Как они спелись

Граф Толстой, премьер Столыпин и тетка Федосья в спектакле Владимира Мирзоева

 
«Толстой-Столыпин. Частная переписка» в «Театре.doc» – общая удача всех участников, возвышающаяся над неутихающим триумфом «Театра.doc» и в целом очень удачном для этого документального театра сезоне. Основатель театра, драматург Ольга Михайлова написала для Пензенского драматического театра пьесу о двух важнейших нравственных авторитетах России до 1917 года. Режиссер Владимир Мирзоев, ярко заявивший себя в российском протестном движении последнего времени, но не утративший вкуса к сложной театральной игре и склонности к суфизму, счел эту пьесу подходящим материалом для политической и этической полемики в театральном пространстве.
Составив большую часть своей театральной славы на спектаклях с сильным эзотерическим вкусом, который так мощно и иронически воплощал Максим Суханов, даже без ярких на грани безумия костюмов Аллы Коженковой, Мирзоев и в аскетическом на пространстве подвального блэкбокса рождает любимую пластическую реплику, выдавая Столыпину в исполнении Армана Хачатряна, внешне вполне рифмующемуся с Сухановым, черную юбку и движения в жанре суфийского зикра-кружения вокруг стержневых тем спектакля: как жить России и ее народам, вопросы земли и воли, где границы участия государства в жизни частного человека. 

Когда Ольга Лапшина начинает спектакль мощным народным пением, становится интуитивно понятно, кто тут главный, кто герой переписки моральных авторитетов: да вот как раз  тетка Федосья, служанка адвоката Яншина, житейская, хитроватая, терпеливая. Федосья  долгожданная рифма к блаженной Дусе из «Семеро святых из деревни Брюхо» Мирзоева (2003, театр имени Станилавского), одной из любимых ролей актрисы. Роль ее, нарочно построенная на фразе «Кушать подано», куда как велика: без ее сиротских сушек на школьном пластиковом подносе все в России давно протянули бы ножки. Именно она обеспечивает саму возможность рассуждать и философствовать о судьбах России, хоть в йогических позах (таков тут физически комичный и очень темпераментный Лев Толстой Захара Хунгуреева), хоть в бинтах (у Петра Столыпина перебинтованы ступни). Кто-то должен работать, пока величайшие умы раскручивают маховик нравственных силлогизмов. Работать – и не идти на с вилами на своих барствующих подопечных. Жалеть их, коли хотите.

Федосья – из пристроившихся и притерпевшихся: ей хоть и не нравится, как идут дела у ее хозяина – Яншин защищает простых людей, дохода от них мало, что ни день она стращает адвоката переходом на более хлебное место, но склонна терпеть свою долю. Ее сверхзадача – показать народ в фазе терпения, долготерпения. Другое дело Марья Крюкова, двигатель сюжета: красавица, хозяйка большого, основательного крестьянского двора, убивает своего свекра, сознается и с нетерпением ждет казни. Не каторги, не помилования, именно казни.  Адвокат (честная, дотошная работа Евгения Буслакова) влюблен в подсудимую, которая манит его красотой и непостижимостью мотивов. Он верит в невиновность женщины и не чувствует в ней человека, перешедшего границу терпения: убийца своего мучителя (Марью Крюкову замечательно, размашисто и отчаянно играет Анна Осипова) жила замужем хорошо, сыто, богато, спокойно. Внешне все было прекрасно. Подробности поговорки «в каждой избушке свои погремушки» раскрываются ближе к финалу, и эти подробности отвращают адвоката от подзащитной. Вроде бы не понимая зачем, он разрешает ей взять с собой в камеру кожаный ремешок, подарок мужа. Он разрешает ей это не в последнюю очередь потому, что она не соответствовала его фантазии о прекрасной невинной крестьянке. Идеализм его отвратителен.

Инфантильность адвоката, упорно бившегося за жизнь выдуманной им невинной женщины – ведь до Столыпина с Толстым в итоге все же достучался! – и не пожелавшего защищать искренне раскаившуюся земную страдалицу, горние интеллектуальные битвы Льва Николаевича и Петра Аркадьевича, конечно же, со всей очевидностью показывают неспособность интеллигенции, на какой бы клеточке жизненной шахматной доски она не находилась, практически помочь  тому самому «народу», про который она столько рассуждает. Жить  и выживать в своих буднях «народ», как всегда, будет сам. Столыпин развивает идеи об увеличении гражданской и имущественной ответственности россиянина, увеличении его социальных мотиваций, Толстой настаивает на том, что жить надо по совести, но каждый в итоге не способен услышать резоны других. Стратегию поведения и нравственного выбора каждому диктует сумма обстоятельств его собственной частной жизни.

Объединяет же всех песня. Ольга Лапшина запевалой, ее зрелый, виртуозный в сложностях народной песни голос ведет, остальные идут следом и подпевают. Идут по тесным квадратным метрам так, как если бы шли по праздничной деревенской улице с колядкой, на Масленицу или Пасху, так как положено простым православным, с голосистым и ухватистым запевалой впереди. Традиционное политическое мироустройство никогда не допустит такого распределения ролей, чтобы тетка Федосья вела колонну, в которой  и граф, и премьер-министр огромного государства – только участники деревенского хора.  А в песне это можно.

И потому спектакль такой получился – простой, душевный и глубокий. С любовью к утопии. И ко всем участникам вечного спектакля под названием «русская жизнь».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Театр Вахтангова открыл 98-й сезон премьерой Туминаса

    Днем в субботу на Новой сцене Театра Вахтангова было не протолкнуться: по случаю открытия 98-го сезона здесь состоялся традиционный сбор труппы. В зале едва хватало мест, многие журналисты сидели на ступеньках, проходы были забиты телекамерами. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Комиссаржевской готовит спектакль к юбилею Солженицына

    В пятницу, 21 сентября, Санкт-Петербургский театр им. Комиссаржевской открыл 77-й сезон спектаклем «Доктор Живаго» в постановке Леонида Алимова. «В новом сезоне произошло важное событие: Леонид Алимов стал главным режиссером нашего театра, – подчеркнул художественный руководитель театра Виктор Новиков, его цитирует пресс-служба театра. ...
  • «А вы ноктюрн сыграть могли бы…»

    На провокационный вопрос Маяковского:  «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?», Юрий Бутусов  и Владимир Панков легко могут ответить вопросом: «А почему именно простенький ноктюрн? А не симфонию?». ...
  • «Наша жизнь и есть ад»

    Игорь Яцко осуществил свою давнюю мечту - поставил пьесу Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» на сцене «Школы драматического искусства». Премьерный показы состоятся 21 и 22 сентября. Корреспондент «Театрала» побывал на генеральном прогоне, пообщался с режиссером и исполнителями главных ролей. ...
  • Московский Губернский театр открыл шестой сезон

    В четверг, 20 сентября, Московский Губернский театр открыл шестой театральный сезон спектаклем художественного руководителя Сергея Безрукова «Сирано де Бержерак». Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы. ...
Читайте также