Неоконченная пьеса

В ближайшие годы на российской сцене произойдут изменения: эксперты спорят, с чего начать

 
О переходе театра на контрактную систему разговоры идут 25 лет. Одна часть российских театров (преимущественно столичных) по собственной воле перешла на контракты, другая (более многочисленная) живет по старинке. Предполагается, что грядущая театральная реформа должна перевести на контракты все российские театры. Об этом театральные руководители не раз говорили с Владимиром Путиным, и премьер предложение поддержал. Однако реформа должна начаться с законодательных изменений, которые и подготовят почву для повсеместного введения контракта. Но что и как менять?
Профессор РАТИ, социолог Геннадий Дадамян отмечает несколько наиболее «принципиальных проблем», подчеркнув, что на самом деле «можно выделить значительно больше». Прежде всего устарела социальная инфраструктура: легко пересчитать российские театры, которые у себя на сайтах организовали онлайн-продажу билетов, хотя в Европе и США подобная практика введена повсеместно. Совсем мало частных театров и театральных агентств. Не работает театральная биржа, а следовательно, нет и единой базы данных артистов, хотя в советское время она существовала.

Нет социальных гарантий

Государство обязано как можно скорее наладить систему поддержки искусства меценатами, и слово «искусство» (а не потребитель) здесь должно быть ключевым. Но наладить будет не так-то просто, поскольку в России нет ни одного работающего фонда, заинтересованного в развитии сценического искусства. Для сравнения: еще в 2004 году в США было свыше 60 тыс. частных фондов, которые за один только год выделили на искусство 1,5 млрд. долларов. У нас такой практики нет, и не появится она до тех пор, пока чиновники не примут закон о меценатстве и закон о культуре.

Еще одна проблема – у работников театра нет четкой системы социальных гарантий. В подтверждение этому достаточно взглянуть на горы дел, которые ведутся сегодня в российских судах и связаны с «несправедливым» увольнением артиста, осветителя или гримера. Не разработана и система поддержки творческой молодежи. За минувшие четверть века социальный статус художника изменился, поменялась реальность, однако много ли мы знаем спектаклей о жизни поколения 20-летних? Правда, обвинять в бездействии драматургов и режиссеров глупо, поскольку пьесы пишутся, а режиссеры готовы их ставить. Беда лишь в том, что все упирается в предпочтения самих театров (по сведениям экспертов, наиболее кассовые вещи для сцены – ширпотребная комедия и, как ни странно, русская классика). А следовательно, отсюда вытекает и следующая проблема – крайне мало в Москве (и совсем нет в регионах) открытых сценических площадок, на которых могла бы собираться молодежь для свободных проектов.

Пустое кресло худрука

В худруки молодежь тоже выбивается нечасто. Самые молодые среди нынешних руководителей театров – Евгений Писарев (Театр Пушкина) и Миндаугас Карбаускис (Театр Маяковского). Обоим по 40 лет. Для сравнения: Олегу Ефремову было 29 лет, когда он возглавил студию, из которой позже возник «Современник». Галина Волчек стала главным режиссером в 37 лет, Георгий Товстоногов – в 35 лет, Юрий Завадский и Валентин Плучек – в 30 лет, и подобных примеров можно привести еще множество.

Сегодняшние двадцатилетние режиссеры последние два сезона блестяще проявили себя в Театре Табакова, «Современнике», «Мастерской Петра Фоменко». Но случилось это лишь потому, что руководители этих театров, не дожидаясь «указаний сверху», самовластно разработали программы по поддержке творческой молодежи и впустили к себе новоиспеченных режиссеров и сразу несколько их спектаклей стали ярким событием столичной сцены. Не случайно на форуме, прошедшем в феврале в СТД, рефреном звучала мысль: надо срочно принимать меры, иначе отечественный театр растеряет новое поколение режиссеров.

Есть еще две проблемы, которые Геннадий Дадамян относит к наиболее важным. Так, например, в прошлом сезоне в Театре Маяковского можно было наблюдать парадоксальную картину: после ухода Сергея Арцибашева с поста худрука несколько месяцев пустовало его режиссерское кресло, потому что никто не хотел брать на себя бремя ответственности и тащить на плечах столь огромный, легендарный коллектив. Представить нечто подобное в советское время было просто невозможно, поскольку за должность худрука боролись многие. Теперь же оказалось, что современные режиссеры предпочитают работать на разовых проектах, ставя спектакли одновременно в двух-трех городах: денег это приносит больше, а головной боли – меньше. Наконец, еще одна немаловажная проблема – отсутствие профсоюзов. Частично эту функцию выполняет СТД, но у него другие профильные задачи…

