Краснодарский театр снова лишился главного режиссера

 
Главный режиссер Краснодарского академического театра драмы Александр Огарев уволен по статье «отсутствие на рабочем месте без уважительных причин» за месяц до окончания контракта. Новый претендент на вакантную должность пока не назван. Коллектив театра выходит из отпуска 7 августа. Предполагается, что именно тогда и объявят о кадровой перестановке.

С тех пор, как Александр Огарев, обладатель «Золотой маски» и ученик Анатолия Васильева, в 2011 году стал главным режиссером, Краснодарский театра драмы превратился в место «боевых действий». На своей страничке в социальной сети Фейсбук Огарев подробно описывал взаимоотношения с директором Татьяной Кривошеевой и упрекал ее во враждебном настрое.

Татьяна Кривошеева стала директором театра в 2005 году. Вскоре после ее назначения прервал контракт и вернулся в Петербург, в Театр имени Комиссаржевской главный режиссер Валерий Гришко. Следующий главный режиссер, Зураб Нанобашвили, поставил два спектакля и тоже уволился. Занявший его пост в 2008 году Алексей Ларичев покинул театр в 2010 году. В 2011 году главным режиссером Краснодарского академического театра драмы им. Горького стал Александр Огарев. И теперь тоже вынужден уйти. 

В эксклюзивном интервью «Театралу» он рассказал об отношениях с Краснодаром, судьбе своих спектаклей и планах на будущее. 
 
- Вы действительно нарушили трудовое законодательство?
- Контракт у меня с Краснодаром до 17 августа. Но почему-то директор решила уволить меня раньше по статье, придравшись к тому, что заявление на отпуск за свой счёт со 2 по 9 июля прислал факсом, а не дал ей лично в руки. Присутствовать в Краснодаре в июле мне не было никакой необходимости, так как уже с весны директор узурпировала художественное руководство театром и лично определяет все процессы, связанные с творчеством. С 10 июля у меня должен был быть официальный отпуск. А 15 августа я поеду в Краснодар, чтобы попрощаться с актёрами, забрать трудовую книжку и собрать вещи.

- Какова судьба ваших краснодарских спектаклей?
- Из пяти спектаклей, что я поставил в краснодарской драме, два – "Гамлет" и "Кошка на раскалённой крыше" – точно будут сняты с репертуара, потому что заменить ушедших вместе со мной актеров Андрея Харенко и Екатерину Крыжановскую (исполнявших роли Гамлета и Офелии, Брика и Маргарет) вряд ли возможно. Остальные три – "Панночка", "Жанна" и "Как я стал..." могут идти, если пожелает директор.

- А что будет с запланированными лабораториями?
- Намечавшаяся на август лаборатория Олега Лоевского, по-моему, не состоится. Впрочем, точнее на этот вопрос ответит сам Олег. Я очень ждал этой лаборатории и жалею, что не смогу пообщаться с Олегом в августе. Творческое объединение «Культпроект» тоже отказалось от своего намерения устроить лабораторию в Краснодаре.

- И, тем не менее, ваши спектакли постоянно включались в программы театральных фестивалей, становились их лауреатами (Огарев был признан лучшим режиссером за «Гамлета» на фестивале «Кубань театральная» 2012 года, этот же спектакль получил приз «Серебряный Олимп» на «Театральном Олимпе» в Сочи). Казалось бы, шоу должно продолжаться…
- В творческом плане мне было очень комфортно работать в Краснодаре. Труппа отзывчивая, реагирующая на профессионализм и желающая, чтобы с нею сделали что-то, что позволило бы ощутить актёрскую гордость за высокое качество и уникальность сотворённого на сцене.

- В чем тогда основная проблема взаимоотношения современного режиссера и театра «южного города»?
- Мне кажется, основная проблема Краснодара в традиции кумовства. Люди привыкли доверять только самым близким. Действует принцип личной преданности, но не принцип высокого профессионализма. Везде свои люди. Во всех учреждениях. Поэтому изначально, если ты оказываешься не в стае, то начинаешь всех, кто не относится к творческому сословию, раздражать. У тебя другие привычки, понимание дружелюбия, поведение на застольях, взгляды на жизнь и искусство. Ты чужой.
Это сказалось и на моих отношениях с местными критиками. От меня требовали от меня реалистичности в крайне убогом понимании этого слова. И всегда сердились на экраны, не иллюстративные декорации и всякие технические средства, как будто и не в курсе, что театр уже лет сто пользуется и экранами, и всем, чем угодно.

- Чем вы планируете заняться дальше?
- Я служу уже больше 20-ти лет в московском театре "Школа драматического искусства". Сейчас работаю там наездами над спектаклем по новой пьесе Ксении Драгунской. 21 июля мы выезжаем с моим спектаклем "Чудо со щеглом" по Арсению Тарковскому на фестиваль в Литву. Сентябрь будет горячий. Здесь и студенческая сессия в ГИТИСе (я веду 4-ый заочный курс на актёрском факультете), и спектакли в ШДИ, где я занят как актёр в постановках Анатолия Васильева "Из путешествия Онегина" и "Пушкинский утренник". Последний будет представлен на Волковском фестивале в Ярославле 17 сентября.

Кроме того, должны начаться репетиции в "Другом театре", где я должен ставить пьесу Э.Радзинского. Неясна пока ситуация в Театре на Таганке. Ещё зимой мы с художником Анастасией Глебовой интенсивно репетировали пьесу Т.Слободзянека "Наш класс". Но затем оказалось, что финансовые условия между автором и театром до конца не определены. Начались долгие переговоры, которые, насколько я знаю, закончились безрезультатно. Но, кажется, театр намерен продолжить со мной сотрудничество, предложив выбрать другую пьесу для постановки. Это точнее выяснится на днях после моей встречи с директором театра В.Флейшером.

У меня также есть несколько предложений из региональных театров. Пока они достаточно абстрактны. Но если обретут конкретику, я готов снова испытать силы на посту главного режиссёра. Тогда, видимо, снова придётся жить на два города.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
  • «Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

    В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства. ...
  • Директор «Сатирикона» сообщил причину иска от Росимущества

    Требование Росимущества взыскать около 287 млн рублей с «Сатирикона» связано с неправильным оформлением земельного участка, где расположен столичный театр. Иск был подан столичным управлением Росимущества 6 д причину екабря, он пока не принят к производству. ...
  • Александр Калягин: «Это почти фантастика»

    В понедельник, 9 декабря, в Москве открылся Всероссийский форум СТД, посвященный итогам Года театра. Встреча началась с доклада председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. – Я готовил это выступление, с одной стороны, с грустью, с другой стороны, с радостью. ...
Читайте также