Неоконченная пьеса

Деятели сцены готовятся к театральной реформе. С чего она должна начаться – рассуждают эксперты номера

 
Застывшая пружина

Виктор Борзенко, шеф-редактор журнала «Театрал»

На заре перестройки Олег Басилашвили поинтересовался у Георгия Товстоногова, каким он видит будущее репертуарного театра. Выдающийся режиссер ответил: «Советский репертуарный театр изжил себя. Он настолько окостенел, что не способен двигаться ни вправо, ни влево, ни назад, ни вперед. Этот театр неизбежно будет разрушен временем. И возникнет громадное количество антреприз. Там наряду с безобразием будет масса замечательного. Там будут самостоятельность, поиск, свобода, отсутствие актерского и режиссерского зажима. И в результате когда-то, как протест против безобразия этой антрепризы, возникнет некий новый Станиславский, который противопоставит раздрызганности высокое искусство». После того разговора прошло почти тридцать лет. Товстоногов оказался прав – антрепризы возникли. Однако знал ли он, что судьба «советского репертуарного театра» при этом будет меняться с таким скрежетом. Далеко не во всех труппах прижилась контрактная система, а следовательно, с творческим поиском и свободой не слишком благополучно обстоят дела. После раскола МХАТа в 1986 году Олег Ефремов намеревался хотя бы в своем коллективе модернизировать театральную систему. Однако в ту пору разговоры о контракте наталкивались на сопротивление со стороны корифеев труппы: мол, выгоняешь стариков на мороз. Сопротивлялся, например, Олег Борисов: он признавал контрактную систему только применительно к кино («там нет театральных проблем»). Ведь в фильм набирают лишь тех артистов, которых хочет видеть режиссер, а театры скованы многочисленными обязательствами, это сроки, это расписанные на годы спектакли, это воспитание молодого поколения и т.п. За минувшие десятилетия все разговоры о контракте по-прежнему заканчивались спорами. Система репертуарного театра сегодня напоминает застывшую пружину: вроде бы в 1990-е годы началась театральная реформа. Вроде бы не раз ее ход обсуждался с представителями власти. Вроде бы принята концепция развития театрального дела в России до 2020 года. Вроде бы каждый театр имеет свой устав, в рамках которого коллектив и должен развиваться. Однако все чаще выясняется, что уставы написаны формально, о концепции не знают многие худруки, а театральное сообщество снова выясняет: с чего первым делом начинать реформу? Этому вопросу посвящен и нынешний номер «Театрала».

Иосиф Райхельгауз:

– Реформу необходимо начинать с изменений в системе управления театрами. После колоссального советского застоя расцвет российского театра пришелся на те самые 1990-е. В этот период в Москве появились «Школа драматического искусства» Васильева, театры Фоменко, Женовача, наш театр и т.д. Тогда правительство Москвы азартно открывало новые театры. Однако потом система управления снова вернулась к советским временам. Сегодня нам очень мешают работать. У нас сидят четыре бухгалтера – пишут и заполняют какие-то безумные бумаги. Строительство новой сцены в нашем театре продолжается десять лет, только «благодаря» чиновникам и их бесконечным согласованиям. Конечно, театр не может стоять на месте, он должен развиваться. Но! Руководство страны и руководство Москвы должны стремиться к тому, чтобы культура, и театр в частности, развивались. Прекрасно, что для общественного транспорта выделяют специальные полосы, а для велосипедистов – дорожки. Это нужно и важно. Но пора выделить «полосу» для культуры и образования, которые давно стоят в бесконечных пробках.

Сергей Женовач:

– Прежде всего реформа должна дать дорогу молодежи. У нас есть потрясающие молодые режиссеры. И есть руководители, которые зовут их в свои театры, в частности Галина Волчек, Алексей Бородин, Олег Табаков. Эти люди заинтересованы, чтобы возникла другая эстетика, новый язык. У молодых режиссеров должна быть возможность обретать свою команду – художника, драматурга, актерскую группу. Однако остается проблема: люди, которые начинают в мастерских, впоследствии не находят применения со своими командами в больших театрах. И ребята оказываются на распутье. Должна быть некая учебная сцена, куда ребята могли бы приходить со своими безумными идеями. И если у них в процессе работы складываются команды, которые существуют совместно два-три спектакля, им надо предлагать работу на большой сцене. Необходимо помогать молодым талантливым ребятам. А главное – избегать вкусовщины. Иначе мы потеряем молодое поколение.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также