С протянутой рукой

Почему отношения театра и бизнеса в России пока далеки от идеальных – рассуждают эксперты «Театрала»

 

Деньги за любовь


В каждом успешном театре сегодня на афишах и программках можно увидеть заветную строку «Генеральный спонсор…» с названием известной компании или банка. В театрах менее успешных этой строки чаще всего нет. Наверное, потому что менее успешны и, значит, менее любимы состоятельной публикой, способной щедро оплачивать свою любовь. Других причин быть щедрыми у этой публики нет. В нашей стране меценатство по-прежнему осуществляется по зову сердца и широте души и никоим образом не поддерживается государством. В Госдуме уже лет двадцать пылится законопроект о благотворительной деятельности, но с учетом того, что лоббировать его некому и депутатам на нем никак не заработать, перспективы его весьма туманны. Слугам народа нет никакого дела ни до народа, ни до искусства, ни до сердечных порывов меценатов. Какой смысл эти порывы поддерживать, если с них ни откатов не получишь, ни гонораров… В результате театральным директорам, режиссерам, продюсерам и актерам приходится рассчитывать исключительно на личные знакомства с олигархами и крупными топ-менеджерами, на их щедрость и любовь к искусству. Других причин поддерживать нашу вечно нищую культуру у бизнеса нет. Никаких преференций за меценатство государство не предоставляет, хотя само никогда не отличалось щедростью по отношению к культуре.

О том, как непросто найти спонсоров для театральных проектов, мы хорошо знаем и по собственному опыту. Уже пятый год «Театрал» организует проведение зрительского голосования и церемонию награждения премией «Звезда Театрала» лучших спектаклей, актеров и режиссеров. И всякий раз оргкомитет премии с трудом находит спонсоров, готовых принять участие в этой некоммерческой акции и поддержать организацию торжественной церемонии. Поэтому для нас строка о генеральном спонсоре на афише любого театра говорит о многом. И о таланте труппы, и об успехе дирекции, и о перспективах новых проектов, и конечно же о вкусе и широте души меценатов.

Несколько лет назад, понимая, что от государства доброго слова в адрес благотворителей не дождаться, мы учредили специальную номинацию премии «Звезда Театрала» – «Меценат года». И теперь регулярно вручаем ее нашим состоятельным соотечественникам, которые не просто любят театр, но и поддерживают его материально. Обладателями серебряной фарфоровой статуэтки стали глава «Уралсиба» Николай Цветков, глава компании «Трансаэро» Ольга Плешакова, известный меценат Михаил Куснирович… Претендентов на эту награду, к счастью, довольно много. В их числе и Фонд Михаила Прохорова, не один год поддерживающий региональные театры, и благотворительный Фонд имени Зии Бажаева, с девяностых годов поддерживающий и Училище имени Щукина, и детский хореографический ансамбль, и различные театральные проекты… Мы будем этот список пополнять и прославлять не только потому, что искренне благодарны всем, кто готов поддерживать российское искусство. Нам просто очень хочется, чтобы их имена остались в нашей истории так же, как имена Мамонтова, Морозова, Третьякова… О депутатах той поры, о напыщенных госмужах сегодня никто не помнит. А имена меценатов по-прежнему живы.

Александр Галибин:
– Если плохо в стране с театром, значит в стране вообще плохо. А у нас в стране с театром плохо! Равно как плохо и с бизнесом. Одно зависит от другого и, как ни крути, пока не начнется порядок в бизнесе, театр будет в проигрыше. Нужны совместные диалоги бизнеса и театра. Но пока бизнесмены и режиссеры не слышат друг друга. Нужно создать такую среду, при которой бизнес был бы заинтересован поддержать театр. И вопрос это очень сложный, ведь театр изначально – дело невыгодное. Во многих странах нашли правильный выход, внушив, что поддержка театра – это дело престижа. Почему бы и нам не создать такую культурную среду, при которой это было бы возможно.

Светлана Врагова:
– Поскольку нет закона о меценатстве, то у бизнесменов нет никаких льгот. Пожертвуют они на театр денег или не пожертвуют – результат будет один: никто налоги для них не снизит. И все равно, несмотря на это, спонсоры в России есть. Только выделяют они деньги по звонку. Какое-нибудь высокопоставленное лицо позвонит бизнесмену и скажет: «Вот помоги такому-то театру». И сразу начинается шевеление. Это – позвоночное спонсорство. Меценатство я своими глазами видела лишь будучи в Америке на гастролях. Вокруг театра там было огромное количество спонсоров, поэтому мы жили в шикарной гостинице, нас поили, кормили, возили по сказочным местам. Теперь вот меня пригласили в Шекспировский театр в Чикаго на гастроли, а я не могу поехать, у меня нет 200 тысяч долларов. Их надо где-то «добыть». Для банка такая сумма, конечно, ничтожная. Но попробуй ее попросить! Впрочем, я боюсь другого: если появятся меценаты у нас, то государство сразу же умоет руки, а спонсор сегодня есть, завтра – нет, и театр провиснет, поэтому мы стараемся жить на крохи, но свои. Пока это лучше, чем мы будем зависеть от меценатов.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Пролетарии всех трупп, объединяйтесь!

    Весенние деньки провоцируют капель, легкомысленное настроение и желание с кем-нибудь слиться. Или кого-нибудь слить. Если это желание частное и глубоко личное, то оно и ладно. Сливайтесь на здоровье, но без ущерба для окружающих… Совсем другое дело, когда речь идет о слияниях публичных, неожиданных и странно мотивированных. ...
  • Восхищаюсь Клишасом и т.п.

    Жизнь в России стала еще радостнее и еще веселее. Наконец законопроект Клишаса, который совсем недавно казался дурным сном или глупым анекдотом, стал сказочной явью. Он вступил в силу, и отныне каждый чиновник от Москвы до самых до окраин сможет жить как в сказке. ...
Читайте также