Пойми незнакомца

«Новые страдания юного В.» Василия Бархатова в МХТ имени Чехова

 
Важное часто выглядит буднично. Сантехник звонит в дверь в Рождество. Проверяет стыки труб, почему-то заходит в комнаты, интересуется у хозяев наличием детей и картин на стенах. Нет ни того, ни другого. Суетливо размахивая руками и неся околесицу, уходит. Мало ли чудаков. «Рождество. Я ничего не чувствую», - говорит Отец, хозяин квартиры (Евгений Миллер), и накрывает лицо газетой. Его симпатичная подружка изучает заголовки как увеличенные мимические морщины и вдруг целует один из заголовков свеженакрашенным ртом: «Смотри, пропал Эдгар Вибо, твой сын!»
И начинается путешествие отца к сыну. Фатально запоздавшее, но начинается.

Режиссер Василий Бархатов, последовательно захватывающий новые пространства для интерпретации бунтарских философий, после авторского проекта по поддержке молодой оперной режиссуры выпустил в МХТ спектакль по тексту восточногерманского писателя Ульриха Пленцдорфа, жестоко названного критиками автором одного романа – «Новые страдания юного В.» о гдровском пареньке 1970-х, переживающего семейную драму на фоне развенчания коммунистических идеалов, которые для молодежи ГДР 1970-х – что-то вроде романтизма гетевского времени, контекст и горизонт. Играет мхатовская молодежь: в небольших послужных списках указаны выпуски из театральных вузов  Москвы – 2010, 2011, 2012. А кому еще играть постромантизм, нового Вертера (Александр Молочников), когда еще можно с полным правом сказать «Джинсы не брюки, а жизненная философия», и висеть они должны на стройных, вечно голодных бедрах?

Политический контекст Пленцдорфа сглажен редакцией драматурга Михаила Дурненкова, в спектакле на первом плане история невстречи отца и сына и их тайная, разрастающаяся на наших глазах связь, неискоренимый разлукой диалог. Отца, ушедшего из семьи, когда ребенку было 5: в маленьком Миттенберге, видишь, художнику трудно быть понятым, и потому только Берлин, только он, и никаких отцовских обязательств. Ну и что, что после ухода из семьи покинуло вдохновение и кисти заброшены  навсегда. Некогда рисовать, вокруг большой город, много других хлопот. Сын всю жизнь считал себя художником, «как папа», самовнушение плюс кураж 18-ти лет – и вот готов побег из дома. Не жди меня, мама, хорошего сына, донесения о свободной жизни будут записаны на катушечный портативный магнитофон, пленки вместо писем доставит почта другу Вилли. Ну да, на треках подходящие к случаю фрагменты из «Страданий юного Вертера», а не подробные отчеты о реальной жизни Эдгара, но кто знает, где она, эта реальная жизнь, к тому же Гете так складно описал внутренний мир Вертера, Робинзона Крузо, Холдена Колфилда, Эдгара Вибо, его текстом удобно пользоваться, примерять на себя, скрываться в нем. Не учиться в Берлине рисунку, а делать вид, что рисуешь, выводя черточки на картоне, не самому складывать слова, а наговаривать от своего имени знаменитый текст.  Не долюбили, не доучили, не поняли –  и увольте от учебы на заводе, сочиненной мамой бюргерской карьеры, провинциального распорядка жизни. Будем самостоятельно  мучиться бездельем в большом городе,  не маленькие. Разложенная на полсцены в форме креста картонная коробка Эдгару и кровать, и холст, и навес от непогоды.  

Бездомная аскеза большой любви не помеха. Любовь зовут Шарли (почти вертеровская Шарлотта, Нина Гусева), она носит ультракороткую юбку и работает воспитателем в детском саду рядом с захваченной Эдгаром заброшенной хибарой на выселках. Детсадовцам Эдгар и Шарли устраивают самый лучший из возможных урок рисования – отдают малышне на откуп веранду для прогулок. Детсад скоро снесут, и да здравствуют каля-маля пятилеток, самые лучшие в мире фрески!

