Авиньон накануне юбилея

 
Театральный фестиваль в Авиньоне – один из самых старых и знаменитых театральных форумов мира, он проводится с 1947 года. У истоков его стоял знаменитый французский режиссер Жан Вилар, главной целью которого всегда было привлечь в театр обычного, рядового зрителя. Именно поэтому он переместил свой Национальный народный театр из столицы в Прованс.
Первое время это был театр под открытым небом, где в Почетном дворе Папского дворца под звездами выступала одна-единственная руководимая им столичная труппа. В 60-е годы, когда Авиньон уже начал набирать серьезные обороты, становясь театральной Меккой Европы, Вилар стал приглашать сюда новых состоявшихся режиссеров Франции. Кроме этого, он начал открывать фестиваль и для других искусств. Вскоре здесь засверкали новые звезды, среди них Морис Бежар, поставивший в Авиньоне «Балет ХХ века», и Жан-Люк Годар с его «Китаянкой». Интерес к фестивалю нарастал с каждым годом, и в некоторые летние месяцы конца 60-х Авиньон был переполнен до отказа, в первую очередь, молодежью, которая зачастую видела в театре и его антураже политическую площадку для своего радикалистского самовыражения. Вилар, привыкший к открытости и максимальной откровенности в общении с публикой, не смог управлять театром, балансируя на тонкой грани искусства и политики, и ушел со сцены и из жизни в 1971 году.

[%6231%]На руководстве фестивалем Вилара сменил работавший с ним несколько лет и продолживший его дело Поль Пюо. Почетный двор Папского дворца, а за ним и другие площадки были отданы под сцены и резиденции для приема под крылом фестиваля целого ряда экспериментальных национальных и международных проектов. Не все из них включались в официальную часть ежегодных летних демонстраций достижений театрального искусства, но всем им давалось право показать себя обширной и постоянно растущей французской и мировой театральной аудитории. Именно тогда возникло явление внеконкурсных off-показов, из которых впоследствии выросло целое поколение зрелых и прогрессивных театральных трупп.

Программа нынешнего юбилейного, 60-го по счету Авиньонского театрального фестиваля, который пройдет с 6 по 27 июля 2006 года, была объявлена еще в марте. В составлении ее приняли участие руководители фестиваля Венсан Бодрийе, Ортенз Аршамбо, а также избираемый ежегодно «artiste associe» – художественный директор сезона, режиссер и хореограф Жозеф Надж. Он представляет два своих спектакля, один из которых посвящен поэту Анри Мишо, открывает программу Asobu. Среди других на фестивале отметятся своим знаковым присутствием Алан Платель (Бельгия) и Ги Кассиерс (Нидерланды), а также Эрик Лакаскад, который привезет в Авиньон «Варваров» Максима Горького. Режиссер-легенда 81-летний Питер Брук покажет здесь свой новый спектакль «Сизве Банзи мертв» – о бесчеловечной системе апартеида и его жертвах. Известный московской и российской театральной публике режиссер Театра лошадей Бартабас покажет последние достижения своего «Зингаро», а Анатолий Васильев сыграет «Моцарта и Сальери» и «Илиаду»

Жозеф Надж, французский режиссер и хореограф венгерских корней и югославского происхождения, трижды гастролировавший в Москве и получивший нашу «Золотую маску» за свой спектакль «Полуночники», сменил на почетном посту художественного директора нынешнего сезона небезызвестного фламандского режиссера Яна Фабра. Именно Надж в этом году имел решающее слово при определении состава участников и отбора спектаклей для показа публике.

[%6232%]Его выбором, в частности, были отмечены:

Анатолий Васильев, художественный руководитель Московской школы драматического искусства, представит в Авиньоне два своих спектакля – «Моцарт и Сальери. Реквием» и «Илиада. Песнь XIII». Нынешний худрук фестиваля заявил кандидатуру Васильева еще год назад, на прошлом «Авиньоне». Оба спектакля будут показаны здесь впервые. Кроме этого, зрители смогут также посетить выставку фоторабот режиссера под названием «Фотокинез».

