Как они спелись

Граф Толстой, премьер Столыпин и тетка Федосья в спектакле Владимира Мирзоева

 
«Толстой-Столыпин. Частная переписка» в «Театре.doc» – общая удача всех участников, возвышающаяся над неутихающим триумфом «Театра.doc» и в целом очень удачном для этого документального театра сезоне. Основатель театра, драматург Ольга Михайлова написала для Пензенского драматического театра пьесу о двух важнейших нравственных авторитетах России до 1917 года. Режиссер Владимир Мирзоев, ярко заявивший себя в российском протестном движении последнего времени, но не утративший вкуса к сложной театральной игре и склонности к суфизму, счел эту пьесу подходящим материалом для политической и этической полемики в театральном пространстве.
Составив большую часть своей театральной славы на спектаклях с сильным эзотерическим вкусом, который так мощно и иронически воплощал Максим Суханов, даже без ярких на грани безумия костюмов Аллы Коженковой, Мирзоев и в аскетическом на пространстве подвального блэкбокса рождает любимую пластическую реплику, выдавая Столыпину в исполнении Армана Хачатряна, внешне вполне рифмующемуся с Сухановым, черную юбку и движения в жанре суфийского зикра-кружения вокруг стержневых тем спектакля: как жить России и ее народам, вопросы земли и воли, где границы участия государства в жизни частного человека. 

Когда Ольга Лапшина начинает спектакль мощным народным пением, становится интуитивно понятно, кто тут главный, кто герой переписки моральных авторитетов: да вот как раз  тетка Федосья, служанка адвоката Яншина, житейская, хитроватая, терпеливая. Федосья  долгожданная рифма к блаженной Дусе из «Семеро святых из деревни Брюхо» Мирзоева (2003, театр имени Станилавского), одной из любимых ролей актрисы. Роль ее, нарочно построенная на фразе «Кушать подано», куда как велика: без ее сиротских сушек на школьном пластиковом подносе все в России давно протянули бы ножки. Именно она обеспечивает саму возможность рассуждать и философствовать о судьбах России, хоть в йогических позах (таков тут физически комичный и очень темпераментный Лев Толстой Захара Хунгуреева), хоть в бинтах (у Петра Столыпина перебинтованы ступни). Кто-то должен работать, пока величайшие умы раскручивают маховик нравственных силлогизмов. Работать – и не идти на с вилами на своих барствующих подопечных. Жалеть их, коли хотите.

Федосья – из пристроившихся и притерпевшихся: ей хоть и не нравится, как идут дела у ее хозяина – Яншин защищает простых людей, дохода от них мало, что ни день она стращает адвоката переходом на более хлебное место, но склонна терпеть свою долю. Ее сверхзадача – показать народ в фазе терпения, долготерпения. Другое дело Марья Крюкова, двигатель сюжета: красавица, хозяйка большого, основательного крестьянского двора, убивает своего свекра, сознается и с нетерпением ждет казни. Не каторги, не помилования, именно казни.  Адвокат (честная, дотошная работа Евгения Буслакова) влюблен в подсудимую, которая манит его красотой и непостижимостью мотивов. Он верит в невиновность женщины и не чувствует в ней человека, перешедшего границу терпения: убийца своего мучителя (Марью Крюкову замечательно, размашисто и отчаянно играет Анна Осипова) жила замужем хорошо, сыто, богато, спокойно. Внешне все было прекрасно. Подробности поговорки «в каждой избушке свои погремушки» раскрываются ближе к финалу, и эти подробности отвращают адвоката от подзащитной. Вроде бы не понимая зачем, он разрешает ей взять с собой в камеру кожаный ремешок, подарок мужа. Он разрешает ей это не в последнюю очередь потому, что она не соответствовала его фантазии о прекрасной невинной крестьянке. Идеализм его отвратителен.

Инфантильность адвоката, упорно бившегося за жизнь выдуманной им невинной женщины – ведь до Столыпина с Толстым в итоге все же достучался! – и не пожелавшего защищать искренне раскаившуюся земную страдалицу, горние интеллектуальные битвы Льва Николаевича и Петра Аркадьевича, конечно же, со всей очевидностью показывают неспособность интеллигенции, на какой бы клеточке жизненной шахматной доски она не находилась, практически помочь  тому самому «народу», про который она столько рассуждает. Жить  и выживать в своих буднях «народ», как всегда, будет сам. Столыпин развивает идеи об увеличении гражданской и имущественной ответственности россиянина, увеличении его социальных мотиваций, Толстой настаивает на том, что жить надо по совести, но каждый в итоге не способен услышать резоны других. Стратегию поведения и нравственного выбора каждому диктует сумма обстоятельств его собственной частной жизни.

Объединяет же всех песня. Ольга Лапшина запевалой, ее зрелый, виртуозный в сложностях народной песни голос ведет, остальные идут следом и подпевают. Идут по тесным квадратным метрам так, как если бы шли по праздничной деревенской улице с колядкой, на Масленицу или Пасху, так как положено простым православным, с голосистым и ухватистым запевалой впереди. Традиционное политическое мироустройство никогда не допустит такого распределения ролей, чтобы тетка Федосья вела колонну, в которой  и граф, и премьер-министр огромного государства – только участники деревенского хора.  А в песне это можно.

И потому спектакль такой получился – простой, душевный и глубокий. С любовью к утопии. И ко всем участникам вечного спектакля под названием «русская жизнь».
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков поставил «Вишневый сад»

    В Московском Губернском театре идут репетиции спектакля «Вишневый сад» – произведения, в котором Сергей Безруков делает акцент на многолетней и безнадежной истории любви Лопахина к Раневской. Это история о любви, которую «Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше», – уточняет пресс-служба театра. ...
  • Театр Табакова выпускает спектакль по фильму Феллини

    В «Табакерке» завершаются репетиции музыкального спектакля «Ночи Кабирии», в основе которого – сюжет легендарной картины Федерико Феллини (1957). Над постановкой работают режиссеры Алена Лаптева и Янина Колесниченко. ...
  • В «АпАРТе» готовят перфоманс о Цветаевой

    27 ноября в Московском драматическом театре «АпАРТе» состоится единственный показ медиа-перфоманса, посвященный 125-летию Марины Цветаевой. – Почему перфоманс? Хотелось нестандартно подойти к такой интересной и волнующей теме, – говорит автор и режиссер спектакля Наталья Рябочкина. ...
  • Алексей Ратманский выпускает «Ромео и Джульетту»

    С 22 по 26 ноября на Новой сцене ГАБТа пройдут премьерные показы балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского, сообщает пресс-служба театра. В прошлом художественный руководитель Большого, а сегодня – хореограф Американского театра балета, Ратманский создал свой новый спектакль в классической манере: артисты будут танцевать на пуантах. ...
Читайте также