Вениамин Смехов поставил на Таганке спектакль «Нет лет»

 
Вениамин Смехов временно вернулся в родной для него Театр на Таганке как приглашенный режиссер. 24, 25 апреля состоится премьера его спектакля «Нет лет» – поэтическое представление по стихам Евгения Евтушенко. «Театралу» Смехов рассказал, почему снова обратился к жанру поэтического театра, и какую роль сыграл в этом Золотухин.
- Вениамин Борисович расскажите, что за событие нас ожидает?
- Событие весеннее. Зима затянулась, казалось, все так и пойдет дурно. И вдруг первые же два весенних дня, и на репетициях спектакля «Нет лет» появилось праздничное чувство – протест унынию. Это и есть секрет апреля. Апрель дважды герой премьеры. Во-первых, потому что выходит спектакль «Нет лет» по Евтушенко, а во-вторых, день рождения сразу двух прекрасных явлений: одно называется Вильям Шекспир, другое – Театр на Таганке. 23 апреля родились оба. Мы рады, что в правильное время и в правильном месте заново оживляем тот жанр поэтических представлений, который когда-то открыл Юрий Петрович Любимов. Самый первый спектакль (1965) назывался «Антимиры», по Вознесенскому. В 1966-м Юрий Петрович оказал мне честь, и предложил стать автором композиции к спектаклю «Послушайте» по произведениям Маяковского, который он потом поставил. Эти поэтические представления имели очень важный успех в слоях мыслящего населения. Это драматургия, тем более в наши дни, когда на сцене совершается такой синтез жанров, компьютерной техники, безумного видео и чистейших звуков поэзии.

- Какие произведения Евтушенко вошли в композицию?
- Я взял несколько отрывков из его книжки «Шестидесантники». Он был лидером поколения и остается  таковым, что подтверждает его выступление в Политехническом 27декабря 2012 года. Ему тяжело дался перелет, он был хворый, но читал свои стихи так же, как и в конце 50-тых годов. Это восхитило молодежную публику. Из поэзии Евтушенко у нас звучат: «Молитва», «Танки идут по Праге», «Мы карликовые березы», «Любимая спи», «Пришли иные времена», «Смеялись люди за стеной», «Последняя попытка стать счастливым» и др. Беззаботная удаль юности сменяется  минутами абсолютной тишины, когда читается трагическое стихотворение «Две девочки стоят у края крыши». Артисты – молодые люди, ученики Любимова, удивляют и радуют тем, как быстро схватывают самое главное – музыку и смысл непростых стихов. Конечно, здесь сгодился мой опыт работы с поэзией. Актеры виртуозны в музыке, танце, пластике (даже в акробатике), а как они чудесно поют! У Евтушенко много замечательных  всенародно любимых песен. «Вальс о вальсе» (оно посвящено Шульженко), «Бежит река», «А снег идет»…

- Из старых актеров кто-нибудь принимает участие?
- В афише у нас две строки. Первая – «ветераны», вторая «не ветераны». Старшие – это мы с Анатолием Васильевым, одним из коренных таганских актеров. Он и Хмельницкий начинали с «Доброго человека из Сезуана» как  актеры и как композиторы, а в спектакле «Под кожей статуи свободы» по Евтушенко в 1972 году Васильев играл вместе с Алексеем Граббе и Татьяной Сидоренко – партнерами и по нашей премьере.

- Жаль, что Валерий Сергеевич Золотухин не сыграл в этом спектакле.
- Осенью Валерий приехал ко мне домой, и я сказал: «Вот какая у меня идея композиции. Сначала мы выходим вдвоем на сцену…» Он порывисто обнял меня и сказал, что Евтушенко мечтает видеть нас обоих в этой премьере. В период застольных репетиций Валерий заболел. Когда случилась беда, общим порывом было – посвятить премьеру памяти Золотухина, что и было сделано. В спектакле звучит знаменитое стихотворение «Пришли иные времена, взошли иные имена». Это играют и молодые артисты, и Васильев с Граббе. Много иронии, но много и печали.

- Вы сейчас ставите этот спектакль, потому что хотите поддержать Театр на Таганке?
- Что значит поддерживать? Я не имею отношения к новой части биографии моего родного театра. Сочувствовать – сочувствую, но разбираться не могу и не хочу. Все сладкие для наших СМИ секретики описаны в «Театральном романе» Булгакова. Там навечно поставлен диагноз детским болезням закулисной коммуналки. Да я и в наши золотые таганковские времена не умел вникать в то, что за кулисами творится. Надо сказать, что нам и некогда было интриговать.

- Это самое главное, когда артистам некогда заниматься чем-то кроме работы.
- Художник, без которого Таганка не стала бы такой Таганкой – Давид Боровский – согласился переехать из Киева в Москву, когда ему показалось, что в Театре на Таганке вообще нет закулисных игр, а есть только игра на сцене. Для меня лично страница моей жизни в театре на Таганке прожита и перевернута. 

- Необычное название у вашего спектакля…     
- «Нет лет» – это чудесное стихотворение Евтушенко. Сергей Никитин сочинил музыку, а в театре она аранжирована заведующей музыкальной частью Татьяной Жановой. У нас свой оркестр – актеров-музыкантов. Над  спектаклем работали и чудесный художник сцены Владислав Фролов, и дивный художник по костюмам Мария Данилова, и Юлия Михеева (видео-арт).

- Что-нибудь еще планируете ставить на Таганке?
- Нет-нет, этот спектакль – ответ на призыв Евтушенко, и я его выполнил. Я мог бы это сделать и в другом театре. Скажем, у Бородина в РАМТе, где я поставил «Самоубийцу» Эрдмана, и буду, наверное, работать еще. 

- Сам Евгений Евтушенко приедет на премьеру?
- Он не сможет приехать сейчас, к сожалению, а в мае будет обязательно.

- А Юрий Петрович придет?
- Я в программе «Вести», глядя прямо в камеру, сказал: «Юрий Петрович, приходите к нам, пожалуйста, на премьеру». Потом у нас состоялся с ним телефонный разговор о прошлом и настоящем. Его шокирует «медийное» вранье, которого так много в последнее время вокруг его имени. Он в глубокой обиде на многих артистов Таганки, но ему было приятно услышать от меня, как хорошо работают его молодые ученики.
                                                                                                                                    

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также