Танец на краю могилы

В «Талии» Люк Персеваль показал премьеру «Вишневого сада»

 
Люк Персеваль рассказывает, что, придя четыре года назад худруком в гамбургский театр «Талия», он объяснил своим новым актерам свой главный принцип: «Я знаю, что вы все – прекрасные актеры, может быть лучшие в Германии. Но не надо мне показывать на сцене, какие вы мастера, я это знаю. Мне нужны на сцене люди, которые интересуются другими людьми». Сейчас на сцене «Талии» идет его шекспировская трилогия – «Гамлет», «Макбет», «Отелло» и «Там за дверью» Борхерта. А в начале марта состоялась премьера «Вишневого сада». Спектакль уже приглашен в Москву и ожидается следующей осенью на фестивале «Сезон Станиславского».
Несколько лет назад Люк Персеваль привозил в Санкт-Петербург свою версию «Дяди Вани», где действие чеховской пьесы было наложено на реалии фламандской деревни. Англоговорящая прекрасная чужестранка Елена Сергеевна с трудом понимала язык местных жителей, чувства здесь выражали матом и фамильярным похлопыванием ниже спины. А в финале ливень заливал не только припасенное Соней сено, но и саму усадьбу Войницких. Действие «Вишневого сада», специально для «Талии» переписанное популярным немецким философом-драматургом Карлом Хегеманом, разворачивается в сознании забытого всеми старика Фирса, который вспоминает самые яркие моменты последних месяцев жизни усадьбы.

Над сценой «Талии» висят белые шары-фонари, как знак постоянно все освещающего собой цвета вишневых деревьев. У задника расположился музыкант с электроустановкой, увлеченно «врубающий» в сценах кульминаций французский шансон. …Монотонное бормотание Фирса: цвай унд ахциг, драй унд цванциг.., – начинает спектакль. Неожиданно молодой, подтянутый сосредоточенный слуга ходит вдоль выстроенной на авансцене шеренги стульев и бормочет свои таинственные подсчеты, то ли вспоминая размеры хозяйского имения, то ли подсчитывая долги барыни.

Персонажи «Вишневого сада», кроме вычеркнутых драматургом Шарлотты и Симеонова-Пищика, – чинно расселись на стульях, строго глядя в зрительный зал. Пижон Яша в черных очках и в женских туфлях, склонился к Дуняше – строгой барышне в розовой блузке. Решительная Аня развернулась всем корпусом к Пете. А несчастная Варя в нелепых очках пытается пообольстительнее положить ногу на ногу и привлечь внимание Лопахина. Но Лопахин слишком занят: то и дело звонит мобильный телефон, и он на английском, французском, турецком обсуждает дела и курс акций. Отвлекаясь от телефона, он пытается изложить свой план продажи имения и вырубки сада. В ответ – дружный и чуть смущенный смех, каким реагируют в тесной компании на смешную, но неприличную шутку. Особенно долго смеется Раневская: милый, о чем вы?

Немолодая, очень усталая хозяйка дома неожиданно напоминает чем-то брехтовскую мамашу Кураж: тот же тип женщины с потасканным сердцем и бесстыдными молодыми ногами, которые еще рвутся куда-то вдаль. Раневская – Барбара Нюссе уже отделена от окружающих невидимой, но ощутимой границей конца судьбы. Поэтому ее объятия и поцелуи все время напоминают прощальный ритуал похорон.

Персеваль не пытается «переиначить» Чехова или постебаться над ним, но сознательно ставит чеховских персонажей под беспощадный свет брехтовской традиции. В результате фигуры героев лишаются привычных оттенков и полутонов, обретают пугающую гротескную резкость контура и жеста.

Яша (Маттиас Лея) вывез из Парижа не только новый прикид, но и нетрадиционную ориентацию, с которой в российской глубинке вряд ли выжить. Семеня по сцене на огромных каблуках женских туфель, поправляя пиджак «в облипочку», он падает барыне в ноги: возьмите с собой, увезите, не могу я здесь, среди невежества!!!!

…Объявивший о своей покупке имения, Лопахин (Тило Вернер) пускается здесь в неистовый пляс (хореограф – Тед Стоффер). Бритоголового, чопорного мужчину несет какая-то мутная волна, выгибающая и ломающая его тело в безумных, непристойных коленцах. И ты понимаешь, что такая же стихия ритма подхватила его на торгах, заставила купить имение, «лучше которого нет на свете», и тем убить женщину, боготворимую с детства.

Люк Персеваль рассказывает в своей постановке историю женщины, для которой ее сад и ее дом – частица ее самой. «Продавайте меня вместе с садом», – идет рефреном роли Раневской. Вся ее жизнь – здесь, где могилы родных, где среди деревьев бродят призраки покойных мамы и сына. Она также не может уехать отсюда, как не могут эмигрировать вишневые деревья. Удивительно, но космополит и человек мира Персеваль последовательно и сознательно, умно и убедительно проводит в самых разных своих спектаклях непопулярную сегодня мысль о кровной связи человека с его родным домом. Человек в его спектаклях вовсе не «перекати-поле», свободно носимое в мировом пространстве. Скорее – дерево, прочно вросшее в свою почву, чьи корни, если обрубишь, – будут кровоточить…

Собравшись на авансцене, стоят, озираясь, бывшие обитатели усадьбы. И только Раневскую подхватывает на руки неожиданно молодой и сильный Фирс, и уносит, кружа в последнем нескончаемом танце. И в такт их кружению качаются и плывут горящие белые шары и сгущается мрак.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также