Лия Ахеджакова – стойкий оловянный солдатик

 
Лия Ахеджакова выросла в театральной семье. Отец был главным режиссёром Адыгейского драматического  театра, мама – ведущей актрисой. Родилась Лия в Днепропетровске, жила в Майкопе, образование поехала получать в Москву. Проучившись полтора года в институте цветных металлов и золота, поняла, что это не для неё, и поступила в ГИТИС. На последнем курсе начала играть в ТЮЗе. Кто же знал, что в этом театре она задержится на долгих 16 лет. Её миниатюрность идеально подходила для ролей мальчиков, девочек, зверушек. Их она сыграла несметное количество. Третьего петуха, среднего поросёнка Наф-Нафа, ослика Иа-Иа, избушку на курьих ножках. Её ноги маскировались под куриные, и она, с избушкой на плечах, мужественно играла эту роль. Правда, сыграла и бабушку в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион», но мечтала-то Лия о других ролях. В 1977 году она уходит в «Современник» и сразу вводится в известные спектакли театра: «Из записок Лопатина», «Эшелон», «Вечно живые», «Спешите делать добро». Потом на неё специально будут ставить спектакли, приглашать в антрепризу, и зрители будут ходить на Ахеджакову. Кинематограф тоже обратит на неё внимание, а фильм Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром» сделает ее знаменитой. С тех пор, в течение 40 лет, Ахеджакова сыграла множество бабушек, учительниц, врачей. Была мышью, Бабой-Ягой, свахой. Лия Меджидовна человек неуспокоенный. Она открыто выступает против властей, ходит на митинги и надеется изменить жизнь в нашей стране в лучшую сторону.

Валентин Гафт:
- Лия Ахеджакова – такое имя, такая фамилия, которые не могут не вызвать восхищения. То, что она сыграла за свою жизнь, знает, по-моему, каждый, если не первый, то второй человек в нашей стране. Обаятельная, трогательная, маленькая и одновременно такая «большая». Партнёр замечательный. Играешь на сцене вместе с ней – гарантированно имеешь успех. Для меня Лия особый человек: она показала меня Рязанову, благодаря чему я стал у него сниматься. Это её добро. Я как-то написал на нее эпиграмму, когда еще занимался этой глупостью. Она до сих пор простить не может.

Нет, совсем неодинаково
Все играет Ахеджакова.
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.

Я сейчас репетирую с ней «Игру в джин». Тяжелые репетиции, потому что она партнёрша не из лёгких. Мне, кажется, Лия должна выступать одна: всё равно смотрят исключительно на неё. Очень невыгодно с ней играть, хоть и интересно. 

- А премьера когда?
- В ноябре, если доживём до неё и не разбежимся. Лия репетирует так, что через три дня уже  может играть спектакль на публике. Много вкладывает в роль, себя не жалея, фантазирует и всё, что происходит у неё в жизни, подчиняет роли. Она очень органична. Ну, а потом она общественный деятель, оппозиционерка. Ходит на митинги, выступает, требует, борется с властью. Вот такое сочетание: хрупкая женщина и сильный борец. Она, конечно, отчаянная.

- Лия Меджидовна считает, что может чего-то добиться?
- Понимаете, она не может этого не делать. У неё огромное желание улучшить жизнь. Она делает это от чистого сердца, а не для того, чтобы привлечь к себе внимание, поднять свой престиж, сделать карьеру, стать более известной. Куда уж более! Она такой человек, но мне кажется, что иногда идёт перебор. Что же это получается? Власть, тебя так любит, награждает всякими орденами почета, а ты хочешь её свергнуть. Мне кажется, надо видеть и что-то хорошее. Иначе нельзя жить – проще застрелиться. Надо понимать, что за тобой люди идут. На самом деле, эта непримиримость совершенно не вяжется с тем, что Лия играет, как она думает, о чём говорит. Но надо отдать ей должное: она человек боевой, смелый. Не каждый на это способен. А у неё хватает сил, хотя это не главное дело её жизни. Иногда я звоню ей и читаю свои произведения. И она несколько преувеличено говорит, что я «способный человек».

- А почему преувеличено, может, она так считает?
- У Лиечки своё, «неожиданное» восприятие. Через неё можно проверить себя, поэтому читаю именно ей. Мы с ней давно знакомы. На радио записывали передачи о русском языке для стран Африки и Азии. Например, надо было произнести простую фразу: «Мама мыла раму». И даже в это она вкладывала своё глубокое содержание. Они и в Африке должны понять, что это мама мыла, а не какой-нибудь дядя Вася. Ей говорят: «Не надо интонации! Просто говорите по-русски! Не надо играть!» Она – свое. И всё время меня упрекала за то, что я долго записывал, а сама работала точно так же.

- В общем, весело вам было…
- Весело нам и сейчас. Я иногда непозволительно резко разговариваю с этой маленькой, трогательной женщиной, но признаю, что она – как маленькая точка, от которой очень многое зависит. Вы напишите, что я её поздравляю и очень хорошо к ней отношусь.

Алла Будницкая:
- Такие подруги, как Лия встречаются довольно редко. У нее есть присказка: нужно идти на два шага впереди, чтобы сделать добро. Она многим помогает, никого не оставляет без внимания. Я считаю, что у меня в доме свой доктор. Что бы ни случилось, у неё всегда есть запас советов и лекарств. Лия – человек большого сердца и тонкой души. Открыта для всех, и потому её легко ранить. Относиться к ней нужно бережно и осторожно, но, к сожалению, не все так поступают. 

