Царское дело

В Малом театре знают, как изготовить шапку Мономаха, а также другие уборы старинных времен

 
Фото: Екатерина Варюхичева
– В спектакле «Чайка» у Ирины Муравьевой есть шляпка, которая должна напоминать о болоте, – говорит художник по головным уборам Малого театра Елена Шапиро. – Из нее торчат травиночки, обрывки перышек. И Муравьева остроумно прозвала свою шляпку кочкой. А потом, когда в филиале ставился «Вишневый сад», она попросила для нового спектакля сшить такую же «кочку», чтобы не возить один и тот же головной убор из основного здания в филиал. Я сшила все один к одному: те же бисеринки и травиночки, но шляпа получилась неудачной. В нашем деле предугадать успех невозможно…
Цех головных уборов, в котором Елена Георгиевна работает сорок пять лет, находится в одном зале с пошивочным и, по сути, занимает крошечное пространство – старинный стол с выдвижными ящиками. Именно здесь создаются бесчисленные цилиндры, котелки, картузы, канотье и… шапки Мономаха. Художница шутит:

– Если бы Иван Грозный узнал, как усердно мы тиражируем его шапку Мономаха, то давно посадил бы на кол весь наш цех. Но счастье театра в том и заключается, что путешествуешь по историческим эпохам, не отходя от рабочего места.

«Кеша, а тебе идет!»

Сейчас на столе лежат серые фуражки и большая черная шляпа с тульей и эспри (пером райской птицы). Это головной убор для финала «Скучной истории», которая скоро пополнит репертуар.

– Когда-то за этим столом сидела потрясающий мастер Тамара Владимировна Кунина, к которой я и пришла в ученицы сразу после окончания Театрального художественно-технического училища, – говорит Елена Шапиро. – Тамара Владимировна специально ничему не учила, я просто сидела и смотрела, как она работает. А она давала мне задания: сначала примитивные – что-нибудь пришить, а потом более сложные. Но через некоторое время она внезапно ушла из театра, и мне пришлось перенять эстафету.

О первых годах работы в Малом театре художница вспоминает с улыбкой:

– По молодости застенчивая была. Еще бы, Малый театр! В 1972 году Борис Равенских выпускал спектакль «Царь Федор Иоаннович». И мне тогда предстояло впервые в жизни самостоятельно производить головные уборы.

Конечно, жутко волновалась. Тем более что Равенских часто заходил в наш цех, поскольку хотел видеть костюмы задолго до премьеры. И вдруг однажды звонят мне из режиссерского управления: «Лена, принесите шапку Мономаха на репетицию. Борис Иванович просит».

Я опрометью бросилась в зрительный зал. Борис Иванович иронично посмотрел на меня (я была маленькая худенькая девочка с этой огромной шапкой в руках) и тут же отреагировал: «Несите на сцену». Я с дрожью в коленках направилась к сцене, поскольку там стоял Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он был высокого роста, но вот я подхожу к нему, и он говорит: «Ну, наденьте мне». А как мне дотянуться-то до него! Я прыгаю вокруг да около, а он смотрит и смеется. В итоге после моих неудачных попыток он все-таки немножко наклонился, и я смогла надеть на него шапку Мономаха. Борис Иванович посмотрел и сказал: «Кеша, а тебе идет!» Но все равно эту шапку в спектакле он так и не надел. Ее либо держали над головой, либо она просто лежала на сцене как символ власти.

«В кресле сидела Пиковая дама»

На вопрос «Театрала», носите ли вы шляпы, художница машет рукой: «Никогда в жизни не носила, я хожу в дурацком колпаке с помпончиком, как у Буратино, честное слово. Моя любовь к шляпам внутри». Правда, на это живо откликаются коллеги из смежного пошивочного цеха, которые припоминают шляпу в клеточку...

– Ах да, я когда-то сходила на выставку, где были рисунки ни много ни мало Феллини. И там действительно увидела шляпку в клеточку, нарисованную Феллини для Джульетты Мазины. Тогда я подумала: «Вот это мне нравится!» И сделала себе такую же. Но это давно было. А вообще, носить шляпы – это целое искусство. Мне когда-то Тамара Владимировна сказала, что только прирожденные шляпницы знают, на какую точку следует посадить головной убор. Лучше всех это умела Фаина Раневская. Помните, в фильме «Весна» она примеряет шляпку и говорит: «Красота – это страшная сила»…

О малейших деталях, способных испортить сценический образ, Елена Шапиро может говорить часами. Сколько раз она встречалась с этим на практике: вроде бы сильная режиссерская концепция, замечательная пьеса, в ролях – маститые артисты, а все равно что-то не клеится. И головной убор, оказывается, способен решить проблему. Так было, например, в спектакле по пьесе Гнедича «Холопы», где главную роль играла Елена Николаевна Гоголева.

– В финале спектакля после известия о смерти Павла I героиня Гоголевой должна была вскочить с инвалидного кресла и уверенно встать на ноги. Для финальной сцены замечательный художник Андрюша Сергеев нарисовал большой красивый бархатный берет с оборочкой. Я сшила его, но получился странный образ: вместо Плавунцовой в кресле сидела какая-то Пиковая дама. Мы долго бились, пробовали и так и сяк. «Холопы» уже пошли на публику, пока не появилась идея сделать треуголку. А потом, когда я показала ее Андрюше, он взял сиреневое пушистое перышко и попросил пришить к его к треуголке. Образ поменялся на глазах.

Спасти спектакль

Свои цилиндры и канотье Елена Шапиро изготовляет по лучшим оригиналам, ведь в Малом театре хранится целая коллекция головных уборов XIX века. Кроме того, художница не раз посещала фонды Исторического музея, где делала обмеры с исторических шляп.

– Работа моя очень интересная, она похожа на создание скульптуры, ведь мы делаем объемную вещь. Выполнить верную форму не так уж и просто. Например, при изготовлении котелка его сначала нужно сформовать. Для этого используется деревянный болван для шляп, но их давно сняли с производства. Вот у меня есть безумно любимый болван, который я купила у одной бабушки, он XIX века. Видите, какие правильные у него пропорции – прямо так и хочется «погладить по головке». А рядом с ним современный болван, сделанный в советское время. Он совсем другого качества – непомерно раздутый, непропорциональный.

– В нашем деле бывают непредсказуемые моменты, – говорит художница. – Вот недавно Василий Иванович Бочкарев вводился в «Мольера». По его просьбе я сделала для роли большой берет. Но произошла неувязка с гримерами, и мы не учли, что у артиста будет еще и парик. За полчаса до выхода на сцену Василий Иванович в гримерке надел парик, и только здесь оказалось, что берет не налезет. Я трясущимися руками начинаю берет распарывать, но когда расшила ободок, то оттуда вылез совершенно другой цвет. Караул! До начала оставались считаные минуты, но Малый театр – место волшебное. Каким-то чудом все обошлось.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также