подходил к телефону, поэтому к нему только и обращались. И вот полдня у него уходило на то, чтобы помочь: договориться, устроить, убедить. С 1982 года он стал директором цирка, ведь в 1981 году он закончил свою карьеру клоуна. Но Никулин всегда это говорил, что, как исполнится 60 лет, он уходит из клоунов – «вешает ботинки на гвоздь». Он так сам для себя решил – и действительно, на другой же день после гастролей в Калинине – в Твери – он и ушел. Забавно: он именно в тверском цирке начинал как клоун, там же и выступал в последний раз… А став директором, он сделал – буквально – этот цирк. Только благодаря ему, его хлопотам и получилось выстроить это здание. Ведь старый Соломоновский цирк снесли до фундамента, и только благодаря любви к Никулину всех – и чиновников тоже – удалось завершить строительство. Потому что он просил – еще пять миллионов, еще пять миллионов, и ему давали.

– Но ведь чтобы осуществить такой грандиозный проект, нужны, как сейчас говорится, колоссальные менеджерские мозги.

– Безусловно. Он все предвидел. У него получалось видеть вперед.

– Он был жестким в работе?

– Нет. Он был очень мягким, с хорошим характером. В нем было так много доброты, что она ему иногда мешала. Уже когда цирк был построен, он выбивал гуманитарную помощь, те годы – конец 80-х – начало 90-х – ведь очень тяжелые были, он выклянчивал деньги у банкиров, бандитов. Потом звал всех в кабинет и выдавал наличные. Конечно, его нехватка ощущается. Но, несмотря на это, все, что мы в свое время с ним задумывали, осуществилось. И мы продолжаем традиции Юрия Владимировича Никулина.

– Традиции Никулина в цирке – это что?

– Это люди. У нас нет текучести кадров. Неслучайно ведь – потому что он так все выстроил. Приходя на работу, Никулин всегда шел на нижний этаж и общался с униформистами, с уборщицами, с теми, кто за животными смотрит. Расспрашивал, интересовался, есть ли жалобы. Говорил: если что-то надо, приходите ко мне. И люди шли. И он старался все просьбы удовлетворить. При этом все контролировал. Если у кого-то были какие-то проколы, вызывал на ковер и делал внушение.

– А чего он не прощал?

– Прощал он очень многое. Он все время говорил: бывают ошибки у людей, бывают… Но когда раз, два, пять, шесть – тогда он уже расставался с человеком. Но терпел долго. Он же фронтовик – две войны прошел. Очень глубоко понимал людей.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также