В Петербурге открывается «Цех свободных художников»

 
23 и 24 августа в Санкт-Петербурге состоялся вечер-манифест нового молодого театра «Цех свободных художников». На перекрестке улицы Восстания и Виленского переулка они устроили футуристическое действо под названием «футуризмЗрим».
Вечер произойдёт в рамках презентации нового театрального проекта – «Творческое Объединение «Камерный Театр Малыщицкого» и ЦЕХ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ…

В истории Санкт-Петербургской Академии театрального искусства бывают случаи, когда сильным педагогическим командам удается воспитать не просто успешный актерский курс,  а театр, имеющий свою эстетику и оригинальные дипломные спектакли, ставшие событием в театральной жизни Петербурга.
Начало этому процессу в 80-е годы прошлого века положил один из выпусков мастерской А.И. Кацмана и Л.А. Додина, который со своим спектаклем «Братья и сестры» стал основой нынешнего Малого драматического театра – театра Европы. Следом возник театр «Фарсы» (мастерская А.И. Кацмана и В.М. Фильштинского). В последнее десятилетие таким образом возникли «Мастерская» под руководством Г.М. Козлова и «Этюд-театр» (выпускники мастерской В.М. Фильштинского).
Выпуск нынешнего года – актерско-режиссерская мастерская Анатолия Праудина – тоже представляет собой очень интересный художественный феномен. Дипломные спектакли мастерской – это сценическая версия сложнейшего романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого», почти позабытая поэзия футуристов, несценичный док-материал — письма Н. Гоголя, не частая в постановках даже профессиональных театров «Кабала святош» М. Булгакова, пластические зарисовки, названные «Шекспириада» и многое другое.
Жизнь «учебных» спектаклей коротка, но иногда они оказываются гораздо интереснее и содержательнее тех, которые можно увидеть сегодня в репертуаре театров. Для спектаклей мастерской Анатолия Праудина появилась возможность другой судьбы. Благодаря руководству Камерного театра Малыщицкого, эти спектакли можно увидеть в помещении этого театра на ул. Восстания.

Юрий Андреевич Васильев, режиссер, педагог СПбГАТИ, профессор, заслуженный деятель искусств

Авангард задает вектор движения для молодого театра

— В чем секрет появления сильных курсов? Хороший отбор? Эффективные методики обучения?

— Так сложились звезды. Люди совпали по человеческим и творческим качествам. Удачным был тот факт, что Анатолий Аркадьевич Праудин сначала набрал режиссеров, а через год к ним добавились актеры. В итоге на курсе было 15 режиссеров и 20 актеров. Такая практика была опробована Товстоноговым, продолжена Ириной Малочевской (среди ее учеников Юрий Бутусов, Петр Шерешевский), Юрием Красовским.

— Почему возникло это поветрие – возникновение театров именно на базе актерских курсов?

— Одна из причин возникновения театров на основе единого курса – это способ адаптации  вчерашних студентов к новой реальности. Реальность заключается в высокой конкуренции, перепроизводстве артистов. Печально, но факт: после вузов довольно многие ребята остаются невостребованными. Причем хорошо обученные актеры, разогретые, в хорошей форме. Ведь крупные театры приглашают единицы, дальше годами надо ждать ролей. Переизбыток хороших актеров везде – и в столице, и в крупных городах, и в провинции. Меня как педагога этот факт перепроизводства и неустроенности многих молодых актеров угнетает. Берет отчаяние при виде людей нереализованных, а бывает, и сломленных обстоятельствами. Для кого-то поехать в провинцию, это не просто шанс, а большая удача. Кстати, двоим ребятам с этого курса Праудин посоветовал поехать в конкретные театры в провинции: там есть роли и возможность окрепнуть на хорошем репертуаре. И они доверились его интуиции.

Поэтому когда появляется такой редкий шанс, как целым курсом создать свой коллектив – это счастье. Этот курс Анатолия Праудина, выпускники СПбГАТИ этого года, получился очень сплоченным и благодаря усилиям мастера, практически круглосуточной разнообразной творческой работе и количеству спектаклей. На выпуске было 11 спектаклей, просто готовый репертуар.

Конечно, сплачивает общий успех. Особенно спектакль «футуризмЗрим», который стал таким знаковым,  побывал на нескольких фестивалях. Имел успех в Европе и на фестивале Станиславского в Москве, который проводил МХТ им. Чехова, на фестивале БТР в Ярославле.

Кажется, что такой яркий язык авангардного театра стал для этого коллектива синонимом успеха, золотой жилой. И спектакль по роману Улицкой «Казус Кукоцкого»,  и спектакль по Хармсу «Чудотворец», и пластический спектакль «Шекспириада» по пьесам Шекспира (жанр обозначен как вольный перевод избранных произведений на язык тела) и другие, все они сделаны в эстетике авангарда, визуального театра. И сценография в «Шекспириаде» тоже живая, действенная – бумажные пляшущие декорации… Кричащая яркая форма,  и драматическая очень сильная наполненность – они, эти качества в содружестве блистают в лучших спектаклях театра. Рискну сказать, что наполненность даже преображает саму форму.

