Актер и гражданин

Почему деятели сцены по-разному видят будущее страны

 
Прошедшие выборы президента России показали, что деятели культуры оказались по разные стороны баррикад. Табаков, Фокин, Хазанов, Джигарханян, Фрейндлих, Эммануил Виторган – за Путина; Ярмольник, Хабенский, Богомолов, Ахеджакова, Мысина, Максим Виторган – за других политических лидеров. Громче, чем в нулевые, звучали политические речи и раздавались призывы разного толка…
У театра по сути своей – созидательная функция, он призван объединять зрительское сообщество, прививать любовь к миру и добру, а потому политические споры, наверное, не слишком оздоравливают любую театральную труппу, особенно если худрук открыто высказывается в защиту одного политического лидера, а ведущие артисты – в защиту другого. Или вспомнить премию СТД «Гвоздь сезона» (см. «Выход в свет» на стр. 46), прошедшую в Москве в первый послевыборный день – 5 марта, когда в квартале от центра «На Страстном» разгорался антипутинский митинг. Организатор «Гвоздя сезона» – ярый защитник новоизбранного президента Александр Калягин, однако премию вели Сергей Епишев, сыгравший недавно своеобразную карикатуру на Путина в спектакле Театра.doc «БерлусПутин», и Константин Богомолов, не раз выступавший против нынешней власти. Кстати, ведущие вечера позволяли себе много злободневных высказываний – причем таких, которые разительно отличались от предвыборных интервью Калягина. Не опасная ли эта тенденция для театра, когда артисты разбиваются в идеологическом смысле на разные лагеря? «Театрал» задал этот вопрос экспертам.

Олег Басилашвили:

– У нас в БДТ политические взгляды на работе не сказываются. Потому что театр и политика – абсолютно разные вещи. Вот, например, прекрасный кинорежиссер Владимир Меньшов – человек, пропитанный насквозь марксистско-ленинской философией, абсолютно искренне верующий в коммунизм и в уникальные его возможности. Лет десять назад он снял фильм о любви «Зависть богов», в котором говорится, что при советской власти такое святое, необходимое всем людям чувство, как любовь, просто невозможно. Потому что партия и власть убивали все живое и искреннее. И зная убеждения Владимира Валентиновича, я понимаю, что во время съемок в нем боролись художник и политик. И художник в конце концов победил. Так и должно быть. Потому что одно дело политические взгляды и совсем другое – творчество, которое зовет к свободе, к равенству.

Когда я видел выступающих с трибуны артистов, которые агитировали за кандидатов в президенты, я хотел верить этим речам, но иногда все же сомневался в их искренности. Потому что белыми нитками шито: произносить подобные слова заставляют некоторые факты их служебной деятельности.

Ничего плохого нет в том, что актер занимается политической деятельностью в форме агитации. Но если он захочет стать действительно членом Государственной думы и идти наверх во власть, то надо бросать актерство и становиться политиком, посвятив этому всю свою дальнейшую жизнь. Не спать ночами, изучать экономику, социологию, политологию – одним словом, множество наук, чтобы не допустить ни одной ошибки ни в одной букве того, что он будет произносить с трибуны.

Светлана Крючкова:

– Вообще-то актеры, а главное режиссеры, должны заниматься своим делом, и в первую очередь заботиться о качестве спектаклей. Не надо бегать к власть предержащим и ходить перед ними на цыпочках, не надо гоняться за деньгами – сосредоточьтесь, наконец, на искусстве. Русский театр корневой, мощный, вот об этом надо думать – как не потерять его. А то проморгаем все на свете.

И у меня есть серьезные опасения так говорить, ведь артисты уже в синеблузы превратились – выходят на сцену и орут, как в китайской опере. Ни жить уже не могут на сцене, ни чувствовать друг друга. А зрителей накормили такой дрянью, что он этот фаст-фуд театральный не ест, а жрет и уже перестал воспринимать нормальную здоровую еду, то есть настоящую драматургию. Эдвард Олби сказал: «Не дайте коммерции съесть великолепный русский театр». Так нет же, даем.

Причем выступления в защиту того или иного политика – звенья все той же разрушительной цепи. Я считаю, что каждый должен заниматься своей профессией, своим делом – только тогда будет толк. Многие мои коллеги так оправдывают свои политические выступления: дескать, мы выступили, нам все равно, что о нас подумают, но важно, что мы вхожи во власть и сможем рассказать ей о проблемах культуры. Вот я считаю, что такой подход неприемлем, поскольку это не актерская задача – сообщать властям о бедах культуры. Культурой в масштабах странных должен заниматься человек, который глубоко знает свой предмет и который отличает одну артистку от другой не потому, что у той платье лучше, а по ее работе на сцене.

Эммануил Виторган:

– То, что актеры агитировали за разных кандидатов, и у всех моих коллег по поводу выборов сложилось различное мнение, я думаю, на работе театра никак не скажется. Но я очень надеюсь, что артисты, голосуя и пропагандируя того или иного человека, заботились не только о себе, но и обо всей стране.

Привлекать на выборных кампаниях актеров в качестве агитаторов – это давно устоявшаяся традиция. Но, к огромному сожалению, многие из тех, кто привлекал актеров, затем становились руководителями, а каких-либо существенных изменений по отношению к людям театра не происходило. И хотелось бы надеяться, что Владимир Владимирович на этот раз окажет актерам больше внимания, чем прежде.

Те же, кто агитировал за других кандидатов и не получил желаемого результата, постарались сделать все зависящее от них, чтобы собрания и митинги прошло мирно и спокойно. Мне кажется, что в нашем государстве впервые в таком большом количестве на улицу вышли люди, чтобы высказать свое мнение. Конечно, к этому мнению можно относиться по-разному, но то что люди вышли и сказали свое слово – это прекрасно и замечательно.

А артист выступал с трибуны или не артист – это не имеет значения. Просто надо с уважением относиться к тому или иному мнению, согласен ты с ним или нет. Надо не забывать, что мы – люди – живем не так долго, как хотелось бы, и лучше прожить в нормальных отношениях, в нормальных дискуссиях, без насилия духовного и физического.

Осуждать моих коллег и меня лично за то, что принимают участие в подобного рода мероприятиях, нельзя. Мы тоже граждане своей страны и тоже имеем свое мнение.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также