Достоверная смерть

«Ёлка у Ивановых» в Гоголь-центре

 
«Ёлка у Ивановых» стала местом встречи разных поколений и актерских школ: «старая гвардия» бывшего Театра Гоголя и «новобранцы» Гоголь-центра, артисты «Седьмой студии», вышли на одну площадку. Для первой совместной премьеры взяли не классику и не современную пьесу, а драматургию русского авангарда – текст, написанный в 38-м и опубликованный только в конце 80-х. Эта пьеса Александра Введенского – предтеча европейского театра абсурда – в России почти не ставилась, хотя за рубежом к ней подступались не раз. Молодому режиссеру Денису Азарову – ассистенту Кирилла Серебренникова в постановках опер «Золотой петушок» в Большом театре и «AmericanLulu» в Берлине – она дала повод поговорить о смерти как универсальном состоянии мира.

Зрителей на Малую сцену Гоголь-центра запускают через шкаф, судя по всему, почтенного возраста. Другая антикварная мебель беспорядочно расставлена по залу и рассредоточена между секторами, на которые разбита зрительская зона. Перемещаясь между ними, актеры оказываются то сбоку, то вообще за спиной у публики, которой приходится постоянно крутить головой, а иногда и поворачиваться всем корпусом на 180°. Нестандартная рассадка разводит игровые «точки» по разным сторонам, удаленным друг от друга. Это дробное пространство, придуманное художником Александром Барменковым, напоминает коммунальную квартиру с обособленными «жилыми углами». Действию, как и способу его просмотра, оно добавляет раздробленности – той самой, которую Александр Введенский фиксировал в состоянии мира и человека. 

Из одного угла в другой курсируют дети в возрасте от года до 82 лет, нянька, зарубившая топором 32-летнюю девочку Соню Острову, ее родители и другие герои Введенского. Состарившихся мальчиков и девочек, инфантильных и беспомощных, играют старожилы труппы. А старейшина Майя Ивашкевич «глаголет истину» устами младенца Пети. Он единственный слышит, как собака Вера, в лице музыкального руководителя «Седьмой студии» Юры Лобикова, оплакивает мертвую Соню: «Вас не удивляет, что я разговариваю, а не лаю. – Что может удивлять меня в мои-то годы. Успокойтесь», – двусмысленно отвечает актриса, а потом сама себя убаюкивает, побрякивая погремушкой и сонно потирая глаза.  

Все остальные в доме Пузыревых (Ивановы фигурируют только в названии пьесы) ждут Рождества и даже не думают плакать по убитой Соне. Они пребывают в мире, который изжил традиционные ценности и потерял свою целостность, как, впрочем, и логику. Ни в словах, ни в действиях она не прослеживается. Причинно-следственные связи распадаются на глазах, уступая место случайности. И это несмотря на то, что Денис Азаров попытался подчинить абсурд логике психологического театра. Всем внешним странностям и неправдоподобным обстоятельствам он вместе с артистами искал внутреннее оправдание, почти «по Станиславскому». В результате «достоверной» игры единственно значимое событие в пьесе Введенского – смерть девочки, которая продолжает слоняться по дому и надоедать окружающим – превращается в процесс изживания самого большого детского страха. Это страх смерти, которую невозможно понять, особенно когда она случайна, и страх перед мертвецом, «перед тем, что он, может быть, все же жив», но не по-нашему.  

На «Елке у Ивановых» смерть переводят в разряд бытовых происшествий и «понижают в звании». Ее игнорируют, на нее плюют. Родители жадно совокупляются у гроба дочери, закрывая девочку в шкафу, чтобы не подсматривала, и всем видом говорят: «не мешай!». Сестра забирается на стол и, глядя сверху на покойницу-Соню, делает уверенный плевок: «уходи!». Сама же обезглавленная Соня Острова недоумевает и настойчиво напоминает о себе. Подходит к зрителям и просит поправить ей голову, а потом с завязанными глазами размашисто и мстительно рубит головы мягким игрушкам. Зрители, сидящие в полуметре, вздрагивают от каждого удара топором, который звучно падает на разделочный стол. Соня пытается «прикончить» и красную неваляшку – такую же красную, как Сонино платье. Но кукла качается из стороны в сторону, оставаясь неуязвимой. В итоге девочка останавливает слепую, нелепую казнь и берет неваляшку на руки. Эта сцена, в которой сквозит сожаление об утраченной жизни и жалость к себе, становится поэтическим эквивалентом смерти и неподвластного ей бессмертия. И это – в спектакле, где одно убийство случайного характера влечет за собой целый каскад немотивированных смертей.

Один из старых шкафов, в котором происходит убийство девочки Сони, выполняет роль «люфта» – за ним скрывается пустота, другое измерение. И туда, в потусторонний мир, один за другим ныряют все члены семейства, а вслед за ними – и прочие участники «кровавой драмы» в доме Ивановых. В финале они появятся в нише, неожиданно открывшейся в стене «на правах» балаганной сцены, и поспешно, карикатурно испустят дух – прямо под рождественской ёлкой и в самый разгар праздника, которого терпеливо ждали. В этой сцене, как и в других у Дениса Азарова, соединится смешное и пугающее, странное и обыденное, но абсурд происходящего, наконец, вытеснит ту максимальную «достоверность», с которой подавался текст Введенского, и станет всеобщим. Смерть – это легко. Хотя как всегда не вовремя.      

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
  • Юрий Грымов решился на откровения

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов готовит встречу со зрителями, которая назначена на 7 апреля и пройдет в формате творческого вечера. Также в программе – демонстрация короткометражного фильма Юрия Грымова «Мужские откровения» (1996) по новелле Ренаты Литвиновой. ...
  • Выходит в свет апрельский «Театрал»

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - почему Александр Калягин борется за новую редакцию Закона о культуре;   - в чем писатель Денис Драгунский видит признаки театра абсурда;   - каким был Владимир Этуш;   - зачем Алексей Бородин вновь обратился к Тому Стоппарду;   - почему Валерию Фокину понадобилась биография Сталина;   - кого играет Дмитрий Бозин;   - как Александра Ширвиндта чествовали в Китае;   - ради кого джазмен Вадим Эйленкриг задумал новый фестиваль;   - в чем секреты успеха Александра Домогарова;   - что готовят в кулинарном театре: мастер-класс Юрия Макеева;   - кто заразил Аню Чиповскую театром;   - как шутят вахтанговцы: стихи Рубена Симонова;   - почему Музей Москвы не мыслит своего существования без театра: интервью с директором Алиной Сапрыкиной;   - в чем сегодня конфликт поколений: колонка искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - о чем мечтает руководитель Московского губернского театра: интервью с директором;   - кому поможет «Театрал»: благотворительный вечер в киноклубе «Эльдар»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - где развеять скуку в марте: репертуар и афиши театров. ...
Читайте также