Ария московского гостя

Нужны ли регионам театральные фестивали

 
В советское время все фестивали финансировались государством, и участие в них было кнутом или пряником для театра: его могли отправить в порядке поощрения на гастроли в Сочи, а в качестве наказания – в путешествие по нетопленым домам культуры. Сегодня количество фестивалей, имеющих полное или частичное госфинансирование, сократилось в разы. Однако Пушкинский театральный фестиваль в Пскове и Рождественский фестиваль в Новосибирске удержались в непростой ситуации. Обоим смотрам больше десяти лет, Псковский фестиваль финансируется Минкультом, Новосибирский – областным правительством. О проблемах и радостях этих смотров «Театрал» попросил рассказать их директоров.
Владимир Рецептер, Пушкинский фестиваль:

– Если местная власть способна оплатить дорогу и гостиницу своему театру, то он с радостью выезжает за пределы города и не только играет спектакли, но и смотрит работы коллег. Для театра и его зрителей это колоссальный плюс. Но, увы, так происходит теперь не везде. А если говорить конкретно о нашем фестивале, то для нас финансовая проблема особенно ощутима, поскольку мы обязаны собрать под одной крышей театры из разных городов страны, где идут спектакли по произведениям Пушкина. И одно дело привезти спектакль из Москвы, а другое – из Владивостока. Это разные денежные затраты. И все равно, несмотря на финансовые трудности, у нашего фестиваля есть четкая задача, которой мы следуем уже почти двадцать лет. Нам важно увидеть, что поставлено в Москве, Старом Осколе, Нижнем Новгороде, Пскове; важно следить за тем, что происходит в театральной пушкинистике. Лучшее, если удается, появляется на фестивале – это живой и многослойный контекст нашего движения. Мы ищем связь времен…

– А в чем проявляется такая связь?

– Примеров может быть много. Но, скажем, когда участник или гость фестиваля оказывается 10 февраля в 14.45 (в минуту смерти Пушкина) на его могиле в Святогорском монастыре, для него многое открывается безо всяких слов. Поэту Владимиру Соколову я когда-то посвятил стихотворение, начинающееся строчкой: «Кто не был здесь зимой, тот не был здесь ни разу». Приезжающие во Псков влюбляются в этот город. Люди получают возможность дышать «воздухом Пушкина». А во время просмотров и обсуждений спектаклей, я надеюсь, они убеждаются в том, что Пушкин дал мощное развитие русскому театру и теперь это богатейшее наследие нуждается в кропотливом исследовании. Я всегда приглашаю к разговору ученых, писателей, режиссеров – Сергея Фомичева, Валентина Непомнящего, Станислава Рассадина, Петра Фоменко, Анатолия Васильева и даже тех, кто занимается сухой наукой и не очень понимает, что такое театр.

– Есть ли точки соприкосновения между театром и «сухой наукой»? Как вы знаете, многие филологи до боли ревнивы и не любят смотреть современные спектакли, считая что театр коверкает классику…

– Поэтому мне бы хотелось подружить науку и театр, чтобы эти сферы благородно зависели друг от друга и обменивались идеями. Ведь пушкинское наследие – это бездонная бочка. Например, я собираюсь писать статью о «Борисе Годунове». Оказалось, там такая бездна неуслышанного, непонятого нами. И мы в своей театральной лаборатории можем проверить все то, что Пушкин написал для сцены. Проверить духоподъемное, опасное, однако, врачующее действие пушкинской мысли, чтобы современный человек, услышав ее, не упал духом, не забыл своих культурных корней. И при всех текущих сложностях (слабое финансирование, нехватка складов для декораций, поиски жилья для участников фестиваля) – с дороги нас никто не собьет.

Татьяна Людмилина, Рождественский фестиваль:

– Неловко себя хвалить, но мы поставили достаточно масштабную задачу – нам важно показать Новосибирску наиболее интересные и громкие спектакли последних лет. В этом году, например, в программе фестиваля были «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса, «Кроткая» Ирины Керученко, «Дядя Ваня» Римаса Туминаса, «Отморозки» Кирилла Серебренникова, дивертисмент с участием солистов Музыкального Театра Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра… Пестрая программа! На фестиваль выделяются деньги из бюджета Новосибирской области, но при этом местная власть никогда не вмешивается в наши дела. Возможно, какие-то спектакли ей не нравятся, возможно, после просмотра она с недоумением покидает зал – я об этом не знаю, поскольку театральное искусство в нашем городе никогда не являлось причиной конфликтов. Нам выделяют деньги, а мы на них проводим фестиваль. И получается, что у меня, с одной стороны, руки развязаны, но с другой – вся ответственность лежит на мне.

– Билеты на фестиваль, наверное, не самые дешевые?

– К сожалению, мы не можем установить низкие цены на престижные и нашумевшие спектакли, поскольку за счет билетов стараемся покрыть часть расходных статей. И стоимость билета, например, на спектакль Театра наций доходит до пяти тысяч рублей.

– Прямо-таки с московским размахом…

– Да, но только для Новосибирска это огромные деньги. Для сравнения: стоимость билета на премьеру местного театра составляет 500–800 рублей. Поэтому далеко не каждый житель города согласится потратить пять тысяч на гастрольный спектакль. Кроме того, всегда есть соблазн – потратить те же деньги на концерт, скажем, Елены Ваенги или Стаса Михайлова. Поэтому мы должны провести не только достойную рекламную кампанию, но и афишу сформировать таким образом, чтобы зрители не зря потратили деньги. Для этого приходится разъяснять в местных СМИ, что спектакль с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой соберет один зал, а Седьмая студия Кирилла Серебренникова – совсем другой. Если вы любите эксперименты, то для вас такие-то спектакли, если любите добротную постановку классики – то такие-то.

– Худруки столичных театров любят прихвастнуть, что, мол, самых ярых любителей все равно пускают бесплатно. К вам, наверное, тоже прорываются театралы, у которых нет денег?

– Бесплатных бонусов у нас нет ни для кого, кроме студентов театральных институтов. Остальные копят деньги, поскольку Новосибирск – это все-таки не Москва. Спектакль приезжает один-единственный раз и нужно постараться максимально окупить затраты. Но все-таки есть немного билетов по доступной цене (300–500 рублей). Чтобы их получить, нужно позаботиться заранее.

– А время меняет концепцию фестиваля?

– Конечно, меняет. Для этого достаточно посмотреть, какие названия появляются в афише, какие жанры преобладают. И я рада, что несмотря на рутинные трудности, нам все эти годы сопутствовал успех. Мы проводим лаборатории, творческие встречи, семинары. Но главное, что все это не исчезает бесследно. Во-первых, местные театры волей-неволей подтягиваются до столичного уровня и не живут в своем замкнутом пространстве, а во-вторых, московские и питерские режиссеры охотно приезжают в Новосибирск на отдельные проекты. И этот «культурный обмен» дорогого стоит: он очень оздоравливает духовность города.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также