История одной легенды

 
– Если бы Товстоногов оставил театр на взлете – это был бы особый сюжет. Он оставил его угасающим, и странно было бы, чтобы из затухающей искры последних товстоноговских сезонов вдруг разгорелось бы неистовое художественное пламя. Предстояло, скорее, просто поддерживать огонь в очаге. Этим и занимался Кирилл Лавров. Этим помогал ему заниматься Темур Чхеидзе.

Что Чхеидзе уйдет – было понятно давно. Собственно, все 20 лет он уходил, не хотел брать на себя театр, а Лавров уговаривал его остаться, говорил, что должен передать театр в режиссерские руки, что, встретив на том свете Товстоногова, обязан отрапортовать ему: сдал. Он искал режиссера и очень боялся остаться без Чхеидзе. Они все боялись, что однажды тот не вернется, а он постоянно улетал, потому что не мог жить без Грузии (в какой-то сложный момент Лавров даже вылетел в Тбилиси, чтобы вернуть Темура).

Чхеидзе долгие годы не хотел взваливать на себя БДТ. Могу предположить, он понимал, что театр находится в «периоде дожития». «Мы все должны умереть, только тогда здесь начнется что-то новое», – услышала я очень давно от одного из тамошних «великих». Он принял театр только тогда, когда Лавров серьезно заболел. Но с 2007 года, несомненно, что-то мог сделать.

Конечно, театр, где много лет все крестятся в красный угол на портреты Товстоногова, – дело трудное. Попытки Чхеидзе позвать кого-то молодого, были робкими и «погоды на завтра» не определили, укоренить в театре Анатолия Праудина, чья «Дама с собачкой» удалась, а «Месяц в деревне» разыгрался не сразу, видимо, не захотелось, спектакли Дитятковского были неудачны, остальные ставили, как ставили.

Все эти годы ждали реконструкции основной сцены и ремонтировали Каменноостровский театр (на 80-летие Путин подарил его лично Лаврову, а тот сразу – БДТ). Ремонт шел криминально, строители разворовали не одну смету. Но возникла площадка, на которой можно было начинать делать то новое вино, которое нальют потом в старые мехи.

На моих глазах раз за разом театр упускал момент, когда обновление было возможно, близко. Это вообще какая-то история упущенных возможностей. Упущенных по инерции, вялости… Или по чему-то еще?

Никто никогда не сомневался в интеллигентности и благородстве Чхеидзе, но при этом за последние годы в театре развалилась легендарная постановочная часть, ушли цеха, оказалось, что плохо укомплектована труппа, очевидно отсутствие художественной программы. К этому добавился ремонт, которому нет конца (когда обновляли малую сцену, не учли, что театр стоит на сваях, закачали в правое крыло сколько-то лишних десятков тонн – и дом дал крен).

Я по-человечески отлично понимаю Чхеидзе: он немолод и устал, он не обещал положить жизнь на этот театр. Но он, увы, покидает БДТ в таком плачевном состоянии, что слухи про худруков Хабенского и Депардье не всем кажутся анекдотом. Картина горестная, тем более что у театра еще полно амбиций пожилой «разборчивой невесты».

Чхеидзе давно понимал, что уйдет: и пять лет назад, и три года назад. И спроси меня тогда, я бы точно сказала: БДТ может возглавить Миндаугас Карбаускис. Что-то неуловимо совпадает в его искусстве с Петербургом по ритму, колориту. Опять упущенная возможность…

Кто может спасти БДТ сейчас? Да никто. Надо садиться, вырабатывать внятную программу реабилитации и уже ничего не бояться.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
  • Между храмом и супермаркетом

    Понятно, что любые проекты и планы в наших условиях – вещь эфемерная и не гарантированная. Помните ли вы, например, о том, что к 2018 году в Москве на Крымской набережной должен был возникнуть музейный город? Это обещал в былые времена культурный куратор Сергей Капков, который неровно дышал к музею «Гараж» и хотел объединить его с новой Третьяковкой. ...
  • Гасим картинные страсти

    Случай, произошедший в мае в Третьяковской галерее, поднял целую волну рассуждений о преступлении и наказании в сфере искусства. В поступке жителя Воронежской области, которого, якобы, «накрыло» водкой в галерейном буфете, искали тайные смыслы и знамения. ...
  • Итоги сезона

    Фото: сцена из спектакля Дмитрия Крымова  «Му-Му», Театр наций  В начале июня премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» опубликовала итоги первого этапа голосования. В течение всего лета зрители могут выбрать из лонг-листа понравившиеся спектакли, актерские и режиссерские работы. ...
Читайте также