Без подтекста

Спектакль «Холостой Мольер», Театр Школа современной пьесы

 
Постановщики «Холостого Мольера» Олег Глушков и Андрей Першин хотели, вероятно, сделать настолько простой спектакль, чтобы простота в нем стала изысканностью. Пересказать современным языком (для этого мольеровский текст переписан и перекроен) историю женитьбы старого холостяка задумывалось в стиле «этюдов на тему» – легких и забавных.
Легко и забавно получилось в этом спектакле только у одного артиста – у Альберта Филозова, который играет Сганареля – того самого, который холост и вот-вот женится. Филозов играет человека с узнаваемыми, как у папиного старинного приятеля, интонациями – чуть извиняющимися, чуть удивленными (все – «чуть», и все очень знакомо). Это мужчина, который немножко стесняется себя – уже и лыс, и немного сутул, и как-то не слишком молод, и все это понимает, но счастья-то все равно хочется, и еще как! И вот он честно пытается поверить в искренность своей молоденькой разудалой избранницы Доримены (Юлия Пересильд), но все равно видит ее ложь и притворство. И решает разорвать помолвку. Но родня невесты его бьет, и он соглашается жениться. Такая вот – не вполне веселая история про очень хорошего человека, который, живи он не в век Мольера, а в наше время, работал бы в каком-нибудь НИИ, любил бы бардовскую песню, а выпив, жаловался бы, что отстал от жизни и не понимает, как пользоваться техникой... Так и Сганарель-Филозов по советам своих молодых друзей ходит к чернокнижникам и цыганкам, чтобы те сказали, жениться ему или нет, но и цыгане, и чернокнижники кажутся ему какими-то дикими, и он очень печалится от этого.

На малюсенькой сцене театра Школа современной пьесы, среди простых как бутылка кефира декораций (выгородка, увитая грязно-белым плющом, типа – Франция, Версаль, Мольер, художник – Анастасия Пильникова), среди вопящих и снующих туда-сюда молодых актеров, в довольно бестолковой режиссуре двух молодых постановщиков и перекроенной ими пьесе Мольера, Филозов смотрится великаном. Драгоценным камнем. Островом. Словом, кем-то очень отдельным от всего, что происходит вокруг него на сцене. Просто в силу своей способности быть понятным, естественным и логичным.

Жалко, что в своем желании простоты и этюдности режиссеры дали Филозову очень мало задач. Большую часть времени ему на сцене нечего делать, только ходить от кулисы к кулисе и реагировать на происходящее. Реагирует как всякий нормальный, пожилой, доброжелательно настроенный человек, то есть – все время пребывает в состоянии удивления. Отсутствие в Сганареле-Филозове пафоса и каких бы то ни было видимых усилий на самом деле спасает спектакль. Потому что вокруг Филозова на сцене в этом спектакле слишком много каких-то тяжелейших и мучительных потуг быть смешными и оригинальными. Что совсем не добавляет зрелищу легкости.

В программке указан жанр спектакля: «Фарс-мажор на мотив Жана-Батиста Поклена». Понять, что имелось в виду, посмотрев спектакль, невозможно. Но совершенно очевидно, что если бы постановщики удержались от соблазна ввести в спектакль историю самого Мольера и не заставляли бы Филозова в начале и в конце спектакля играть драматурга, спектакль только выиграл бы. Просто потому что если задача – сделать легко и забавно, не стоит в фарсе намекать на трагическую судьбу драматурга, его написавшего. Но они не удержались.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • МДТ готовит премьеру

    Спектакль по повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» в январе пополнит репертуар МДТ – Театра Европы. Над постановкой работает режиссер Яна Тумина (сценограф Эмиль Капелюш). Дина Сабитова через судьбу своих героев говорит про одиночество детей, их беззащитность и абсолютную зависимость от взрослых, поскольку центральными темами повести являются сиротство, дом, приют и… семья. ...
  • В Мариинском театре представят балет «Дафнис и Хлоя»

    В Концертном зале Мариинского театра готовится премьерный показ балета «Дафнис и Хлоя» хореографа Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля. Главные партии исполнят Виктория Брилева, Екатерина Петрова, Альбина Сатыналиева, Эрвин Загидуллин и другие. ...
  • «Инъекция реальности»

    Режиссер Юрий Квятковский представил в театре «Практика» новую работу «Пограничное состояние». Документальный спектакль основан на интервью с жителями Ивангорода и Нарвы, двух населенных пунктов, находящихся на границе России и Эстонии. ...
  • Премьеру «Макбета» сыграют в «Глобусе»

    В театре «Школа драматического искусства» представят премьеру «Макбета» в постановке Александра Огарева. Первые показы состоятся 22 и 23 ноября в «шекспировском» зале ШДИ – «Глобус». Новую версию шекспировского «Макбета» в современном переводе Андрея Чернова Заслуженный артист России, режиссер Александра Огарёв создал в соавторстве с художником Александром Моховым. ...
Читайте также