Лев Эренбург рассказал «Театралу» о наборе актерского курса

 
Известный режиссер, худрук «Небольшого драматического театра» Лев Эренбург набирает новый актерский курс в СПбГАТИ. Кто сегодня штурмует театральный вуз? Как педагогам не ошибиться с выбором? И есть ли ощутимая разница, когда режиссер набирает курс именно с прицелом для своего театра? Эти вопросы (и не только) «Театрал» адресовал Эренбургу.

- Есть ли секреты правильного отбора абитуриентов?
- Есть. Но они хранятся у Бога.

- Кого хотелось бы видеть? Совсем юных или с багажом какого-то профессионального опыта?
-Абитуриентов с багажом профессионального опыта мне видеть по определению не хочется. Какой может быть у них профессиональный опыт по большей части? Только самодеятельность, а это с моей точки зрения, не опыт, а, как правило, вред.  Мне хочется увидеть в тех ребятах, которые поступают на мой курс, что-то первозданное. Это не означает совсем юное, но первозданное, а главное со своим человеческим  юношеским опытом.

- А если речь о профессиональном, но не самодеятельном опыте?
- Я не брезгаю чужой школой. Мне важен прежде всего человек, если у него руки и ноги не вывихнуты. Важно понять, есть ли у него чувство живого, чувство правды. Тогда у него есть все шансы учиться на курсе.

- Что значит «современный актер»? Что он должен уметь при поступлении, и на выпуске?
- Современный актер – это тот человек, который чувствует свое время и способен на него откликаться, способен отражать его. Это самое главное и для поступающего, и для выпускника. А вопрос профессиональных умений – это вопрос подготовки в театральном вузе.

- Что сегодня читают? Басни Крылова, монологи из романа «Идиот»? Нужно ли тут быть оригинальным?
- Они, как и положено на вступительных экзаменах в Академию, читают басню, прозу и стихотворение. Обычно это не школьная программа, а иногда и школьная в ее лучших образцах, если вкус к ней не отбит в школе. Я не могу дать рецепта, что лучше читать на экзаменах, какой танец исполнять. Все зависит от того, как это будет сделано, как сам человек отразится, в том, что читает, что показывает.

- Можно ли на стадии вступительных экзаменов понять мотивацию абитуриента –  зачем он идет в эту профессию?
- Совсем нельзя. В значительной степени мы набираем котов в мешке. Иногда угадываем, иногда нет – по-разному получается. 

- Почему вы, действующий театральный режиссер, активно работающий в театре, решили вновь заняться педагогикой? Ведь это тяжелый труд.
- Да, это очень тяжелый, но приятный труд, потому что, общаясь с молодыми, обретаешь какую-то новую жизнь для себя. Ты молодеешь, лучше начинаешь слышать сегодняшний день. А это очень важно для режиссера.

- Есть ли у вас заготовленная программа учебных спектаклей, которые вы будете ставить на курсе? И планируете ли вы после выпуска пригласить студентов в свой «Небольшой драматический театр»?
- Программы нет. В зависимости от того, какая компания сложится на курсе, будет формироваться и дипломный репертуар. Я буду счастлив, если мне удастся взять весь курс в театр, да еще и с репертуаром. Однако если я возьму большинство ребят с курса в театр – тоже буду счастлив, и даже если всего несколько человек – все равно буду счастлив. А вот если никого – тогда будет обидно.

- Как вы думаете, сможет ли из нового курса сложиться новый театр?
- Понимаете, каждый новый спектакль – это новая эстетика. В этом смысле мы будем пытаться делать новый театр. А в смысле школы они будут делать очень старый театр – традиционный русский психологический театр. Повторюсь, в смысле школы. А эстетически они, я надеюсь, будут творить театр будущего. Конечно, если хватит таланта.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также