С протянутой рукой

Почему отношения театра и бизнеса в России пока далеки от идеальных – рассуждают эксперты «Театрала»

 

Деньги за любовь


В каждом успешном театре сегодня на афишах и программках можно увидеть заветную строку «Генеральный спонсор…» с названием известной компании или банка. В театрах менее успешных этой строки чаще всего нет. Наверное, потому что менее успешны и, значит, менее любимы состоятельной публикой, способной щедро оплачивать свою любовь. Других причин быть щедрыми у этой публики нет. В нашей стране меценатство по-прежнему осуществляется по зову сердца и широте души и никоим образом не поддерживается государством. В Госдуме уже лет двадцать пылится законопроект о благотворительной деятельности, но с учетом того, что лоббировать его некому и депутатам на нем никак не заработать, перспективы его весьма туманны. Слугам народа нет никакого дела ни до народа, ни до искусства, ни до сердечных порывов меценатов. Какой смысл эти порывы поддерживать, если с них ни откатов не получишь, ни гонораров… В результате театральным директорам, режиссерам, продюсерам и актерам приходится рассчитывать исключительно на личные знакомства с олигархами и крупными топ-менеджерами, на их щедрость и любовь к искусству. Других причин поддерживать нашу вечно нищую культуру у бизнеса нет. Никаких преференций за меценатство государство не предоставляет, хотя само никогда не отличалось щедростью по отношению к культуре.

О том, как непросто найти спонсоров для театральных проектов, мы хорошо знаем и по собственному опыту. Уже пятый год «Театрал» организует проведение зрительского голосования и церемонию награждения премией «Звезда Театрала» лучших спектаклей, актеров и режиссеров. И всякий раз оргкомитет премии с трудом находит спонсоров, готовых принять участие в этой некоммерческой акции и поддержать организацию торжественной церемонии. Поэтому для нас строка о генеральном спонсоре на афише любого театра говорит о многом. И о таланте труппы, и об успехе дирекции, и о перспективах новых проектов, и конечно же о вкусе и широте души меценатов.

Несколько лет назад, понимая, что от государства доброго слова в адрес благотворителей не дождаться, мы учредили специальную номинацию премии «Звезда Театрала» – «Меценат года». И теперь регулярно вручаем ее нашим состоятельным соотечественникам, которые не просто любят театр, но и поддерживают его материально. Обладателями серебряной фарфоровой статуэтки стали глава «Уралсиба» Николай Цветков, глава компании «Трансаэро» Ольга Плешакова, известный меценат Михаил Куснирович… Претендентов на эту награду, к счастью, довольно много. В их числе и Фонд Михаила Прохорова, не один год поддерживающий региональные театры, и благотворительный Фонд имени Зии Бажаева, с девяностых годов поддерживающий и Училище имени Щукина, и детский хореографический ансамбль, и различные театральные проекты… Мы будем этот список пополнять и прославлять не только потому, что искренне благодарны всем, кто готов поддерживать российское искусство. Нам просто очень хочется, чтобы их имена остались в нашей истории так же, как имена Мамонтова, Морозова, Третьякова… О депутатах той поры, о напыщенных госмужах сегодня никто не помнит. А имена меценатов по-прежнему живы.

Александр Галибин:
– Если плохо в стране с театром, значит в стране вообще плохо. А у нас в стране с театром плохо! Равно как плохо и с бизнесом. Одно зависит от другого и, как ни крути, пока не начнется порядок в бизнесе, театр будет в проигрыше. Нужны совместные диалоги бизнеса и театра. Но пока бизнесмены и режиссеры не слышат друг друга. Нужно создать такую среду, при которой бизнес был бы заинтересован поддержать театр. И вопрос это очень сложный, ведь театр изначально – дело невыгодное. Во многих странах нашли правильный выход, внушив, что поддержка театра – это дело престижа. Почему бы и нам не создать такую культурную среду, при которой это было бы возможно.

Светлана Врагова:
– Поскольку нет закона о меценатстве, то у бизнесменов нет никаких льгот. Пожертвуют они на театр денег или не пожертвуют – результат будет один: никто налоги для них не снизит. И все равно, несмотря на это, спонсоры в России есть. Только выделяют они деньги по звонку. Какое-нибудь высокопоставленное лицо позвонит бизнесмену и скажет: «Вот помоги такому-то театру». И сразу начинается шевеление. Это – позвоночное спонсорство. Меценатство я своими глазами видела лишь будучи в Америке на гастролях. Вокруг театра там было огромное количество спонсоров, поэтому мы жили в шикарной гостинице, нас поили, кормили, возили по сказочным местам. Теперь вот меня пригласили в Шекспировский театр в Чикаго на гастроли, а я не могу поехать, у меня нет 200 тысяч долларов. Их надо где-то «добыть». Для банка такая сумма, конечно, ничтожная. Но попробуй ее попросить! Впрочем, я боюсь другого: если появятся меценаты у нас, то государство сразу же умоет руки, а спонсор сегодня есть, завтра – нет, и театр провиснет, поэтому мы стараемся жить на крохи, но свои. Пока это лучше, чем мы будем зависеть от меценатов.



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Родина слонов и велосипедистов

    Даже на последнем издыхании Год театра продолжает приносить неприятные «подарки» театралам. Не сам Год, конечно, а чиновники разных мастей, но кому от этого легче? Проклинать чиновников уже не хватает слов (да и на статью нарваться можно), поэтому проще всего клясть уходящий Год. ...
  • Незамеченная премьера

    Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. ...
  • Бить иль не бить...

    Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. ...
  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
Читайте также