Лев Эренбург рассказал «Театралу» о наборе актерского курса

 
Известный режиссер, худрук «Небольшого драматического театра» Лев Эренбург набирает новый актерский курс в СПбГАТИ. Кто сегодня штурмует театральный вуз? Как педагогам не ошибиться с выбором? И есть ли ощутимая разница, когда режиссер набирает курс именно с прицелом для своего театра? Эти вопросы (и не только) «Театрал» адресовал Эренбургу.

- Есть ли секреты правильного отбора абитуриентов?
- Есть. Но они хранятся у Бога.

- Кого хотелось бы видеть? Совсем юных или с багажом какого-то профессионального опыта?
-Абитуриентов с багажом профессионального опыта мне видеть по определению не хочется. Какой может быть у них профессиональный опыт по большей части? Только самодеятельность, а это с моей точки зрения, не опыт, а, как правило, вред.  Мне хочется увидеть в тех ребятах, которые поступают на мой курс, что-то первозданное. Это не означает совсем юное, но первозданное, а главное со своим человеческим  юношеским опытом.

- А если речь о профессиональном, но не самодеятельном опыте?
- Я не брезгаю чужой школой. Мне важен прежде всего человек, если у него руки и ноги не вывихнуты. Важно понять, есть ли у него чувство живого, чувство правды. Тогда у него есть все шансы учиться на курсе.

- Что значит «современный актер»? Что он должен уметь при поступлении, и на выпуске?
- Современный актер – это тот человек, который чувствует свое время и способен на него откликаться, способен отражать его. Это самое главное и для поступающего, и для выпускника. А вопрос профессиональных умений – это вопрос подготовки в театральном вузе.

- Что сегодня читают? Басни Крылова, монологи из романа «Идиот»? Нужно ли тут быть оригинальным?
- Они, как и положено на вступительных экзаменах в Академию, читают басню, прозу и стихотворение. Обычно это не школьная программа, а иногда и школьная в ее лучших образцах, если вкус к ней не отбит в школе. Я не могу дать рецепта, что лучше читать на экзаменах, какой танец исполнять. Все зависит от того, как это будет сделано, как сам человек отразится, в том, что читает, что показывает.

- Можно ли на стадии вступительных экзаменов понять мотивацию абитуриента –  зачем он идет в эту профессию?
- Совсем нельзя. В значительной степени мы набираем котов в мешке. Иногда угадываем, иногда нет – по-разному получается. 

- Почему вы, действующий театральный режиссер, активно работающий в театре, решили вновь заняться педагогикой? Ведь это тяжелый труд.
- Да, это очень тяжелый, но приятный труд, потому что, общаясь с молодыми, обретаешь какую-то новую жизнь для себя. Ты молодеешь, лучше начинаешь слышать сегодняшний день. А это очень важно для режиссера.

- Есть ли у вас заготовленная программа учебных спектаклей, которые вы будете ставить на курсе? И планируете ли вы после выпуска пригласить студентов в свой «Небольшой драматический театр»?
- Программы нет. В зависимости от того, какая компания сложится на курсе, будет формироваться и дипломный репертуар. Я буду счастлив, если мне удастся взять весь курс в театр, да еще и с репертуаром. Однако если я возьму большинство ребят с курса в театр – тоже буду счастлив, и даже если всего несколько человек – все равно буду счастлив. А вот если никого – тогда будет обидно.

- Как вы думаете, сможет ли из нового курса сложиться новый театр?
- Понимаете, каждый новый спектакль – это новая эстетика. В этом смысле мы будем пытаться делать новый театр. А в смысле школы они будут делать очень старый театр – традиционный русский психологический театр. Повторюсь, в смысле школы. А эстетически они, я надеюсь, будут творить театр будущего. Конечно, если хватит таланта.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Недетские игры

    В этом году Театр марионеток имени Евгения Деммени, первый в России государственный профессиональный кукольный театр, празднует свое 100-летие. Мы попросили ведущего артиста Аркадия МИРОХИНА рассказать о секретах одного из самых таинственных театральных искусств – кукловождения. ...
  • Стальные нервы

    Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА.  Волнуйтесь на здоровье Я считаю, что театр построен на парадоксе. И чем парадоксальнее способы общения актера со зрителем, тем интересней. ...
  • Как познакомить ребенка с театром

    Сводить малыша на спектакль – задача не самая сложная. Сложнее укрепить его интерес и сделать так, чтобы этот поход не оказался последним. Секретами мастерства с «Театралом» делится руководитель детских программ РАМТа, педагог Алла ЛИСИЦИНА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Не заблуждайся К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. ...
Читайте также