«Я хочу стать тем, кем отец не стал». Воплотить собой идеального, вымышленного Отца – вот о чем внешнее безделье Эдгара. Обрести внутреннюю свободу и обосновать перед собой право делать что хочешь, найти общий язык с детьми (ну а кто же еще спрашивал про детей под видом рождественского сантехника), любить прекрасную незнакомку, ну и  пусть она выйдет замуж за армейского карьериста, она нуждалась в дурачествах и рисунках и он видел ее глаза в тот момент, когда «рисовал» - обводил фломастером контур ее тела по картону.  

Отец может ответить на это услышанное наконец стремление сына только желанием наконец что-то знать о нем. По возможности всё знать. Отцу хочется успеть узнать быт и мысли бесконечно дорогого ему  незнакомца, его сына, прежде чем поймет, что со вспышкой желания узнать будет нарастать осознание, что встреча невозможна. Что он не успел. И в этом будет фатальная, непоправимая разница. Крошка-сын к отцу пришел. Было Рождество. А отец не чувствует ничего. И только осознав невозвратное,  пытается догнать и найти неслучившуюся общую жизнь.

…А модернизировать работу покрасочного баллона для друзей-строителей было хорошей идеей. Собираешь детали как винтовку, заряжаешь краской, красишь стену и, пока не залил цветом полотно стены, рисуешь что хочешь, ты художник, ты маляр, и ты свободен. Жаль, с подачей тока и форсункой что-то не заладилось. Напряжение получилось слишком высоким.

Зато получилось повидать отца и не продолжать обман, имитацию и фальшивую жизнь после 18. 
 
 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • «А навстречу мне шел Качалов»

    Она поступала во МХАТ еще при жизни Станиславского, репетировала в спектакле Немировича-Данченко, играла на сцене с Грибовым и Тархановым, Тарасовой и Степановой, приятельствовала с Книппер-Чеховой, была супругой адмирала Северного флота Арсения Головко…   Человек удивительной судьбы и на редкость жизнерадостного характера, Кира Ивáнова (девичья фамилия) служит в Художественном театре 80 лет, а как педагог Школы-студии МХАТ воспитала целую плеяду замечательных артистов, среди которых – Николай Караченцов и Вячеслав Езепов, Марина Голуб и Альберт Филозов, Игорь Золотовицкий и Владимир Машков…   В последние годы в связи с неважным самочувствием Кира Николаевна не выходит из дому. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мир огромив мощью голоса»

    Знающий толк в розыгрышах публики, режиссер Николай Рощин начинает спектакль с выхода «человек от театра». Дмитрий Лысенков (он играет Режиссера) просит почтеннейшую публику не волноваться и извинить за задержку: ждут высокую комиссию, которая должна принять премьеру. ...
  • «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil»

    Молодой режиссер Дмитрий Зимин, которого уже называют главной театральной надеждой Урала, поставил на большой сцене Свердловского театра драмы свой шестой спектакль – «Отцы и дети» по Тургеневу. Когда-то умный исследователь наших театральных мод заметил, что «Тургенев только тогда начинает звучать, когда люди театра и не только театра устают от «бури и натиска», от бесконечного раздражения и бесконечных ниспровержений». ...
  • Премьеры недели 20-27 марта

    По итогам зрительского голосования, самой ожидаемой премьерой минувшей недели стали одноактные оперы «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода», поставленные Римасом Туминасом в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (37% голосов). ...
  • Рыцарь, драконы и химеры

    Режиссер спектакля Екатерина Образцова говорит, что ее постановка сплотила вокруг себя весь коллектив: каждый привносил по крупицам свои наработки. И думается, что здесь не просто желание выпустить интересную премьеру. ...
Читайте также