С кровавой развязкой

Томас Остермайер предложил москвичам свою трактовку «Фрекен Жюли»

 
Известный немецкий режиссер, руководитель берлинского театра «Шаубюне» Томас Остермайер дебютировал в России постановкой пьесы Стриндберга «Фрекен Жюли», адаптированной к современности Михаилом Дурненковым. Спектакль стал первой премьерой на сцене только отремонтированного Театра наций. Руководитель театра Евгений Миронов констатировал, что работа была тяжелой, но он надеется, что их сотрудничество с Остермайером будет продолжено.
Старые пьесы повсеместно перешивают примерно по тем же причинам, по каким во времена дефицита женщины перелицовывают старые платья. Что делать, если нет нового и подходящего? Перелицовками занимаются во всем мире (можно вспомнить хотя бы «Нору», поставленную Остермайером у себя на родине). На этот раз Томас Остермайер все современные отечественные реалии в новой версии «Фрекен Жюли» передоверил Михаилу Дурненкову. Ну а что делать Дурненкову, если исходная коллизия пьесы отсылает к нравам далеким и чужим? Как убедить зрителей, что современная зрелая продвинутая девушка, знающая толк в отвязных вечеринках, матерном сленге, спиртном и наркотиках, относится к потере невинности прямо-таки со средневековым ужасом? Что делать с рассуждениями о голубой крови в устах дочки генерала? А уж о сексе без контрацептивов на современной подмосковной даче и вовсе говорить не приходится…

Все эти и другие несуразности и дырки текста актерам приходится «сшивать» своими нервными затратами, замазывать обаянием, закрывать мастерством и личной убедительностью. Все трое главных исполнителей: Юлия Пересильд (Кристина), Евгений Миронов (Жан), Чулпан Хаматова (Жюли) бросаются в провалы пьесы с тем бесстрашием и азартом, про который в цирке говорят «с куражом работают».

Художник Ян Паппельбаум выстроил на сцене кухню с обложки журнала модных интерьеров. Спектакль начинается молчаливой десятиминутной сценой разделки курицы, каждую подробность которой мы видим на висящем огромном экране. Кухонный антураж, визионерская точность деталей, да и сама курица, похоже, прилетели напрямую из спектакля Кети Митчелл, поставившей эту пьесу в «Шаубюне». Работая впервые с русскими актерами, отважный радикал Остермайер решил использовать приемы не затасканные, но уже опробованные и обкатанные.

Чулпан Хаматовой выпала, пожалуй, самая сложная из актерских задач спектакля. Ей надо соединить отвязную гламурную деваху первой части и перепуганную насмерть девушку-ребенка, вдруг лишившуюся своего девичества, из части второй. Обе задачи актриса выполняет с элегантностью. Хороша отчаянно веселящаяся Жюли, развлекающаяся на кухне с папиным шофером. Хаматова убедительно играет патрицианскую неразборчивость и патрицианскую снисходительность. Хороша и истерзанная девочка с размазанными после первой ночи губами, подламывающимися ногами на высоких каблуках, плавающим в глазах ужасом… Разъяренный любовник заталкивает ее в морозильник – остудиться, и она сидит там съежившимся воробышком.

… Долгая новогодняя ночь заканчивается похмельным рассветом. На полу пластиковый мусор. У Кристины выспавшееся, деловое и отмытое лицо. Рубашка Жана залита вином и забрызгана кровью убитой любимой собачки Жюли. По мобильному звонит хозяин дома. А Жюли, стоя на авансцене, с залитым слезами лицом теребит в руках револьвер отца, потому что больше ей держаться в этом мире не за что. В памяти остается маленькая съежившаяся от боли женская душа за минуту до выстрела.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также