«Многие театры не пускают к себе молодых режиссеров»

Руководитель Московского департамента культуры Сергей Капков согласен с «печальными выводами» Георгия Дадамяна. «Взять, например, вопрос открытых площадок, – сказал Капков. – Если быть объективным, то их нет не только в регионах, но и в самой Москве. Мне возразят: мол, есть Центр Мейерхольда. Однако полноценной площадкой его считать трудно, ведь график там плотно расписан, и свободным художникам попасть туда действительно нелегко. Единственное, что Москва может предложить, – это попытаться попасть в график крупных театров, когда они уезжают на гастроли (об этом можно договориться через Департамент культуры). Кроме того, у нас есть дома культуры, в которых всегда найдется место для репетиций. Например, ДК «ЗиЛ» и ДК «Меридиан»: там залы по 600–800 мест, поэтому мы планируем предоставлять на время эти площадки для театров, которые находятся в центре Москвы. Таким образом, мы пошлем центральные театры в своеобразные гастроли по Москве, где они могут ставить спектакли и продавать билеты».

Сергей Капков подтвердил: «Сегодня средний возраст руководителя театра – 64,5 года, поэтому многие театры не подпускают к своей сцене молодых режиссеров. И с этим, конечно, надо бороться: придет молодой режиссер, придет и молодой зритель. Наша задача, чтобы старая школа шла навстречу молодой, а молодая не просила стариков покинуть театр».

Отдельный вопрос – где и как ставить экспериментальные постановки. Вопрос сложный, поскольку эксперимент лишь тогда успешен, когда он плотно сопряжен с риском. У Департамента культуры здесь свое видение ситуации: «Мы пока что придумали только одну схему – разработали проект «Открытая сцена», в рамках которого будут выдаваться гранты молодым режиссерам, чтобы они могли выбирать площадки и делать эксперименты, – сказал Сергей Капков. – Критики будут оценивать их работы, и если эксперимент удачный, то он, несомненно, привлечет зрителей».

«Закрытые» открытые площадки

Впрочем, пока молодые режиссеры не очень верят в гранты и пробиваются на чистом энтузиазме. Об этом говорил за круглым столом в СТД худрук театра «Будильник» Юрий Алесин: «У меня есть информация, что в Москве все чаще открываются независимые театры. Например, помимо театра «Будильник» существует Театр вкуса, театр «Ученый медведь», «Домашний театр» и многие другие. И все они работают на детскую аудиторию. Театрам, которые я перечислил, удалось продержаться долгое время, хотя кругом очень много коллективов, которые распадаются, не просуществовав и года. Почему? Не потому что уходит желание работать, а лишь потому, что отсутствует господдержка. Взять те же открытые площадки: увы, их «открытость» какая-то призрачная. Не очень понятно, как попасть в театральный центр «На Страстном» – все зависит от единоличного решения тамошнего директора. Аренда Центра Мейерхольда по деньгам сопоставима с арендой «Дворца на Яузе». Разве что очень хорошо и дружелюбно нас встречают на «Открытой сцене» (бывшей студии на Поварской, которой руководил Анатолий Васильев), но там все так индивидуально и заточено под самого Васильева, что нет возможности в полной мере раскрыться и реализоваться».

Сегодня в Москве 317 театров. 88 из них – городские (то есть находятся на балансе у Департамента культуры) а 15 – федеральные (на балансе у Министерства культуры). И как выясняется, этих театров совсем недостаточно для такого огромного города.

Кроме того, дискуссия в СТД показала интересную картину: сколько театров, столько и проблем. Нигде нет четкости, поэтому не вполне ясно, с чего начинать реформу. По мнению Сергея Капкова, «первоочередная задача заключается в том, чтобы театры могли больше зарабатывать». Здесь, очевидно, чиновники и будут искать ключ для решения проблем. А для этого нужно не только пересмотреть порядок распределения бюджетных средств, но и «повернуть город лицом к театру» – выстроить коммуникации, позаботиться о парковках, дать театру больше рекламных возможностей. «А пока мы видим, что театральный зритель уходит, – подчеркнул Капков. – И наша задача – хотя бы за государственный счет вернуть его в театр. Это большая работа. Я думаю, что со временем, когда мы пересмотрим всю городскую недвижимость, мы выделим ряд промышленных зон, которые будут переформатироваться в культурные кластеры – наподобие тех свободных площадок, какие уже существуют. Единственное, чего я не могу обещать, – эти площадки за каждым из режиссеров будут закреплены в вечную собственность».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также