Новый поворот

Миндаугас Карбаускис удачно дебютировал на сцене «Маяковки»

 
В пьесе забулдыге-трагику Громилову говорят: «У нас в доме мерзость, а ты – талант». На самом деле Островскому, отлично знавшему театр и с фасада, и с изнанки, было предельно ясно: в его недрах мерзость с талантом перемешаны так густо, что порой и не отделить одно от другого.
Сцена, где выходит наружу грязная интрига с провалом бенефиса актрисы Негиной, у Карбаускиса очень похожа на «общее собрание творческого коллектива». Например, из тех, что еще недавно проходили в этих самых стенах Театра Маяковского, когда свергали предыдущего руководителя. И даже помещик Великатов, этот «бог из машины», пришедший на выручку юному дарованию, не противоречит ситуации – ну, подвернулся спонсор, поправил дело, а кто ж, если не он?

Намеренно, нет ли, Карбаускис начал на этой сцене с пьесы о театре, но многое в его спектакле рифмуется с конкретным адресом премьеры. Скажем, то, что среди местных корифеев Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского, Михаила Филиппова, Расми Джабраилова появляется «варяг» Ирина Пегова. Любимая актриса режиссера позаимствована из МХТ, и именно она играет Негину, центр всеобщего притяжения. Или то, что в роли Нарокова, бескорыстного рыцаря искусства, спустившего на содержание театра все свои капиталы, выходит старейшина Маяковки Ефим Байковский. Он играет в старинной благородной манере и смотрится эдаким театральным Агасфером. И даже то, как Даниил Спиваковский в роли бедного учителя Пети Мелузова смахивает на своего тезку Трофимова из чеховского «Вишневого сада». А если вспомнить, что Театр Маяковского никогда не славился Чеховым, то и получается, что нескладный, необаятельный Петя – чужак на этом празднике жизни.

Поворотный круг увозит за кулисы героев, еще не досказавших свои реплики, а ладная, с персиковыми щеками и роскошной косой Негина–Пегова упруго подталкивает его движение ногой. То робко, то нетерпеливо, будто пробует ход иной жизни, готовая отдаться на волю равнодушного перпетуум-мобиле, а там – бог весть!

В этой Негиной сидит черт, такая способна взорваться, всех поставить на место и, в конечном счете, через всех перешагнуть. Это и есть талант, который, по Островскому, и красота одновременно. Талант как проклятие, как бешеное вино в крови, с которым предстоит жить, оставляя за собой руины чьих-то судеб, а возможно, и своей собственной. Великатов ведь еще тот тип. Филиппов играет не вальяжного «блаародного» помещика, а вещь в себе. Скромняга в мятой кепке, его герой на самом деле прагматик новейшего образца. Вот эти двое – самые неожиданные в спектакле. Остальные убедительны, хороши, но вполне предсказуемы. Однако все вместе, обеспеченные совершенно очевидным доверием режиссера, органично живут в странноватом, почти пустом пространстве большой, ржавого цвета коробки. Сценограф Сергей Бархин, конечно, поселяет их в театр, как в некую вселенную, где меняются лишь декорации жизни. Поворотный сценический круг становится не просто метафорой, но действующим лицом этого спектакля. Его бесстрастное вращение для одних – вечный бег по кругу, для других – попытка этот круг разорвать, ведь с авансцены не увидишь, что линия движения замкнута и может вернуть тебя в исходную точку.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также