Вениамин Смехов поставил на Таганке спектакль «Нет лет»

 
Вениамин Смехов временно вернулся в родной для него Театр на Таганке как приглашенный режиссер. 24, 25 апреля состоится премьера его спектакля «Нет лет» – поэтическое представление по стихам Евгения Евтушенко. «Театралу» Смехов рассказал, почему снова обратился к жанру поэтического театра, и какую роль сыграл в этом Золотухин.
- Вениамин Борисович расскажите, что за событие нас ожидает?
- Событие весеннее. Зима затянулась, казалось, все так и пойдет дурно. И вдруг первые же два весенних дня, и на репетициях спектакля «Нет лет» появилось праздничное чувство – протест унынию. Это и есть секрет апреля. Апрель дважды герой премьеры. Во-первых, потому что выходит спектакль «Нет лет» по Евтушенко, а во-вторых, день рождения сразу двух прекрасных явлений: одно называется Вильям Шекспир, другое – Театр на Таганке. 23 апреля родились оба. Мы рады, что в правильное время и в правильном месте заново оживляем тот жанр поэтических представлений, который когда-то открыл Юрий Петрович Любимов. Самый первый спектакль (1965) назывался «Антимиры», по Вознесенскому. В 1966-м Юрий Петрович оказал мне честь, и предложил стать автором композиции к спектаклю «Послушайте» по произведениям Маяковского, который он потом поставил. Эти поэтические представления имели очень важный успех в слоях мыслящего населения. Это драматургия, тем более в наши дни, когда на сцене совершается такой синтез жанров, компьютерной техники, безумного видео и чистейших звуков поэзии.

- Какие произведения Евтушенко вошли в композицию?
- Я взял несколько отрывков из его книжки «Шестидесантники». Он был лидером поколения и остается  таковым, что подтверждает его выступление в Политехническом 27декабря 2012 года. Ему тяжело дался перелет, он был хворый, но читал свои стихи так же, как и в конце 50-тых годов. Это восхитило молодежную публику. Из поэзии Евтушенко у нас звучат: «Молитва», «Танки идут по Праге», «Мы карликовые березы», «Любимая спи», «Пришли иные времена», «Смеялись люди за стеной», «Последняя попытка стать счастливым» и др. Беззаботная удаль юности сменяется  минутами абсолютной тишины, когда читается трагическое стихотворение «Две девочки стоят у края крыши». Артисты – молодые люди, ученики Любимова, удивляют и радуют тем, как быстро схватывают самое главное – музыку и смысл непростых стихов. Конечно, здесь сгодился мой опыт работы с поэзией. Актеры виртуозны в музыке, танце, пластике (даже в акробатике), а как они чудесно поют! У Евтушенко много замечательных  всенародно любимых песен. «Вальс о вальсе» (оно посвящено Шульженко), «Бежит река», «А снег идет»…

- Из старых актеров кто-нибудь принимает участие?
- В афише у нас две строки. Первая – «ветераны», вторая «не ветераны». Старшие – это мы с Анатолием Васильевым, одним из коренных таганских актеров. Он и Хмельницкий начинали с «Доброго человека из Сезуана» как  актеры и как композиторы, а в спектакле «Под кожей статуи свободы» по Евтушенко в 1972 году Васильев играл вместе с Алексеем Граббе и Татьяной Сидоренко – партнерами и по нашей премьере.

- Жаль, что Валерий Сергеевич Золотухин не сыграл в этом спектакле.
- Осенью Валерий приехал ко мне домой, и я сказал: «Вот какая у меня идея композиции. Сначала мы выходим вдвоем на сцену…» Он порывисто обнял меня и сказал, что Евтушенко мечтает видеть нас обоих в этой премьере. В период застольных репетиций Валерий заболел. Когда случилась беда, общим порывом было – посвятить премьеру памяти Золотухина, что и было сделано. В спектакле звучит знаменитое стихотворение «Пришли иные времена, взошли иные имена». Это играют и молодые артисты, и Васильев с Граббе. Много иронии, но много и печали.

- Вы сейчас ставите этот спектакль, потому что хотите поддержать Театр на Таганке?
- Что значит поддерживать? Я не имею отношения к новой части биографии моего родного театра. Сочувствовать – сочувствую, но разбираться не могу и не хочу. Все сладкие для наших СМИ секретики описаны в «Театральном романе» Булгакова. Там навечно поставлен диагноз детским болезням закулисной коммуналки. Да я и в наши золотые таганковские времена не умел вникать в то, что за кулисами творится. Надо сказать, что нам и некогда было интриговать.

- Это самое главное, когда артистам некогда заниматься чем-то кроме работы.
- Художник, без которого Таганка не стала бы такой Таганкой – Давид Боровский – согласился переехать из Киева в Москву, когда ему показалось, что в Театре на Таганке вообще нет закулисных игр, а есть только игра на сцене. Для меня лично страница моей жизни в театре на Таганке прожита и перевернута. 

- Необычное название у вашего спектакля…     
- «Нет лет» – это чудесное стихотворение Евтушенко. Сергей Никитин сочинил музыку, а в театре она аранжирована заведующей музыкальной частью Татьяной Жановой. У нас свой оркестр – актеров-музыкантов. Над  спектаклем работали и чудесный художник сцены Владислав Фролов, и дивный художник по костюмам Мария Данилова, и Юлия Михеева (видео-арт).

- Что-нибудь еще планируете ставить на Таганке?
- Нет-нет, этот спектакль – ответ на призыв Евтушенко, и я его выполнил. Я мог бы это сделать и в другом театре. Скажем, у Бородина в РАМТе, где я поставил «Самоубийцу» Эрдмана, и буду, наверное, работать еще. 

- Сам Евгений Евтушенко приедет на премьеру?
- Он не сможет приехать сейчас, к сожалению, а в мае будет обязательно.

- А Юрий Петрович придет?
- Я в программе «Вести», глядя прямо в камеру, сказал: «Юрий Петрович, приходите к нам, пожалуйста, на премьеру». Потом у нас состоялся с ним телефонный разговор о прошлом и настоящем. Его шокирует «медийное» вранье, которого так много в последнее время вокруг его имени. Он в глубокой обиде на многих артистов Таганки, но ему было приятно услышать от меня, как хорошо работают его молодые ученики.
                                                                                                                                    

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также