Свобода, имя прилагательное

«Недоросль» Фонвизина в Санкт-Петербургском театре «Пушкинская школа»

 
Великая комедия Фонвизина, вызывавшая восхищение у Пушкина, и стимулирующая зубную боль у российских Митрофанушек, которым учителя Кутейкины преподносят ее на уроках, не так уж часто идет на российских сценах. Каноны классицизма, по которым скроена пьеса, откровенно просветительский гражданский пафос пугают театры. Один Стародум чего стоит с его сентенциями о чести, достоинстве и общественном благе – ну как произнести их нынче со сцены всерьез, чтобы тебя не осмеяли! Или вот чиновник с говорящей фамилией Правдин, который, подобно богу из машины, осуществил честное государственное наказание порока – смешно!   Принимаясь за «Недоросля», наши театры нажимают именно на смешное – на мирок Простаковых-Скотининых, Цифиркиных-Вральманов, играют разудалую комедию положений, кривляются и репризничают, пляшут и поют. Но Владимир Портнов ставит щемящую человеческую историю, и смех, которым зал не раз взрывается в ответ на блистательные фонвизинские реплики, обрывается горьким недоумением: ведь все здесь живые люди, у всех своя, пусть нескладная и дикая, но жизнь, и всех жаль.

Замкнутые в неотесанный деревянный периметр, разгуливающие в хлопчато-бумажном исподнем, Простаковы-Скотинины жили бы так во веки-вечные, если бы в их мирок не вторглись  инородные личности в партикулярных платьях, Стародум и Правдин. Чиновник (Никандр Кирьянов) меряет шагами «усадьбу», усердно ведет документацию, протоколируя свидетельства невежества и самодурства, а сам постепенно мрачнеет от открывшейся ему картины Отечества, где праведный вердикт может обездолить, но не побудить к лучшему. Стародум (Григорий Печкысев), прибывший с намерением  осчастливить родственницу Софью, выглядит здесь как слон в посудной лавке. Артист интеллектуального склада,  герой гражданского толка, каковым Печкысев выращен в «Пушкинской школе», здесь он тоже берет общественную ноту, но мотив его  глубоко личный, надо спасать племянницу (Юлия Скороход), иначе быть ей женой Митрофана или Скотинина.  Подобно  Чацкому, чьи гражданские филиппики в хороших спектаклях имеют под собой отчаянное желание вернуть расположение любимой Софьи, Стародум в спектакле Портнова все благородство употребляет на то, чтобы свою  Софью вырвать из мрака. Так еще один классицистский резонер превращается в живого, страдающего человека. Однако,  каков здесь Скотинин-Павел Хазов! Добродушный, теплый пейзанский человек, привязанный к свиньям всей своей широкой душой! Но самое интересное, что и госпожа Простакова, этот символ косной и грубой силы, у Анны-Магды Обершт оказывается женщиной, которая не была такой, а такой стала. Ибо рядом со съежившимся до почти полной аннигиляции супругом (Денис Французов) она тянет и тянет непосильный хозяйственный воз – больше-то некому! И всем своим большим сердцем любит сыночка Митрофана. И всей своей дремучей житейской смекалкой удерживает этот мирок от неминучего краха.

Митрофана играет Денис Волков, артист, успевший в спектаклях самого руководителя пушкинской школы Владимира Рецептера сыграть Гамлета и даже Пушкина. Его Митрофанушка  неожиданный – не простак,  а тонкое, до невозможности изнеженное существо, все  глядящее в небо – то ли в облаках витает, то ли галок считает. Когда в финале его забривают в солдаты, это звучит совсем не смешно, это очевидная погибель. Но и вопль Простаковой «Все отняли!», последний крик женщины, оставшейся, подобно чеховскому Фирсу, в заколоченном и опечатанном доме, производит почти трагическое впечатление. Жили-были смешные, дремучие люди со своим, давно слипшимися  ценностями. И вдруг открылась дверь, «имя прилагательное», и ворвался в нее просвещенья дух. Отчего же так невеселы принесшие его сюда Стародум и Правдин? Вот вопросы, которые задает сегодня «Фонвизин, друг свободы», гений, так мечтавший о том, чтобы эта самая свобода стала в Отечестве именем существительным.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оркестр Мариинского театра откроет «Русские сезоны»

    Фестиваль «Русские сезоны», который в 2019 году пройдет в Германии, откроется 7 января концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Об этом сообщил журналистам директор «Русских сезонов» Алексей Лебедев. ...
  • Театр Бориса Эйфмана отправится на гастроли по Европе

    С 16 ноября по 16 декабря Театр балета Бориса Эйфмана со спектаклем «Анна Каренина» побывает в городах Франции, Нидерландов и Бельгии.   Балет «Анна Каренина» - одна из важнейших постановок этого театра. В ноябре начнутся выступления в Нидерландах и Бельгии, где показы пройдут в пяти городах – Лионе, Амстердаме, Апелдорне, Генте и Антверпене. ...
  • В Москве пройдет Большой детский фестиваль

    С 18 ноября по 4 декабря в Москве впервые пройдет Большой детский фестиваль. В его программе – спектакли и кинопоказы, круглые столы и лекции ведущих теоретиков и практиков театра. «Фестиваль родился из простой идеи: собрать лучшее, что делается для детей и юношества, и создать большой праздник, где можно было бы увидеть лучшие детские спектакли, кино- и анимационные фильмы, оперы и мюзиклы, ледовые и цирковые шоу. ...
  • В театре «Гешер» прошли Дни российского кино

    Со 2 по 4 ноября в Израиле показывали российское кино.  Семь лет продолжается творческое содружество фестиваля «Кинотавр» с театром «Гешер», куда, российские кинематографисты ежегодно привозят свои новые картины. ...
Читайте также