Без подтекста

Спектакль «Холостой Мольер», Театр Школа современной пьесы

 
Постановщики «Холостого Мольера» Олег Глушков и Андрей Першин хотели, вероятно, сделать настолько простой спектакль, чтобы простота в нем стала изысканностью. Пересказать современным языком (для этого мольеровский текст переписан и перекроен) историю женитьбы старого холостяка задумывалось в стиле «этюдов на тему» – легких и забавных.
Легко и забавно получилось в этом спектакле только у одного артиста – у Альберта Филозова, который играет Сганареля – того самого, который холост и вот-вот женится. Филозов играет человека с узнаваемыми, как у папиного старинного приятеля, интонациями – чуть извиняющимися, чуть удивленными (все – «чуть», и все очень знакомо). Это мужчина, который немножко стесняется себя – уже и лыс, и немного сутул, и как-то не слишком молод, и все это понимает, но счастья-то все равно хочется, и еще как! И вот он честно пытается поверить в искренность своей молоденькой разудалой избранницы Доримены (Юлия Пересильд), но все равно видит ее ложь и притворство. И решает разорвать помолвку. Но родня невесты его бьет, и он соглашается жениться. Такая вот – не вполне веселая история про очень хорошего человека, который, живи он не в век Мольера, а в наше время, работал бы в каком-нибудь НИИ, любил бы бардовскую песню, а выпив, жаловался бы, что отстал от жизни и не понимает, как пользоваться техникой... Так и Сганарель-Филозов по советам своих молодых друзей ходит к чернокнижникам и цыганкам, чтобы те сказали, жениться ему или нет, но и цыгане, и чернокнижники кажутся ему какими-то дикими, и он очень печалится от этого.

На малюсенькой сцене театра Школа современной пьесы, среди простых как бутылка кефира декораций (выгородка, увитая грязно-белым плющом, типа – Франция, Версаль, Мольер, художник – Анастасия Пильникова), среди вопящих и снующих туда-сюда молодых актеров, в довольно бестолковой режиссуре двух молодых постановщиков и перекроенной ими пьесе Мольера, Филозов смотрится великаном. Драгоценным камнем. Островом. Словом, кем-то очень отдельным от всего, что происходит вокруг него на сцене. Просто в силу своей способности быть понятным, естественным и логичным.

Жалко, что в своем желании простоты и этюдности режиссеры дали Филозову очень мало задач. Большую часть времени ему на сцене нечего делать, только ходить от кулисы к кулисе и реагировать на происходящее. Реагирует как всякий нормальный, пожилой, доброжелательно настроенный человек, то есть – все время пребывает в состоянии удивления. Отсутствие в Сганареле-Филозове пафоса и каких бы то ни было видимых усилий на самом деле спасает спектакль. Потому что вокруг Филозова на сцене в этом спектакле слишком много каких-то тяжелейших и мучительных потуг быть смешными и оригинальными. Что совсем не добавляет зрелищу легкости.

В программке указан жанр спектакля: «Фарс-мажор на мотив Жана-Батиста Поклена». Понять, что имелось в виду, посмотрев спектакль, невозможно. Но совершенно очевидно, что если бы постановщики удержались от соблазна ввести в спектакль историю самого Мольера и не заставляли бы Филозова в начале и в конце спектакля играть драматурга, спектакль только выиграл бы. Просто потому что если задача – сделать легко и забавно, не стоит в фарсе намекать на трагическую судьбу драматурга, его написавшего. Но они не удержались.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
  • «На кухне вымыты тарелки, никто не помнит ничего»

    «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в памяти переливается звучными строчками Татьяны Щепкиной-Куперник. Можно забыть, как звали возлюбленную бретера и поэта Сирано, его кузину, которой он посвящал стихи и дуэли. Но строки «мы все под полуденным солнцем и солнцем в крови рождены», – врезаны в памяти. ...
  • В Театре наций представят «Любовниц»

    Под занавес года репертуар Малой сцены Театра наций пополнится спектаклем по роману Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Любовницы», главные роли в котором сыграют Елена Николаева и Наталья Ноздрина, закончившие в 2006 году курс Олега Кудряшова в ГИТИСе. ...
  • Судеб скрещенья

    Театр Семена Спивака «спрятался» от длинной набережной в глубине спокойного сада. Там днем неторопливо прогуливают своих чад молодые родители, по вечерам театралы, среди коих много молодежи, осаждают новую и старую сцены. ...
Читайте также