С протянутой рукой

Почему отношения театра и бизнеса в России пока далеки от идеальных – рассуждают эксперты «Театрала»

 

Деньги за любовь


В каждом успешном театре сегодня на афишах и программках можно увидеть заветную строку «Генеральный спонсор…» с названием известной компании или банка. В театрах менее успешных этой строки чаще всего нет. Наверное, потому что менее успешны и, значит, менее любимы состоятельной публикой, способной щедро оплачивать свою любовь. Других причин быть щедрыми у этой публики нет. В нашей стране меценатство по-прежнему осуществляется по зову сердца и широте души и никоим образом не поддерживается государством. В Госдуме уже лет двадцать пылится законопроект о благотворительной деятельности, но с учетом того, что лоббировать его некому и депутатам на нем никак не заработать, перспективы его весьма туманны. Слугам народа нет никакого дела ни до народа, ни до искусства, ни до сердечных порывов меценатов. Какой смысл эти порывы поддерживать, если с них ни откатов не получишь, ни гонораров… В результате театральным директорам, режиссерам, продюсерам и актерам приходится рассчитывать исключительно на личные знакомства с олигархами и крупными топ-менеджерами, на их щедрость и любовь к искусству. Других причин поддерживать нашу вечно нищую культуру у бизнеса нет. Никаких преференций за меценатство государство не предоставляет, хотя само никогда не отличалось щедростью по отношению к культуре.

О том, как непросто найти спонсоров для театральных проектов, мы хорошо знаем и по собственному опыту. Уже пятый год «Театрал» организует проведение зрительского голосования и церемонию награждения премией «Звезда Театрала» лучших спектаклей, актеров и режиссеров. И всякий раз оргкомитет премии с трудом находит спонсоров, готовых принять участие в этой некоммерческой акции и поддержать организацию торжественной церемонии. Поэтому для нас строка о генеральном спонсоре на афише любого театра говорит о многом. И о таланте труппы, и об успехе дирекции, и о перспективах новых проектов, и конечно же о вкусе и широте души меценатов.

Несколько лет назад, понимая, что от государства доброго слова в адрес благотворителей не дождаться, мы учредили специальную номинацию премии «Звезда Театрала» – «Меценат года». И теперь регулярно вручаем ее нашим состоятельным соотечественникам, которые не просто любят театр, но и поддерживают его материально. Обладателями серебряной фарфоровой статуэтки стали глава «Уралсиба» Николай Цветков, глава компании «Трансаэро» Ольга Плешакова, известный меценат Михаил Куснирович… Претендентов на эту награду, к счастью, довольно много. В их числе и Фонд Михаила Прохорова, не один год поддерживающий региональные театры, и благотворительный Фонд имени Зии Бажаева, с девяностых годов поддерживающий и Училище имени Щукина, и детский хореографический ансамбль, и различные театральные проекты… Мы будем этот список пополнять и прославлять не только потому, что искренне благодарны всем, кто готов поддерживать российское искусство. Нам просто очень хочется, чтобы их имена остались в нашей истории так же, как имена Мамонтова, Морозова, Третьякова… О депутатах той поры, о напыщенных госмужах сегодня никто не помнит. А имена меценатов по-прежнему живы.

Александр Галибин:
– Если плохо в стране с театром, значит в стране вообще плохо. А у нас в стране с театром плохо! Равно как плохо и с бизнесом. Одно зависит от другого и, как ни крути, пока не начнется порядок в бизнесе, театр будет в проигрыше. Нужны совместные диалоги бизнеса и театра. Но пока бизнесмены и режиссеры не слышат друг друга. Нужно создать такую среду, при которой бизнес был бы заинтересован поддержать театр. И вопрос это очень сложный, ведь театр изначально – дело невыгодное. Во многих странах нашли правильный выход, внушив, что поддержка театра – это дело престижа. Почему бы и нам не создать такую культурную среду, при которой это было бы возможно.

Светлана Врагова:
– Поскольку нет закона о меценатстве, то у бизнесменов нет никаких льгот. Пожертвуют они на театр денег или не пожертвуют – результат будет один: никто налоги для них не снизит. И все равно, несмотря на это, спонсоры в России есть. Только выделяют они деньги по звонку. Какое-нибудь высокопоставленное лицо позвонит бизнесмену и скажет: «Вот помоги такому-то театру». И сразу начинается шевеление. Это – позвоночное спонсорство. Меценатство я своими глазами видела лишь будучи в Америке на гастролях. Вокруг театра там было огромное количество спонсоров, поэтому мы жили в шикарной гостинице, нас поили, кормили, возили по сказочным местам. Теперь вот меня пригласили в Шекспировский театр в Чикаго на гастроли, а я не могу поехать, у меня нет 200 тысяч долларов. Их надо где-то «добыть». Для банка такая сумма, конечно, ничтожная. Но попробуй ее попросить! Впрочем, я боюсь другого: если появятся меценаты у нас, то государство сразу же умоет руки, а спонсор сегодня есть, завтра – нет, и театр провиснет, поэтому мы стараемся жить на крохи, но свои. Пока это лучше, чем мы будем зависеть от меценатов.



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Незамеченная премьера

    Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. ...
  • Бить иль не бить...

    Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. ...
  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
Читайте также