Достоверная смерть

«Ёлка у Ивановых» в Гоголь-центре

 
«Ёлка у Ивановых» стала местом встречи разных поколений и актерских школ: «старая гвардия» бывшего Театра Гоголя и «новобранцы» Гоголь-центра, артисты «Седьмой студии», вышли на одну площадку. Для первой совместной премьеры взяли не классику и не современную пьесу, а драматургию русского авангарда – текст, написанный в 38-м и опубликованный только в конце 80-х. Эта пьеса Александра Введенского – предтеча европейского театра абсурда – в России почти не ставилась, хотя за рубежом к ней подступались не раз. Молодому режиссеру Денису Азарову – ассистенту Кирилла Серебренникова в постановках опер «Золотой петушок» в Большом театре и «AmericanLulu» в Берлине – она дала повод поговорить о смерти как универсальном состоянии мира.

Зрителей на Малую сцену Гоголь-центра запускают через шкаф, судя по всему, почтенного возраста. Другая антикварная мебель беспорядочно расставлена по залу и рассредоточена между секторами, на которые разбита зрительская зона. Перемещаясь между ними, актеры оказываются то сбоку, то вообще за спиной у публики, которой приходится постоянно крутить головой, а иногда и поворачиваться всем корпусом на 180°. Нестандартная рассадка разводит игровые «точки» по разным сторонам, удаленным друг от друга. Это дробное пространство, придуманное художником Александром Барменковым, напоминает коммунальную квартиру с обособленными «жилыми углами». Действию, как и способу его просмотра, оно добавляет раздробленности – той самой, которую Александр Введенский фиксировал в состоянии мира и человека. 

Из одного угла в другой курсируют дети в возрасте от года до 82 лет, нянька, зарубившая топором 32-летнюю девочку Соню Острову, ее родители и другие герои Введенского. Состарившихся мальчиков и девочек, инфантильных и беспомощных, играют старожилы труппы. А старейшина Майя Ивашкевич «глаголет истину» устами младенца Пети. Он единственный слышит, как собака Вера, в лице музыкального руководителя «Седьмой студии» Юры Лобикова, оплакивает мертвую Соню: «Вас не удивляет, что я разговариваю, а не лаю. – Что может удивлять меня в мои-то годы. Успокойтесь», – двусмысленно отвечает актриса, а потом сама себя убаюкивает, побрякивая погремушкой и сонно потирая глаза.  

Все остальные в доме Пузыревых (Ивановы фигурируют только в названии пьесы) ждут Рождества и даже не думают плакать по убитой Соне. Они пребывают в мире, который изжил традиционные ценности и потерял свою целостность, как, впрочем, и логику. Ни в словах, ни в действиях она не прослеживается. Причинно-следственные связи распадаются на глазах, уступая место случайности. И это несмотря на то, что Денис Азаров попытался подчинить абсурд логике психологического театра. Всем внешним странностям и неправдоподобным обстоятельствам он вместе с артистами искал внутреннее оправдание, почти «по Станиславскому». В результате «достоверной» игры единственно значимое событие в пьесе Введенского – смерть девочки, которая продолжает слоняться по дому и надоедать окружающим – превращается в процесс изживания самого большого детского страха. Это страх смерти, которую невозможно понять, особенно когда она случайна, и страх перед мертвецом, «перед тем, что он, может быть, все же жив», но не по-нашему.  

На «Елке у Ивановых» смерть переводят в разряд бытовых происшествий и «понижают в звании». Ее игнорируют, на нее плюют. Родители жадно совокупляются у гроба дочери, закрывая девочку в шкафу, чтобы не подсматривала, и всем видом говорят: «не мешай!». Сестра забирается на стол и, глядя сверху на покойницу-Соню, делает уверенный плевок: «уходи!». Сама же обезглавленная Соня Острова недоумевает и настойчиво напоминает о себе. Подходит к зрителям и просит поправить ей голову, а потом с завязанными глазами размашисто и мстительно рубит головы мягким игрушкам. Зрители, сидящие в полуметре, вздрагивают от каждого удара топором, который звучно падает на разделочный стол. Соня пытается «прикончить» и красную неваляшку – такую же красную, как Сонино платье. Но кукла качается из стороны в сторону, оставаясь неуязвимой. В итоге девочка останавливает слепую, нелепую казнь и берет неваляшку на руки. Эта сцена, в которой сквозит сожаление об утраченной жизни и жалость к себе, становится поэтическим эквивалентом смерти и неподвластного ей бессмертия. И это – в спектакле, где одно убийство случайного характера влечет за собой целый каскад немотивированных смертей.

Один из старых шкафов, в котором происходит убийство девочки Сони, выполняет роль «люфта» – за ним скрывается пустота, другое измерение. И туда, в потусторонний мир, один за другим ныряют все члены семейства, а вслед за ними – и прочие участники «кровавой драмы» в доме Ивановых. В финале они появятся в нише, неожиданно открывшейся в стене «на правах» балаганной сцены, и поспешно, карикатурно испустят дух – прямо под рождественской ёлкой и в самый разгар праздника, которого терпеливо ждали. В этой сцене, как и в других у Дениса Азарова, соединится смешное и пугающее, странное и обыденное, но абсурд происходящего, наконец, вытеснит ту максимальную «достоверность», с которой подавался текст Введенского, и станет всеобщим. Смерть – это легко. Хотя как всегда не вовремя.      

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин выпускает «Глупости»

    Спектакль по пьесе современного драматурга и сценариста Виктории Никольской в постановке Константина Райкина появится в репертуаре «Сатирикона» 6 февраля. Премьера состоится 6 февраля на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств (основное здание театра по-прежнему на реконструкции). ...
  • РАМТ объявил планы на первое полугодие

    Вслед за премьерой спектакля по пьесе Тома Стоппарда «Проблема» (постановка Алексея Бородина) и спектакля по повести Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» (постановка Александры Толстошевой) в репертуаре РАМТа появится еще несколько новых спектаклей. ...
  • Александринка ищет помрежа

    На официальном сайте Александринского театра появилась вакансия «помощник режиссёра», в должностные обязанности которого входит: проведение спектаклей и репетиций, контроль взаимодействия всех служб, контроль за явкой артистов на репетиции и спектакли и т. ...
  • На сцену «Маяковки» возвращается драматургия Радзинского

    Премьера спектакля «Снимается кино» по пьесе Эдварда Радзинского состоится в Театре им. Маяковского 16 февраля. Над постановкой работает режиссер Юрий Иоффе, в ролях: Алексей Фатеев, Наталья Коренная, Людмила Иванилова, Зоя Кайдановская и др. ...
Читайте также