Без подтекста

Спектакль «Холостой Мольер», Театр Школа современной пьесы

 
Постановщики «Холостого Мольера» Олег Глушков и Андрей Першин хотели, вероятно, сделать настолько простой спектакль, чтобы простота в нем стала изысканностью. Пересказать современным языком (для этого мольеровский текст переписан и перекроен) историю женитьбы старого холостяка задумывалось в стиле «этюдов на тему» – легких и забавных.
Легко и забавно получилось в этом спектакле только у одного артиста – у Альберта Филозова, который играет Сганареля – того самого, который холост и вот-вот женится. Филозов играет человека с узнаваемыми, как у папиного старинного приятеля, интонациями – чуть извиняющимися, чуть удивленными (все – «чуть», и все очень знакомо). Это мужчина, который немножко стесняется себя – уже и лыс, и немного сутул, и как-то не слишком молод, и все это понимает, но счастья-то все равно хочется, и еще как! И вот он честно пытается поверить в искренность своей молоденькой разудалой избранницы Доримены (Юлия Пересильд), но все равно видит ее ложь и притворство. И решает разорвать помолвку. Но родня невесты его бьет, и он соглашается жениться. Такая вот – не вполне веселая история про очень хорошего человека, который, живи он не в век Мольера, а в наше время, работал бы в каком-нибудь НИИ, любил бы бардовскую песню, а выпив, жаловался бы, что отстал от жизни и не понимает, как пользоваться техникой... Так и Сганарель-Филозов по советам своих молодых друзей ходит к чернокнижникам и цыганкам, чтобы те сказали, жениться ему или нет, но и цыгане, и чернокнижники кажутся ему какими-то дикими, и он очень печалится от этого.

На малюсенькой сцене театра Школа современной пьесы, среди простых как бутылка кефира декораций (выгородка, увитая грязно-белым плющом, типа – Франция, Версаль, Мольер, художник – Анастасия Пильникова), среди вопящих и снующих туда-сюда молодых актеров, в довольно бестолковой режиссуре двух молодых постановщиков и перекроенной ими пьесе Мольера, Филозов смотрится великаном. Драгоценным камнем. Островом. Словом, кем-то очень отдельным от всего, что происходит вокруг него на сцене. Просто в силу своей способности быть понятным, естественным и логичным.

Жалко, что в своем желании простоты и этюдности режиссеры дали Филозову очень мало задач. Большую часть времени ему на сцене нечего делать, только ходить от кулисы к кулисе и реагировать на происходящее. Реагирует как всякий нормальный, пожилой, доброжелательно настроенный человек, то есть – все время пребывает в состоянии удивления. Отсутствие в Сганареле-Филозове пафоса и каких бы то ни было видимых усилий на самом деле спасает спектакль. Потому что вокруг Филозова на сцене в этом спектакле слишком много каких-то тяжелейших и мучительных потуг быть смешными и оригинальными. Что совсем не добавляет зрелищу легкости.

В программке указан жанр спектакля: «Фарс-мажор на мотив Жана-Батиста Поклена». Понять, что имелось в виду, посмотрев спектакль, невозможно. Но совершенно очевидно, что если бы постановщики удержались от соблазна ввести в спектакль историю самого Мольера и не заставляли бы Филозова в начале и в конце спектакля играть драматурга, спектакль только выиграл бы. Просто потому что если задача – сделать легко и забавно, не стоит в фарсе намекать на трагическую судьбу драматурга, его написавшего. Но они не удержались.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также