Драматург и писатель Валентин КРАСНОГОРОВ

«У писателей пропадает стимул работать в жанре драмы»

 
В Петербурге создан новый творческий союз – Гильдия драматургов. О том, для чего она нужна, председатель Гильдии, известный драматург Валентин Красногоров рассказал корреспонденту «Театрала».
- Валентин Самуилович, кажется, от нелегкой жизни создается гильдия?

- Жизнь драматургов никогда не была легкой, но сейчас наступило время, когда все осознали, что нужно что-то делать. Причин для создания Гильдии несколько, трудно сказать, какая из них главная. Петербургским писателям всегда были свойственны высокая культура, серьезность поднимаемых тем, техническое мастерство и тонкое понимание сцены. Ныне они серьезно обеспокоены происходящим в театрах. Ведь именно драматургия формирует, в конечном счете, культуру и мировоззрение десятков миллионов зрителей. Однако в последние годы наблюдается ослабление внимания театров к своему первоисточнику. Современная драматургия уходит из репертуара. На сценах ставится преимущественно сильно искаженная классика, которая «уравновешивается» поверхностными пьесами западных авторов. Отсутствие должной театральной культуры и мастерства компенсируется избытком нецензурной лексики и непристойных сцен. Роль литературы в театре неуклонно снижается. Театр перестает отображать современную жизнь (а именно это хочет видеть зритель), превращается в музей. Выпадение современных пьес из репертуара объясняется вовсе не отсутствием качественной драматургии, как это часто утверждается, а множеством субъективных и объективных причин.
Цели нашего нового творческого союза: поворот театра к современности, пропаганда современной драматургии, защита творческих и материальных прав театральных авторов, привлечение новых творческих сил в драматургию.

- Гильдия будет выполнять функции агентства?

- Нет, но мы будем взаимодействовать с РАО и другими организациями с целью усиления механизма защиты авторских прав и пропаганды современной драматургии. 

- Сколько человек в новом объединении?

- Около тридцати.

- Есть ли молодые драматурги?

- Мало.

- По какой причине?

- Понимаете, когда перестают ставить, у писателей нет стимула работать в этом жанре литературы. Драматурги начинают уходить в прозу, писать повести, рассказы, и делают это вполне успешно. Например, известный драматург Борис Голлер получил недавно премию имени Гоголя за прекрасный роман «Возвращение в Михайловское». Но театр от этого теряет. Понятно, что никто не обязан ставить современные пьесы, но ведь театры даже читать их не хотят, они не отвечают на письма и вообще отказываются общаться с тобой. Неудивительно поэтому, что все разговоры об отсутствии современной драматургии на деле являются пустой болтовней.

- Гильдия уже существует юридически?

- Придать ей юридический статус можно в любой момент. Пока же мы сконцентрировали внимание на творческих и организационных задачах. За короткое время уже многое успели сделать: сформирован банк пьес, насчитывающий около 200 названий, создан сайт Гильдии, разработан проект возрождения современной драматургии и возвращения ее на сценические площадки. Важным этапом этого проекта стали артистические читки пьес членов Гильдии. Первым театром города, осуществившим эту идею, стал Молодежный театр на Фонтанке под руководством Семена Спивака. Читка пьесы талантливого драматурга Олега Ернева имела большой успех и стала заметным театральным событием города.

- Есть ли аналогичное объединение в Москве?

- Нет, мы первые в России. Мы очень бы хотели, чтобы драматурги Москвы и других городов последовали нашему примеру, и чтобы, в конце концов, мы пришли к созданию Гильдии драматургов России, ведь они существуют во многих цивилизованных странах. Во Франции, к примеру, такое объединение функционирует двести лет, очень сильные союзы театральных авторов успешно действуют в США, Канаде, Англии, Германии, скандинавских странах и даже в Марокко.

- А если коллеги в Москве не поддержат вас?
- Уверен, что они понимают преимущества объединения и осуществят его. Более общая задача - защита прав драматургов: юридических и творческих. Они нарушаются ежедневно, ежечасно и повсеместно. На Западе у некоторых гильдий драматургов есть коллективные договора с союзами театров. Согласно этим договорам, театры обязуются платить авторам не меньше определенной суммы.

- А у нас не платят?

- У нас иногда драматургу навязывают унизительные условия, и в одиночку ему трудно противостоять нажиму театра. Кроме того, его произведения иногда еще и воруют.

- Как такое происходит?

- Очень просто. Например, берут пьесу, меняют название, ставят другое имя автора, или вообще не ставят, и – начинают играть. Это характерно не только для провинции, но и для столиц. Если авторы и узнают об этом, то доискаться правды почти невозможно. Существующее законодательство в области авторского права очень несовершенно. Попытка призвать к порядку создателей пиратских постановок в других странах, например, в Казахстане или в Украине, сталкивается с еще большими затруднениями.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Мытищах продолжается конфликт между администрацией и театром

    «Администрация городского округа Мытищи прислала нам письмо, в котором полностью отвергает все решения, принятые 27 марта на совещании в Правительстве Московской области», – заявил в интервью «Театралу» художественный руководитель театра ФЭСТ Игорь Шаповалов. ...
  • «Жестоко содержать в изоляторе человека с заболеванием сердца»

    Судебное заседание, на котором будет рассматриваться изменение меры пресечения директору Большого театра кукол Александру Калинину, состоится через месяц, точная дата пока не названа. Об этом в интервью «Театралу» сообщил адвокат Калинина Леонид Крикун. ...
  • «Театр превратился в штаб»

    Директор Большого театра кукол Александр Калинин проведет ближайший месяц в СИЗО. Как сообщал «Театрал», Калинин был заключен под стражу 19 апреля в связи с обвинением в получении взятки в размере 1,2 млн рублей, свою вину он отрицает. ...
  • «Важна поддержка театрального сообщества»

    В понедельник, 22 мая, будет подана апелляция на изменение меры пресечения директору Большого театра кукол  Александру Калинину. Театральные деятели высказались в поддержку директора  БТК, арестованного на прошлой неделе по подозрению в получении взятки. ...
Читайте также