Свобода, имя прилагательное

«Недоросль» Фонвизина в Санкт-Петербургском театре «Пушкинская школа»

 
Великая комедия Фонвизина, вызывавшая восхищение у Пушкина, и стимулирующая зубную боль у российских Митрофанушек, которым учителя Кутейкины преподносят ее на уроках, не так уж часто идет на российских сценах. Каноны классицизма, по которым скроена пьеса, откровенно просветительский гражданский пафос пугают театры. Один Стародум чего стоит с его сентенциями о чести, достоинстве и общественном благе – ну как произнести их нынче со сцены всерьез, чтобы тебя не осмеяли! Или вот чиновник с говорящей фамилией Правдин, который, подобно богу из машины, осуществил честное государственное наказание порока – смешно!   Принимаясь за «Недоросля», наши театры нажимают именно на смешное – на мирок Простаковых-Скотининых, Цифиркиных-Вральманов, играют разудалую комедию положений, кривляются и репризничают, пляшут и поют. Но Владимир Портнов ставит щемящую человеческую историю, и смех, которым зал не раз взрывается в ответ на блистательные фонвизинские реплики, обрывается горьким недоумением: ведь все здесь живые люди, у всех своя, пусть нескладная и дикая, но жизнь, и всех жаль.

Замкнутые в неотесанный деревянный периметр, разгуливающие в хлопчато-бумажном исподнем, Простаковы-Скотинины жили бы так во веки-вечные, если бы в их мирок не вторглись  инородные личности в партикулярных платьях, Стародум и Правдин. Чиновник (Никандр Кирьянов) меряет шагами «усадьбу», усердно ведет документацию, протоколируя свидетельства невежества и самодурства, а сам постепенно мрачнеет от открывшейся ему картины Отечества, где праведный вердикт может обездолить, но не побудить к лучшему. Стародум (Григорий Печкысев), прибывший с намерением  осчастливить родственницу Софью, выглядит здесь как слон в посудной лавке. Артист интеллектуального склада,  герой гражданского толка, каковым Печкысев выращен в «Пушкинской школе», здесь он тоже берет общественную ноту, но мотив его  глубоко личный, надо спасать племянницу (Юлия Скороход), иначе быть ей женой Митрофана или Скотинина.  Подобно  Чацкому, чьи гражданские филиппики в хороших спектаклях имеют под собой отчаянное желание вернуть расположение любимой Софьи, Стародум в спектакле Портнова все благородство употребляет на то, чтобы свою  Софью вырвать из мрака. Так еще один классицистский резонер превращается в живого, страдающего человека. Однако,  каков здесь Скотинин-Павел Хазов! Добродушный, теплый пейзанский человек, привязанный к свиньям всей своей широкой душой! Но самое интересное, что и госпожа Простакова, этот символ косной и грубой силы, у Анны-Магды Обершт оказывается женщиной, которая не была такой, а такой стала. Ибо рядом со съежившимся до почти полной аннигиляции супругом (Денис Французов) она тянет и тянет непосильный хозяйственный воз – больше-то некому! И всем своим большим сердцем любит сыночка Митрофана. И всей своей дремучей житейской смекалкой удерживает этот мирок от неминучего краха.

Митрофана играет Денис Волков, артист, успевший в спектаклях самого руководителя пушкинской школы Владимира Рецептера сыграть Гамлета и даже Пушкина. Его Митрофанушка  неожиданный – не простак,  а тонкое, до невозможности изнеженное существо, все  глядящее в небо – то ли в облаках витает, то ли галок считает. Когда в финале его забривают в солдаты, это звучит совсем не смешно, это очевидная погибель. Но и вопль Простаковой «Все отняли!», последний крик женщины, оставшейся, подобно чеховскому Фирсу, в заколоченном и опечатанном доме, производит почти трагическое впечатление. Жили-были смешные, дремучие люди со своим, давно слипшимися  ценностями. И вдруг открылась дверь, «имя прилагательное», и ворвался в нее просвещенья дух. Отчего же так невеселы принесшие его сюда Стародум и Правдин? Вот вопросы, которые задает сегодня «Фонвизин, друг свободы», гений, так мечтавший о том, чтобы эта самая свобода стала в Отечестве именем существительным.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Художник, будь человеком!

    Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.   Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. ...
  • Театр на Васильевском запускает свой «LOFT»

    С 10 по 26 апреля в Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль театров «LOFT» – фестиваль, который является правопреемником фестиваля «Всеволожская весна» (проводился до 2018 года). «Известно, что в современном прочтении одно из значений термина «лофт» – это открытое арт-пространство, для творческих людей лофт – это стиль без строгих рамок и границ, – пояснили «Театралу» в пресс-службе театра. ...
  • «Русские сезоны» - 2020 пройдут в Париже

    Международный культурный фестиваль «Русские сезоны» 2020 года пройдет во Франции с особым размахом. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский во время рабочей встречи с Министром культуры Французской Республики Франком Ристером в Париже. ...
  • В Гаване открылся Центр сохранения наследия Хемингуэя

    В субботу, 30 марта, на окраине Гаваны открылся Центр реставрации и хранения работ и документов, оставленных на острове писателем Эрнестом Хемингуэем.   Мастерская по восстановлению документов, расположенная рядом с домом-музеем нобелевского лауреата, насчитывает несколько лабораторий и хранилищ с разным уровнем влажности и системами поддержания особого температурного режима. ...
Читайте также