Стриптиз Мельпомены

Вредит ли эпатаж искусству? Мы задали этот вопрос экспертам

 
С матом по жизни

Накануне Нового года случился самый громкий матерный скандал последнего времени – главного редактора журнала «Власть» уволили за публикацию хамской фотографии. Фотография изображала плакат с портретом нашего премьер-министра и надписью: «Путин, пошел…» – по самому известному в России адресу. Надпись была не отредактированной, как сейчас у нас, а полноценной. Владельцев журнала это возмутило и, возможно, испугало. Они тут же выгнали редактора, который многие годы журнал возглавлял и сделал его весьма успешным и влиятельным. Меня как читателя публикация покоробила, потому что я не ожидал от приличного издания демонстрации заборного хамства, даже если это правда жизни, а издание стремится отражать правду. Но к увольнению редактора вопросы все же остались, так как есть смутные подозрения, что если бы в журнале обматерили какого-нибудь лидера оппозиции, то владельцы издания этого бы даже не заметили. Впрочем, это совсем другая тема. Мы же – о мате, стриптизе, пошлости и прочей грубой правде жизни, рвущейся в храм высокого искусства по имени Театр.

Во все времена существования театра продолжались споры о том, до какой степени реалистичной должна быть правда жизни на сцене. Известнейшие драматурги, режиссеры и актеры отвоевывали себе шаг за шагом право на художественный реализм, который в нашей стране на долгие годы обернулся социалистическим. К реализму это уже имело весьма отдаленное отношение, зато с партийным ханжеством было все в порядке. Моральный кодекс строителя коммунизма распространялся и на театр, поэтому услышать мат на сцене из уст голой пионерки было столь же нереально, как встретить снежного человека в городской бане. Теперь времена настолько изменились, что снежным человеком никого не удивишь, а пионерка может поразить скорее, если окажется одетой, трезвой и без чинарика в зубах. Поэтому невольно чувствуешь себя сильно пожилым ретроградом, когда не только затрагиваешь тему мата, пошлости и прочих непристойностей на сцене, но и осмеливаешься это осуждать. Аргументы о том, что настоящему королю сцены нет нужды быть голым для того, чтобы зритель его понял и оценил, звучат неактуально. Королей и королев единицы, а раздеться догола да с матерком готовы тысячи. Но имеет ли этот вид спорта отношение к искусству – большой вопрос. Пошловатый стриптиз парижского кабака или московского ночного клуба, перенесенный на театральную сцену, почти тут же превращает театр в еще более пошлый кабак. Особенно если действо сдобрено отечественным матерком. В таком случае, выбирая между театром, даже самым академическим, и кабаком, даже самым посредственным, скорее выберешь кабак, потому что хамство, мат и стриптиз там органичнее. Воспринимаешь, как в старом известном анекдоте: «Это ж наша родина, сынок…» Про театр бы так не хотелось.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Незамеченная премьера

    Впервые журнал «Театрал» встретил осень премьерой. Мы не проводили сбор нашей журналистской труппы (потому что она и не расходилась на лето, ежедневно работая на сайте), но сентябрь встретили, как и положено – на сцене. ...
  • Бить иль не бить...

    Театральные маски выходят из моды. В моде нынче маски садистов в полицейской форме. Сегодня такие маски будут покруче «золотых», потому что дают возможность игнорировать нормы, законы, мораль и право. Из-за разгула такой крутизны в последние недели культурная общественность обсуждает не грядущие премьеры, а массовые избиения граждан на улицах Москвы. ...
  • Похороны отложены. Антракт...

    Сергея Доренко хоронить не стали. Прощание отложено на неопределенное время. И похороны тоже. Или кремация.   Полиция приняла решение не выдавать тело вдове в связи с тем, что дочери Сергея написали заявление о проведении повторной экспертизы. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
Читайте также