В «Театре-студии пантомимы» работал Валерий Носик – первый супруг Лии. Когда у нее было время, она приезжала к нам на гастроли. Мы были просто знакомы, но не были близкими подругами. «Крестным отцом» нашей дружбы стал Эльдар Александрович Рязанов. Мы вместе с Лией попали на съемки фильма «Гараж», которые шли с утра до вечера, потому что все работали в разных театрах. Мы привязались друг к другу. У нас организовалась своя маленькая компания: Лия, Света Немоляева, Оля Остроумова и я. Когда объявляли обед, мы шли в буфет. У каждой была баночка с тёртой свёколкой или легким салатиком – мы все на тот момент худели. Это были счастливые дни и замечательная атмосфера, которую создавал Эльдар Александрович. Хотя всем часто от него доставалось. 

Когда всё закончилось, мы поняли, что не можем расстаться, и стали устраивать девичники вчетвером. Собирались по очереди у каждой. Под конец вечера приходили мужья и нас забирали. Света Немоляева – одна из самых близких моих подруг. Мы вышли замуж в один день, в один час, в одном ЗАГСе, за двух Александров Сергеевичей. Саши Лазарева сейчас нет, но мы успели отпраздновать их золотую свадьбу. Недавно открыли ему памятник. С Лией у нас дом на двоих. Мы живём под одной крышей уже много лет, хотя входные двери у нас разные. А началось все с того, что мы мечтали с ней о какой-нибудь «избушке» за городом. Приезжая во Внуково, в гости к сценаристу Ане Родионовой, завидовали, что люди живут в лесу. А мы снимали квартиру на Николиной горе, где ютились я с мамой и мужем, Лия с мужем и родителями. Помыкавшись, стали умолять Аню продать нам кусок земли. Она колебалась, но все-таки сдалась и продала участок с трухлявым туалетом, которым давно никто не пользовался. У нас началась совершенно другая жизнь: для того, чтобы достать хотя бы оконные рамы (я уже не говорю о кирпичах), мы побывали во всех стройконторах. 23 февраля, 8 марта, нас приглашали отметить праздники с начальством – и после этого выписывали нужные квитанции. Помню, нам выдали два унитаза. Мы сразу погрузили их в машину, но потом выяснилось, что они были для детского сада.

Были тяжелые моменты в жизни Лии. Когда у неё умерла мама, я ехала в Париж, к родственникам, и взяла её с собой. Не оставила в Москве. Нельзя было ее оставлять... Мы и сейчас не бросаем друг друга. Её заботы стали моими заботами и наоборот. Спасибо судьбе, что она сохраняет наши отношения. Иногда бывает, что обидим друг друга, некоторое время дуемся, а потом встретимся, заплачем и расцелуемся. Вот так и живём.

Владимир Басов, кинорежиссер:
- Мы приступили к съёмкам полнометражного фильма. Это был 93-й год, когда кино вообще не было в стране. Со сценаристом Эдуардом Володарским ездили по миллионерам, просили деньги. В конце концов, нашли человека, который дал 100 тыс. долларов, и нам этого хватило, чтобы сделать фильм «Бездна. Круг седьмой». В центре истории – еврейская семья. Героиню играла Апексимова, это одна из первых её картин. Папу я ей нашёл – Квашу, и потом стал думать, а кто же мама? А что если Ахеджакова? Она адыгейка, но кто поймёт? Я пригласил Лию и объяснил задачу: нужно сыграть маму девочки, которая решает навсегда уехать из России, но в последний день гибнет. Мама в ужасе. Нужна сцена истерики. Не каждая актриса сможет это сделать выдающимся образом. Матери говорят: «Дочь погибла!», – и та сходит с ума на экране.

Роль хоть и небольшая, но эмоционально насыщенная, запоминающаяся. Ахеджакова сыграла гениально. Помню, на озвучании она зашла в студию и стала смотреть, как на экране идут кадры с её участием. Смотрела-смотрела и вдруг говорит: «Какая же я страшная!», – а потом  добавила: «Ну, какая есть». Когда озвучивали сцену истерики, и Лия уже почти всё сделала, осталось всего несколько фраз, появился режиссёр Юрий Кара: «Всё ваше время закончилось, освободите  студию». Я ему говорю: «Юра, 10 минут». А он ни в какую: «Нет, время деньги! Я заплатил за эту студию». Лия подошла к нему и сказала: «Я не знаю, кто вы такой, не знаю, что вы сняли, но запомните, с вашей картиной будет беда». Потом, когда картина Кары «Мастер и Маргарита» исчезла, мы вспомнили слова Ахеджаковой и подумали: «Ну, какое же провидение!». К сожалению, больше с Лией я не встречался, но в 2006 году, когда мы снимали в одной из ролей её подругу Аллу Будницкую, через неё передавали друг другу приветы. Так уж вышло, что не появлялись роли, которые я мог бы ей предложить. Она же особенная. Штучная актриса.   

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • «Не всё что делается, мне понятно…»

    2019 год станет в России Годом театра. Практика этих посвящений нравится не всем, скептики есть всегда. Мне приходится довольно много летать, и в самолетах я слышу, помимо привычных слов о погоде и температуре за бортом: «Этот год указом президента Российской Федерации объявлен Годом кино», например. ...
  • «Роли находят меня быстрее, чем я их»

    Вечером в субботу, 27 октября, в Театре Пушкина состоится премьера Анатолия Шульева «Гедда Габлер». Классический сюжет Генрика Ибсена рассказывает о дочери генерала, жизнь которой резко изменилась со смертью отца. ...
  • Мария Ревякина: «Мы продали 4500 билетов за короткий срок»

    От чего зависит успех театра? От громких премьер? От оригинальности художественной программы? От наличия в труппе звездных имен? От удобного местоположения? Можно перечислить и множество других слагаемых, но есть еще один немаловажный аспект: любой спектакль, как творческий продукт, должен найти своего потребителя. ...
Читайте также