Эрик Лакаскад, давний единомышленник и современный соавтор Антона Чехова (судя по его многочисленным театральным чеховским проектам) представит в Авиньоне отвергнутого нашими современниками и почему-то по-прежнему ценимого на Западе Максима Горького с пьесой «Варвары». Горького-революционера, политика, а в первую голову – писателя, независимого философа и мыслителя, которому выпала судьба жить и умереть в столь нелегкое для мира и России время.

Театр «Зингаро», полюбившийся москвичам, которые наблюдали его искусство в импровизированном театре-шапито в Коломенском, где он представлял своих «Коней ветра», привез в Авиньон новую программу – Battuta. В ней, как водится в течение последних двадцати лет странствий по миру, основатель театра и его главное действующее лицо Бартабас использует наездников со всего мира – от Франции и России до Турции, от арабского Востока, Таиланда до Молдавии и Трансильвании. Гвоздем программы будет его незабываемый «диалог наездника с лошадью», один на один, который, как говорит сам Бартабас, «проходит через все ваше тело»: вы продумываете движение, а лошадь его исполняет».

[%6233%]Стоит вспомнить, что Бартабас был одним из немногих артистов, кого практически не затронула крупнейшая в истории театральной Франции забастовка актеров, прошедшая в Авиньоне три года назад. Актеры выступили против планов правительства изменить систему начисления пособий по безработице. По существовавшему тогда правилу внештатные актеры и представители других творческих профессий, работающие по найму, должны были отработать в течение года как минимум 507 часов, иначе годичного пособия по безработице им не видать.

Выступления молодых актеров, большинство которых, естественно, большей частью подрабатывает в массовках и в других внештатных амплуа, приобрели общенациональный размах и привели тогда к срыву открытия «Авиньона-2003». Толпы протестующих вынудили организаторов отменить проходивший параллельно музыкальный фестиваль в Ла-Рошели. Они блокировали часть этапа велогонки «Тур де Франс» и чуть было не сорвали запланированный в Париже многотысячный концерт группы «Роллинг Стоунз».

Бартабас в одном из своих интервью, отреагировал на эти действия крайне негативно. Признав, что молодым актерам трудно, он напомнил, что сам начинал свои выступления на улице, еще не получив школьного аттестата: «Настоящий артист не смотрит все время на часы и не считает, сколько он отработал». И тем не менее от срыва его собственных выступлений его спасло то, что театр «Зингаро» самодостаточен и не связан ни с актерами-почасовиками, ни с работающими по найму монтировщиками. Всю работу на сцене и за кулисами артисты Бартабаса выполняют сами, своими собственными руками.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В БДТ пройдет фестиваль Яна Фабра

    Фестиваль Яна Фабра, видеоарт Билла Виолы и музыкальная скульптура Бориса Филановского будут представлены с 24 ноября по 29 декабря в рамках проекта «Фанерный театр. Программа современного искусства в БДТ», которой БДТ им. ...
  • Николай Луганский выступит в Германии с Уральским оркестром

    В ноябре в Германии пройдут концерты коллективов Свердловской филармонии: здесь выступят Уральский филармонический оркестр и Симфонический хор Свердловской филармонии. Выступления состоятся под эгидой международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • «Программа получилась насыщенной»

    Первый Международный фестиваль-мастерская документального театра имени Дмитрия Брусникина, посвященный памяти актера, режиссера, педагога, профессора Школы-студии МХАТ, открылся в Москве в пятницу вечером, 8 ноября. «Когда мы решили делать Фестиваль Брусникина, в какой-то момент поняли: что бы ни происходило, удастся нам найти поддержку или нет, мы все равно этот фестиваль проведем. ...
  • Сибирский хор выступит в Германии

    С 8 по 11 ноября в Германии выступит с гастролями Государственный академический Сибирский русский народный хор концертно-театрального центра «Евразия» (Новосибирск). Концерты пройдут в рамках фестиваля российских национальных коллективов Special Folk Edition и международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также