Свежо, экспрессивно, понятно в любой стране, в мейнстриме западного театра. Возникло радостное ощущение встроенности в мировой театр. Именно эта открытость, плюс хорошая школа психологического театра дали успех. А это окрыляет.

В чем еще проявляется авангард?

— В поиске неординарного пространства, например. Есть спектакли, которые могут проходить в не театральном пространстве. Например, моноспектакль «Тринадцатый апостол» (по «Облаку в штанах» Маяковского) актер играет во дворе Музея городской скульптуры в Александро-Невской Лавре.

Ребята  фонтанируют идеями. Решили перед каждым спектаклем, до начала действия разыгрывать такой импровизационный зачин в духе площадного театра. Они работают в витринах театра, в фойе, на улице, на балконах жилого дома в здании театра, не перекрестке  играют для спешащих зрителей и случайных прохожих. Для каждого спектакля своя придумка – тексты, музыка, пантомима.

— Откуда такое название нового театра? И надолго ли оно?

— Название отчасти навеяно экспериментами Мейерхольда, отчасти это дань авангарду, который задает вектор движения и, между прочим, выражение «свободные художники» взято из «Самоубийцы» Эрдмана (эту пьесу курс Праудина выпустил весной нынешнего года). Название театра —  дерзкое, современное, запоминающееся. Думаю, оно останется.

— В чем смысл вхождения театра «Цех…» в труппу Камерного театра Малыщицкого? Сейчас такое громоздкое название: "Творческое Объединение "Камерный Театр Малыщицкого" и ЦЕХ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ"…

— Получилось не слияние, а именно творческое объединение двух самостоятельных театральных коллективов. Это замечательное разумное решение – сосуществование 2-х театров. Камерный театр открывает свой юбилейный 25-й сезон, и представляет публике молодой театр под своей крышей. Это форма солидарности и покровительства. Разработали общий логотип. Таким образом будет решена главная трудность для молодого театра – отсутствие грамотного театрального менеджмента.

— В чем самый большой дефицит в период становления театра?

— Вообще большой дефицит серьезных продюсеров со связями, способных дать рывок проекту. Важен грамотный завлит, способный помочь сформировать современный репертуар, который позволит выйти на другой уровень.

— Отсутствие худрука у молодого театра – это проблема?

— Конечно. Но пока театром «болеет»  Анатолий Аркадьевич Праудин. Он будет адаптировать два спектакля из студенческого репертуара для профессиональной сцены: «Казус Кукоцкого» и «Кабала святош». Будем надеяться, что он будет курировать и «Опыты драматических изучений» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина) –  ближайшую премьеру «Цеха». Сейчас все творческие и организационные вопросы решаются коллегиально, без особых трудностей. Мы, их вчерашние педагоги, сейчас работаем только как режиссеры, стараемся дать ребятам возможность повзрослеть, набить свои шишки, что бывает полезно.

— Что отличает вчерашних студентов от профессионалов?

— Думаю, ребята быстро повзрослеют. Пока они чувствуют себя в тепличных условиях. Нужно набраться здоровых амбиций, надо стать по-хорошему чуть драчливее – в человеческом и творческом плане. Нужны другие ритмы. Удача и в том, что воспитывались режиссеры и актеры в одной мастерской, у одного опытного, можно сказать и авангардного режиссера. Полезным оказалось приглашение для оформления некоторых спектаклей курса студентов-сценографов. Так, к примеру, художником спектаклей курса «футуризмЗрим», «Проза великих…», «Дионисии», «Это вы, ангелы?», «Тринадцатый апостол» является талантливая выпускница Академии нынешнего года Алла Касьян.

— В Петербурге несколько таких театров-курсов. Следите за их судьбой? «Этюд-театр» без своей театральной площадки, очевидно, в менее выигрышной позиции?

— Хотя наличие своего помещения – это большое благо. Однако не все измеряется этим критерием. Театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова сразу оказался в очень удачной ситуации. Когда театр «Буфф» выехал, то отдал свое помещение. В принципе везение сразу пошло. Однако у театра «Буфф» было большое преимущество: они приобрели свою репутацию очень рано, еще в период студенчества,  уже тогда имели свою публику. Поэтому зрители к ним ездили охотно, хотя это окраина города, и добираться очень неудобно. А театру «Мастерская» Козлова пришлось свою публику завоевывать, выращивать, воспитывать.

— Открытие театра – момент радостный. Вас, человека опытного, какие события могут укрепить в этом оптимистичном настроении?

— Только время показывает истинную живучесть театров. Надо откровенно признаться, молодой театр всегда в положении зыбком. Если театр хотя бы два сезона удерживает свою высокую репутацию у критиков и зрителей, то тут уже органы управления культурой должны задумываться, что стоит оказать поддержку, и финансовую в том числе. Время покажет. Ребята одержимы театром, работоспособны. Осенью они выпускают четыре премьеры.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
  • «Тайгер Лиллиз» обыграли «Гамлета»

    На Чеховском фестивале на сцене Театра Моссовета триумфально прошли гастроли копенгагенского Театра Републик, но аплодировали зрители в первую очередь группе «Тайгер Лиллиз», которая переписала шекспировского «Гамлета» на свой собственный мрачно-гротескный лад. ...
Читайте также